Климат Рельеф Воды

Погода Ход урока полностью соответствует и построен в соответствии с требованиями инновационной формы личностно-ориентированного обучения. Ученик признан основным субъектом процесса обучения.

 

 

 

В ходе урока постоянно прослеживается создание необходимых условий для признания индивидуальности ученика, его опыта, возможности самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения знаниями. Созданы условия для диалога и полилога, а также ситуации выбора учебных заданий и форм их выполнении

Форма урока – комбинированный, с использованием исследовательских материалов.

 

 

Климат Рельеф Вода. Урок географии скачать.

 

Цели урока:

  • Координировать самостоятельную работу учащихся с учетом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.
  • Продумать основные типы общения, формы сотрудничества между учениками, учениками и учителем с учетом личностного взаимодействия, равноправного партнерства на уроке.
  • В условиях личностно-ориентированного обучения предоставить каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании особенностей климатических областей Евразии и климата нашей территории.

Задачи:

  1. Используя субъектный опыт каждого ученика о климате, умении самостоятельно получать информацию с помощью карт, сформировать знания об особенностях климатических областей умеренного пояса Евразии.
  2. Побудить учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов углубленного изучения материала о морском, континентальном и муссоном типах климата Евразии
  3. Стимулировать ученика к саморазвитию и самовыражению при выборе, выполнении практических заданий, решении проблемных вопросов.
  4. Оказать помощь творческой группе в изучении климата нашей местности, его влияние на хозяйственную деятельность населения, учитывая проблемы загрязнения и охраны атмосферы.
  5. Провести рефлексию, оценку приобретенных знаний.

Оборудование:

- карта “Климатические пояса и области мира”,

- географические атласы,

- учебник “География Белгородской области” I часть, М.: Просвещение, 1980.,

- “Хрестоматия по физической географии”, составитель Н.А. Максимов.

Ход урока

I. Фронтальная беседа:

- Какая главная причина смены климатических поясов?

- Какой климатический пояс Евразии самый большой?

- Назовите климатические области умеренного пояса?

- Перечислите причины, влияющие на изменение климата с запада на восток: (влияние постоянных ветров, океанических течений, рельефа, массивности материала, удаленности территории от океанов – рост континентальности).

II. Групповая работа.

Учитель: используя план характеристики климата, дайте характеристику климатическим областям умеренного пояса:

  1. Морской
  2. Муссонный
  3. Континентальный

Творческая группа, используя карты Белгородской области дает характеристику климата нашей местности.

План характеристики.

  1. Пояс, область.
  2. Положение.
  3. Температуры средние января и июля.
  4. Господствующие ветры.
  5. Годовое количество осадков и их режим.

Учащиеся дают характеристику климатическим областям умеренного пояса Евразии.

Учитель: Мы с вами узнали, что на формирование климатических областей большое влияние оказывает массивность материала и его протяженность с запада на восток, поэтому в умеренном поясе сформировалось четыре климатических области.

Значительную роль играют постоянные ветры, рельеф местности, океанические течения и удаленность территории от океанов.

Учитель: Наши представления о каждой климатической области умеренного пояса мы углубим с помощью опережающих заданий, которые наши учащиеся подготовили из дополнительной литературы.

Я хочу более подробно остановиться на морском климате умеренных широт. Мы сейчас все вместе побываем в “веселой зеленой Англии”, так исстари воспевали свою страну английские поэты. И в самом деле, негде не встретишь такой нежилой, ласкающей глаз зелени. А всему причина морской климат. Насыщенные влагой ветры с океана обрушиваются на Британские острова обильными дождями – они не дают мелеть рекам. В Лондоне половина дней в году дождливые, на западе и на севере страны дождей еще больше.

Погода в Англии очень неустойчивая, часто обманывает все ожидания и становится самой злостной нарушительницей традиций. Белую зиму с заснеженными коттеджами можно видеть только на рождественских открытках, нередко она превращается в вереницу нескончаемых дождей.

