Исследовательская деятельность в основной и старшей школы. Задания.

Коновалова НИ Урок литературыИсследовательская деятельность обучающихся— деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций:

 

постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Индивидуальная внеурочная образовательная деятельность осуществляется в виде исследовательской работы. Исследовательская работа возможна и эффективна только на добровольной основе, как и всякое творчество.

Тема должна быть:

  • интересна учащемуся, увлекать его;
  • выполнима, решение её должно быть получено участникам исследования;
  • оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
  • доступной,
  • соответствовать возрастным особенностям учащихся

Проектная деятельность обучающихся— совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а неполучение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • постановку проблемы,
  • ознакомление с литературой по данной проблематике,
  • овладение методикой исследования,
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
  • выводы.

Индивидуальная внеурочная образовательная деятельность осуществляется в виде исследовательской работы. Исследовательская работа возможна и эффективна только на добровольной основе, как и всякое творчество.

Предварительный план разработки исследования.

Задание 1. Заполните этот предварительный план разработки исследования, который основывается на сценарии исследовательского процесса.

  1. Цель: Обозначить цели Вашей исследовательской работы.

______________________________________________________

______________________________________________________

2. Вопросы(ы) исследования: сформулируйте одни или более вопросов, которые высвечивают проблемы Вашего исследования.

______________________________________________________

______________________________________________________

3. Независимые переменные: составьте список факторов, которые  Вы можете контролировать или которыми Вы можете манипулировать. Поставьте галочки против тех факторов, которые будут наиболее релевантными Вашему исследованию.

______________________________________________________

______________________________________________________

4. Зависимые переменные: составьте список факторов, которые наиболее контролируемы или управляемы. Эти факторы послужат источником собираемой информации.

______________________________________________________

______________________________________________________

 

5. Гипотезы: сформулируйте одно или более утверждений, которые предскажут возможные результаты Вашего исследования. Эти утверждения должны  описывать, как изменение независимой  переменной повлияет на зависимую переменную.

______________________________________________________

6. Контроль (если приемлемо): опишите стандарты сравнений, которые Вы будете использовать при оценке экспериментальных эффектов.

______________________________________________________

______________________________________________________

7. Постоянные: составьте список факторов, которые остаются неизменными в течение всего эксперимента.

______________________________________________________

______________________________________________________

8.  Вопросы безопасности: составьте список всех вопросов безопасности и обсудите, как Вы будете их решать, чтобы избежать  угрозы жизни и здоровья участников исследования, а также порчи имущества.

______________________________________________________

______________________________________________________

9.  Вопросы этики: составьте список всех вопросов, которые могут касаться отношений между людьми и\или с другими формами жизни; и как Вы будете проводить свое исследование, чтобы избежать этических проблем.

______________________________________________________

______________________________________________________

10. Рабочее название: напишите рабочее на данный момент название Вашего исследовательского проекта.

Общие требования к исследовательской работе.

Исследовательская работа должна представлять собой самостоятельное исследование по теме в одной из следующих областей знания: география, физика, химия, биология. Работа может представлять собой эксперимент, проведенный в научной области, построение модели какого-либо явления.

Проектные и исследовательские работы выполняются индивидуально или коллективно. Могут иметь научного руководителя — квалифицированного специалиста в данной области— учителя, научного работника, преподавателя высшей школы. Научный руководитель разрабатывает план, в соответствии с которым будет выполняться проект. Представленные работы должны содержать результаты исследований.

Работы должны быть выполнены на высоком уровне и отвечать следующим требованиям, зафиксированным в соответствующем положении:

Должна носить исследовательский характер;

формируется цель исследования,

выдвигается гипотеза,

определяются задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута.

Должна содержать характеристику того, что известно по данному исследованию (даётся в обзоре литературы по проблеме, который делается на основе анализа нескольких работ).

Должна содержать описание того, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы (методика исследования, которая описывается в тексте).

Далее представляются собственные данные, полученные при исследовании, которые обрабатываются.

Должна демонстрировать глубину знания автором избранной области исследования.

Должна соответствовать установленным формальным критериям.

Должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора.

Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).

Завершается работа выводами, в которых излагаются результаты исследования и защитой.

Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследования.

Защита проектных работ проходит публично, в основном, на научно-практических конференциях. Материалы конференций публикуются в виде тезисов докладов. Каждый участник получает личный экземпляр как свидетельство о выполнении им первой научной работы.



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:
© 2017, Уроки географии
Сайт Чурляева Юрия Алексеевича