Этническая мозаика мира

облакаНаряду с отдельно взятым человеком в качестве изначальной единицы «учета» при характеристике географии человечества может служить этнос. В подходах к пониманию природы этноса в науке имеется немало расхождений. Одно из главных — какой характер носит этнос: социальный или природный?

 

 

 

 

Часть ученых (их, пожалуй, большинство) считает этносы сугубо социальным явлением и не признает утверждение, что новые этносы возникают в результате мутации — биологического в своей основе процесса. Они полагают, что каждый этнос порождается общественными процессами, и само его развитие — тоже один из таких процессов.
Другая часть ученых исходит из того, что на заре истории человечества древние этносы формировались в пределах определенных территорий со специфической природной средой и представляли собой человеческие популяции — биологические единицы. Более того, и сегодня этносы — это человеческие популяции, плоды длительного мутагенеза. (Вопросы, связанные с биологической трактовкой этносов, подробно освещены в многочисленных трудах известного русского ученого — географа, историка и философа Л. Гумцлева — сына поэ¬тов Н. Гумилева и А. Ахматовой.)
Имеется разнобой и в определении признаков этноса. Если одни исследователи к числу главных признаков этноса относят язык и культуру, то другие добавляют к этому единство территории и этническое самосознание, третьи указывают на характерные особенности психического склада и антропологии. Реальная жизнь свидетельствует, что иногда какие-то признаки этноса (например, общность территории) могут отсутствовать.
Кроме того, каждый из этносов-народов имеет и такой непременный внешний признак, как самоназвание — этноним. При этом именно самоназвание, а не имя, даваемое этносу иными народами (так, этнос, называющий себя «дойч», именуется по-русски «немцы», по-французски — «аллеман», по-английски — «джемен», по-итальянски — «тедеско», по-сербски — «шваб», по-фински — «саксаляйнен» и т. д.).
Точное определение этнического состава Земли дать очень сложно. Во-первых, не во всех странах ведется учет населения по национально-этническому принципу: во многих случаях опросные листы в переписях населения содержат вопрос не об этнической (национальной) принадлежности, а о родном языке, о вероисповедании, а эти аспекты не всегда совпадают. Во-вторых, отсутствуют надежные критерии разграничения этносов, особенно в тех случаях, когда речь идет о слабовыраженных этнических признаках двух и более родственных групп (так, в горных селениях Дагестана жители двух соседних аулов имеют подчас заметные этнические отличия).
Какие же компоненты культуры могут служить при-знаками, отличающими один народ от другого? Чаще всего в качестве этнодифференцирующего признака используют язык как один из важнейших носителей культуры (кстати, большинство переписей населения фиксируют родной язык). Иногда главная роль в идентификации этноса принадлежит религии или характерным чертам поведения группы людей.
Вместе с тем, повторим еще раз, ни один из компонентов культуры не является непременным признаком, отличающим один народ от другого. Скажем, речь не должна идти о подмене классификации народов классификацией языков, так как однозначного совпадения языка и этноса нет. Так, немцы и австрийцы говорят на одном языке, но представляют собой разные этносы. То же самое можно сказать о норвежцах и датчанах, имеющих общий литературный язык. Еще более показателен пример с англоязычными этносами: англичанами, американцами, современным населением Австралии, новозеландцами. Подобный перечень можно долго продолжать, вспомнив, например, об испаноязычных мексиканцах, колумбийцах, чилийцах, аргентинцах, уругвайцах и других этносах стран Латинской Америки.
С другой стороны, распространены случаи, когда от-дельные части народа, ощущающего этническое единство, пользуются разными языками. «Классический» пример — швейцарцы, одна часть которых говорит на немецком языке, другая — на французском, третья — на итальянском, а четвертая — даже на ретороманском, на котором говорили древние ретийцы — племя, родственное вымершим этрускам.