Порой в ноябре, когда по законам природы ждешь мокряди или плотного тумана, выпадут вдруг золотые, по-летнему теплые деньки. Влажным климатом объясняют обычно и нежно изумрудную окраску английского пейзажа – лугов и деревьев, кустов и газонов. Часты в Англии туманы и смоги, которые держаться по несколько дней, отрицательно влияют на здоровье людей, движение транспорта. Но, разумеется, после туманов и смога сильнее всего манит морской воздух. Море чувствуется в Англии повсюду.

- Почему в Англии много осадков в течении всего года? (влияние теплого течения и постоянных западных ветров).

- С чем связано образование сильных туманов? (столкновение влажного теплого воздуха с моря с более холодным на суше).

- Что такое смог? (смесь тумана и твердых частиц).

Вместе со мной вы отправитесь на восточное побережье Евразии. Там влияние на климат оказывают другие климатообразующие факторы и, естественно, климат будет совсем другим, нежным на западе. Главным фактором, влияющим на климат, на востоке Евразии становятся муссонные ветры, которые, как вы, знаете, меняют свое направление 2 раза в год. Я более подробно хочу остановиться на летних муссонах.

Когда приходят муссонные дожди, человек полон радости. И не только человек испытывает эти чувства и животные, и птицы, растения.

С приходом муссона с Тихого океана приходят муссонные ливни. Они приносят прохладу земле, возвращают ей красоту, наполняют водой пруды, ручьи, реки. За день другой все покрывается зеленным ковром, кусты и деревья начинают сверкать изумрудной листвой. Животные и птицы дождались корма, и, в короткий срок из тощих изнуренных становятся крепкими и упитанными. Ливневые дожи приходят не на день и даже не на неделю, на все лето с мая по сентябрь. Ливневые дожди не только оживляют природу, но и являются моментом бедствия и тревог для жителей прибрежных территорий и проживающих в бассейнах рек. Уровень воды сильно поднимается, заполняя окружающие территории, приходят с дождями наводнения, которые зачастую уносят и жизни людей, и животных, даже на это время прекращается лов рыбы, так как работа в море не возможна, намечаются ураганы и штормы, ветер дует с моря на сушу.

- Назовите реки, которые находятся под влиянием муссонных дождей (Амур, Сунгари, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг).

- Как вы думаете, какое формируется давление над территорией? (низкое).

Творческая группа: характеристика климата Белгородской области (карта стр.19).

  1. Умеренный континентальный климат, в котором имеются все времена года.
  2. Южная часть Среднерусской возвышенности.
  3. Температура летом от +18,50 на западе до +19,50С на юго-востоке.
  4. По территории белгородской области проходит область повышенного давления – Ось Войкова. В северной части преобладают западные ветры, приносящие влагу, смягчающие климат, а к югу от оси восточные степные сухие ветры, действующие иссушающе.
  5. Количество осадков от 600мм на западе до 400 мм на юго-востоке.
  6. В зимнее время и весной возможно влияние арктических воздушных масс, которые приносят низкие температуры зимой и возможные заморозки весной даже в мае, что отрицательно и даже губительно может повлиять на сельскохозяйственные культуры.

Климат большое влияние оказывает на занятость населения в сельском хозяйстве. Территория Белгородской области делится на 3 агроклиматических района (карта стр.23)

I район. Это западные и северные районы, самые влагообеспеченные. Условия благоприятны для возделывания яровых, озимых, зерновых культур, многолетних трав, сахарной и кормовой свеклы, картофеля и подсолнечника, плодово-ягодных культур, молочно-мясного скотоводства.

II район. Это юго-западные районы, имеющие меньший уровень увлажнения но высокую теплообеспеченность. Здесь возделываются кукуруза, на силос, сахарная и кормовая свекла.

III район. Это юго-восточные районы, более засушливые, степные. Здесь преобладают яровые зерновые культуры, кукуруза на зерно, эфирно-масличные культуры (анис, кориандр, хмель), мясомолочное скотоводство и овцеводство.

