Голод и здоровье человечества

hunger_index_1571194140_325x183Учебное пособие. Ю. Н. Гладкий, С. Б. Лавров. «Глобальная география». Голод и здоровье человечества. Недостаточное и не­полноценное питание значительной части населения планеты оказывает огромное влияние на биологические и социальные аспекты воспроизводства всего человечест­ва, его жизненный тонус, производительность труда и т. п.

 

 

 

 

Недоедание особенно пагубно сказывается на здо­ровье детей до 5 лет. Согласно результатам исследований ВОЗ, это замедляет их не только физическое, но и умст­венное развитие, а впоследствии отражается и на психи­ческом состоянии. В развивающихся странах ежегодно около 100 тыс. детей теряют зрение вследствие недостат­ка в пище витамина А.

Нередко новорожденные заболевают раньше, чем по­являются на свет. Причина тому — анемия у женщин во время беременности, вызываемая хроническим недоеда­нием и голодом. Анемия — следствие дефицита в пище железа и фолиевой кислоты — приводит к заметному снижению содержания гемоглобина в крови, т. е. к ма­локровию. Такие больные жалуются на повышенную слабость, утомляемость, одышку, сердцебиение, голо­вокружение. В благоприятных условиях болезнь лечит­ся достаточно легко: вводятся препараты железа, улуч­шается питание за счет потребления свежих овощей, фруктов, зелени, мяса, печенки и т. д. Для большинства жителей слаборазвитых стран многие из этих продуктов питания являются недостижимой роскошью.

Общеизвестна связь качества питания с продолжи­тельностью жизни человека. Однако конкретные цифры смертности от голода и недоедания установить очень трудно, поскольку в большинстве случаев ослабленный постоянным недоеданием организм становится жертвой какой-либо болезни, которая и фиксируется статистикой в случае летального исхода. Особенно благодатной поч­вой голод становится для распространения инфекцион­ных болезней, от которых, кстати, по статистике, умира­ет даже больше людей, чем от недоедания.

Порочный круг «нищета — плохое питание — болез­ни — низкая производительность труда — нищета», ха­рактерный для стран мировой «периферии», ведет к то­му, что резко падает трудоспособность занятых в про­изводстве людей, поскольку недоедание обессиливает человека.

Причины голода. Есть ли перспективы его искорене­ния? Корни подобного явления слишком глубоки и име­ют одновременно исторические, экономические, соци- ально-демографические, политические и природно-кли­матические аспекты.

  1. Проблема голода теснейшим образом взаимосвяза­на с проблемой отсталости стран. Подобно другим отрас­лям материального производства, сельское хозяйство большинства развивающихся стран абсолютно не соот­ветствует научному и техническому уровню мировой экономики конца XX в. — начала XXI в. Оно ведется без использования достаточного количества машин, мине­ральных удобрений, применения ирригации и т. д. Зем­леделие, особенно его продовольственный сектор, по- прежнему слабо втянуто в товарно-денежные отношения.
  2. Значительное влияние на масштабы голода в сов­ременном мире оказывает неконтролируемый рост насе­ления в развивающихся странах.
  3. Самым непосредственным образом на продовольст­венном положении в развивающихся странах сказыва­ются высокие темпы урбанизации, приводящие не только к простому росту потребностей в товарном продовольст­вии, но и к качественному изменению рациона питания населения, предъявляя спрос на многие продукты, кото­рые ранее на месте не производились.
    1. Немаловажную роль играет и то обстоятельство, что страны развивающегося мира занимают крайне не­выгодные позиции в рамках международных экономиче­ских отношений.
    2. Нельзя сбрасывать со счетов и последствия эколо­гических кризисов, особенно почвенной эрозии и опус­тынивания, которые в немалой степени определяют масш­табы недопроизводства сельскохозяйственной продукции, в первую очередь в Африке. Засухи и опустынивание ох­ватили сегодня территории более 30 африканских госу­дарств, угрожая голодом примерно 150 млн человек.

 

Итак, реальное положение с питанием населения слаборазвитых стран свидетельствует о невероятной слож­ности продовольственной проблемы. Можно, конечно, рассуждать о теоретическом продовольственном потен­циале Земли, об удвоении и даже утроении посевных площадей, о применении человечеством в пищу хлорел­лы или разведении плантаций на дне океанов… Однако суровая действительность напоминает, что все съедоб­ное, что производит человечество, в конечном счете по­требляется и при этом фактически более миллиарда лю­дей постоянно недоедают. Трудно надеяться, что челове­чество в обозримом будущем искоренит голод, если не научится контролировать свою численность, не решит экономические, технические и экологические вопросы модернизации сельского хозяйства. При этом речь идет о комплексном решении всех задач.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Почему пищу, используемую человеком для поддержания жизнедеятельности, считают в то же время продуктом его об­щей культуры?
  2. Известно, что многие страны Востока и Запада давно уже до­стигли продовольственного изобилия. Что в таком случае придает продовольственной проблеме глобальное звучание?
  3. Какие открытия на стыке медицины и археологии опроверга­ют расхожие представления о «плотоядности» наших дале­ких предков?
  4. Какими двумя критериями определяется в первую очередь качество питания человека и какого рода связь существует между ними?

5. Почему мировым «полюсом голода» обычно считают Африку южнее Сахары, несмотря на то что по абсолютной численнос­ти голодающих первенство удерживают страны Муссонной Азии?

  1. Как трактуется в научной литературе вопрос о происхожде­нии беспрецедентных сахельских засух в Африке в 1980-е гг., приведших к голодной смерти сотни тысяч людей?
  2. Известно, что границы региональных типов питания не сов­падают с границами отдельных государств. Какую пищу для размышлений географу дает подобная ситуация?
  3. Установите причинно-следственные связи в системе «пороч­ного круга»: «нищета — плохое питание — болезни — низ­кая производительность труда — нищета».
  4. Каковы, по вашему мнению, главные причины продолжаю­щегося продовольственного кризиса в слаборазвитых стра­нах?
  5. Проверьте, как вы усвоили значение следующих терминов и понятий: голод (недоедание); неправильное (неполноценное) питание; скрытый голод; теория изодинамии; полоски Харриса; анемия; болезнь бери-бери; региональный тип пита­ния; сахельские засухи.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • География мирового хозяйства: глобальные проблемы совре­менности. — М., 1991.
  • Никонов А. А. Спираль многовековой драмы: аграрная нау­ка и политика России (XVIII—XIX вв.). — М., 1995. Пуляркин В. А. Глобальная продовольственная проблема: неографический анализ. — М., 1992.
  • Слевич С. Б. Океан: ресурсы и хозяйство. — JL, 1988. Созинов А. А., Лаптев Ю. П. Генетика и урожай. — М., 1986.
  • Трейси М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономи­чески развитых странах. — СПб., 1995.
  • Фактор Г. JI. В петле голода: трагедия развивающихся стран. — М., 1989.


Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:
© 2020, Уроки географии