Большинство ученых склоняются к утверждению, что количество этносов на Земле можно оценить в две-три тысячи. Для создания системы упорядоченности этносов в этнографии применяется классификация, позволяющая объединить все многообразие изучаемых объектов в иерархические группы. Речь идет о языковой классификации народов, наиболее признанной в мировой науке.
Наиболее многочисленной является индоевропейская семья народов (свыше 2 млрд человек), ареал расселения которых — Европа, Юго-Западная и Южная Азия, Южная и Северная Америка, Австралия. Весьма крупными по численности этнолингвистическими группами этой семьи являются романская (французы, итальянцы, испанцы, латиноамериканцы и др.), германская (немцы, англичане, американцы и др.), славянская (русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты и др.). Однако крупнейшая по численности языковая группа индоевропейской семьи — это индоарийская группа (языки хинди, урду, панджаби и др.). Сюда же относятся народы иранской (иранцы, таджики, курды, белуджи, ряд памирских народов, а также осетины, таты,. талыши и др.) и балтийской (латыши и литовцы) групп, армяне, греки и албанцы.
Китайско-тибетская этнолингвистическая семья народов является второй по численности (свыше 1 млрд человек), при этом основной ее этнический массив составляют китайцы (ханьцы), говорящие на многочисленных диалектах. Весьма обширный ареал распространения в Азии имеет алтайская этнолингвистическая семья народов, объединяющая тюркскую, монгольскую и тунгусо-маньчжурскую группы, каждая из которых, в свою очередь, делится на этнолингвистические подгруппы. Так, проживающие на территории бывшего- СССР тюркские народы делятся на булгарскую (например, чуваши), юго-западную (азербайджанцы, туркмены и др.), северо-западную (татары, казахи, башкиры, ногайцы и др.), юго-восточную (узбеки, уйгуры и др.), северо-восточную (якуты) подгруппы.
В России достаточно широко представлена уральская этнолингвистическая семья, объединяющая фин- ноугров (коми-пермяки, удмурты, мордва, марийцы, финны, эстонцы, ханты, манси, венгры), и народы российского Севера. Пожалуй, наиболее пестрая, не всегда поддающаяся научному осмыслению, этнолингвистическая картина на территории бывшего Союза сложилась на Северном Кавказе и в Закавказье. Так, на Северном Кавказе проживают народы абхазо-адыгской группы (абазины, адыгейцы, кабардинцы, черкесы), в Закавказье — абхазы; в нахско-дагестанскую группу входят чеченцы, ингуши и около 30 горских народов Дагестана; южнокавказскую (картвельскую) этнолингвистическую группу составляют грузины, мегрелы, сваны.
Отдельные ученые полагают, что картвельские языки родственны перечисленным выше северокавказским и образуют общую кавказскую этнолингвистическую семью. Дополнительным штрихом, подтверждающим сложную ситуацию на Кавказе, служит гипотеза о кавказском происхождении языка басков (проживающих в Испании и на юго-западе Франции), вследствие чего иногда говорят об иберийско-кавказской этнолингвистической семье.
Один из крупнейших сгустков населения мира (к тому же стремительно увеличивающийся) сосредоточен в Индии. Кроме народов индоевропейской семьи, здесь имеется немало этносов, входящих в иные семьи: дравидийскую (тамилы, каннара, малаяли, гонды и др.) и семью мунда.
Среди других наиболее крупных этнолингвистических семей упомянем семито-хамитскую (представленную в основном арабами и евреями, ареал расселения которых — Африка и Передняя Азия); нигеро-кордофанскую (составленную из африканских этносов фульбе, малинке, бамбара, моей, груси, сенуфо, йоруба, ибо, банту, азанде и др.); австронезийскую, представленную индонезийскими народами, а также жителями Океании (гавайцами, таитянами, фиджийцами, маори, а также микронезийскими народами).
Конечно, перечисление этнолингвистических семей и групп проливает слишком мало света на мозаику этносов. Только в одной Индии имеется несколько сотен различных этнических общностей, в Индонезии — не менее 200. Аналогичная картина имеет место в Тропической Африке, где лишь в Нигерии официально насчитывается около 200 народов.
При этом многообразные этнические процессы (консолидация, ассимиляция, депопуляция) постоянно вносят коррективы в этническую картину мира.

 

 

 

 

 



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:
© 2019, Уроки географии