Динамика численности этносов

В танце Динамика численности этносов, говорящих на языках, главенствующих в мире. Поскольку классификация этносов производится, как правило, по лингвистическому родству, то география языков мира значения практически не имеет. Между тем даже по языковому принципу этносы можно классифицировать совершенно на иных основах.

 

 

 

Скажем, все языки мира можно подразделить на: 1) старописьменные, 2) младописьменные и 3) бесписьменные. Условно к младописьменным языкам относятся те, которые обрели письменность в XX в. Их между прочим насчитываются многие десятки (лишь в бывшем СССР письменность получили более 40 бес¬письменных народов, не говоря уже о многочисленных народах Африки, Америки, Океании).
Кроме того, в мире до сих пор имеются так называемые «реликтовые» языки, не имеющие письменности (например, на таджикском Памире). Еще живы в памяти человечества языки, сыгравшие выдающуюся роль в развитии цивилизации, но затем резко утратившие свое значение. Это санскрит в Азии, латынь в Европе. На них не только говорили многочисленные народы, но и писались манускрипты, создавались ценнейшие памятники мировой культуры. Не следует забывать, что латинский язык послужил словарной основой для романских языков — одних из главных языков современности.
Особый интерес представляет сопоставление в исторической динамике численности людей, говорящих на главенствующих языках мира (табл.). Выясняется, что в одних этнических группах происходит бурный прирост их численности, численность других стабилизировалась или увеличивается незначительно, для других, наоборот, характерно уменьшение. Интересная «метаморфоза» произошла, например, с английским языком. Стремительный рост доли говорящих по-английски (преимущественно за счет колонизации Северной Америки) к концу XX в. постепенно снизился. Аналогичная тенденция характерна для немецкого языка, тогда как французскому присуща скорее стагнация, хотя в целом в XX в. французский язык также резко «сдавал» свои позиции.
Подобные явления легко объяснимы. В эпоху создания колониальных империй численность говорящих на европейских языках быстро росла. К их уменьшению привела не столько отмена института колониализма, сколько снижение естественного прироста как в странах-метрополиях, так и в некоторых бывших колониях — государствах «переселенческого капитализма». Единственным исключением в ряду европейских языков является испанский, ставший родным для многих жителей стран Латинской Америки, характеризующихся значительным приростом населения.
Таблица . Динамика численности говорящих на главенствующих языках мира
Языки* Число говорящих, млн человек

Языки* Число говорящих, млн человек
1700 г. 1800 г. 1850 г. 1900 г. 1961 г. 2000 г.
Китайский 181 270 400 420 689 1270
Английский 8 21 53 120 257 420
Русский с ук­раинским и белорусским 16 33 47 92 174 220
Испанский 9 17 26 50 148 300
Хинди с урду 26 29 42 68 114 470
Японский 25 27 30 44 94 138
Немецкий 16 29 43 70 92 95
Арабский 16 24 29 36 84 175
Французский 21 28 37 45 59 105
Языки* Число говорящих, % от всего населения мира
1700 г. 1800 г. 1850 г. 1900 г. 1961 г. 2000 г.
Китайский 28,73 29,80 34,16 26,12 22,55 20,48
Английский 1,27 2,32 4,53 7,46 8,42 6,77
Русский с ук­раинским и белорусским 2,54 3,64 4,01 5,72 5,70 3,55
Испанский 1,43 1,88 2,22 3,11 4,84 4,84
Хинди с урду 4,13 3,20 3,59 4,22 3,73 7,01
Японский 4,00 3,10 2,70 2,72 3,10 2,26
Немецкий 2,54 3,20 3,67 4,42 3,01 1,53
Арабский 2,54 2,65 2,61 2,24 2,73 2,82
Французский 3,33 3,09 3,16 2,79 1,60 1,69

* В таблицу не включены языки португальский, индонезийский, бенгали и другие, приобретающие все более широкое распространение.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Почему современная наука относит расовую проблему только к области антропологии?
2. Постарайтесь привести примеры государств (кроме упомяну-той в тексте Японии), где имеет место совпадение расовой группы с определенным народом.
3. Что вам известно о теории этногенеза JI. Гумилева и его идее пассионарности?
4. Почему наиболее распространенным этнодифференцирующим признаком служит язык, а не другие элементы культуры?
5. Как вы можете охарактеризовать динамику изменения численности русскоговорящих в мире?
6. Проверьте, как вы усвоили значение следующих терминов и понятий: моноцентрическая теория происхождения человека; полицентрическая теория происхождения человека; этнодифференцирующие факторы; старописьменные языки; младописьменные языки.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Агеева Р. А. Какого мы роду-племени? — М., 2000.
• Бромлей Ю., Подольный Р. Человечество — это народы. — М., 1990.
• Галич М. История доколумбовых цивилизаций. — М., 1990.
Гумилев JI. Н. Этногенез и биосфера Земли. — JL, 1990. Демография. — М., 2004.

 

 

 

 



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:
© 2019, Уроки географии