- В каком агроклиматическом районе расположено наше село? (2 район)

- Какие культуры выращиваются на полях агрофирмы “Пушкарное”? (пшеница, ячмень, свекла, кукуруза на корм, подсолнечник, скотоводство молочно-мясного направления).

Отчет исследовательской работы экологического отряда.

Экологическим отрядом нашей школы, а его членами являются ученики нашего класса, проводился локальный мониторинг вокруг школы о загрязнении атмосферы.

Влияние на загрязнение воздуха автомобилей. За день вдоль школы проезжает более 100 автомобилей, если учесть это, 1 автомобиль в сутки выбрасывает 1кг выхлопных газов, среди них влияющие на здоровье угарный газ, окись азота, соединения свинца, серы и т.д.

Качественная оценка запыленности воздуха.

  1. Провели качественную оценку запыленности воздуха. Исследования проводили с помощью липкой ленты. За неделю лента покрылась пылью, но в разных местах слой пыли был разным. Самая запыленная часть перед входом в школу, меньше всего в школьном саду. Ведь деревья обладают способностью очищать воздух.
  2. Наш отряд ведет борьбу со стихийными кострами, которые жители села разводят осенью после уборки урожая, и весной, обрабатывая свои огороды.

Учитель: Мы с вами проследили на местном материале о влиянии на смену климата разных климатообразующих факторов, о том, как климат влияет на хозяйственную деятельность человека, а также из работы экологического отряда видим: деятельность человека пагубна для атмосферы, а вместе с этим отражается на здоровье самих людей.

III. Закрепление материала.

Проверка фактического материала.

  1. Как называются ветры, дующие с Атлантического океана
  2. Какое влияние на климат Евразии оказывает тёплое Северо-Атлантическое течение?
  3. Как рельеф оказывает влияние на климат тихоокеанского побережья Евразии?

Умение работать с диаграммами .

  1. Пользуясь картой, дать характеристику Тропического пояса Евразии (по плану стр. 312).
  2. Пользуясь картой, опишите климат полуострова Индостан
  3. Определите по климатическим диаграммам тип климата.

Причинно-следственные связи.

  1. На каком склоне Уральских гор будет больше выпадать осадков? Почему?
  2. Почему на Аравийском полуострове образовалась Аравийская пустыня?
  3. Объясните, почему в предгорьях Гималаев выпадает самое большое количество осадков?

Творческое применение знаний.

  1. По карте природных зон найти пустыни Евразии и объяснить причины такого расположения.
  2. Найти по карте районы самых низких температур и объяснить причины.
  3. Определить типы климатов следующих объектов: Великобритания, Исландия, остров Камчатка, объяснить причины разных температур.

Задания для всех:

Определите тип климата по описанию погоды.

“Зимняя погода неустойчива, то морозы, то оттепель. Сухой и морозный воздух охладился над снежным простором. Еще холоднее, когда воздушные массы приходят с ледяной Арктики. Столбик термометра опускается до -300С, скрипит снег, ни ветерка, солнце в ясном небе – красный кружок. Но вот небо закрыла серая пелена облаков, атмосферное давление падает, заметно теплеет. Дует сырой ветер, повалился снег”.

- Откуда пришел сырой ветер?

- Как он называется?

IV. Подведение итогов.

- Что ты сегодня узнал нового?

- Чему ты научился?

- Как ты себя оцениваешь?

Цели:

  1. образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии;
  2. воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии;
  3. развивающие: развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом, интерактивной доской, контурными картами, компьютерами.

Уметь:

  • сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний,
  • по типовому плану характеризовать основные формы рельефа,
  • составлять  листы опорных сигналов (ЛОС), делать выводы.

Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная установка, физическая карта полушарий и Евразии, компьютер, тетради, дидактические карточки, раздаточный материал со списком номенклатуры.

Ход урока (40 мин.)

1. Орг. момент (1 мин.)

2. Проверка знаний и умений (5 мин.)

А) индивидуальные карточки -3 чел.

Б) Игра «Крестики – нолики»

Сегодня я предлагаю вам вспомнить игру, в которую, наверное, играли еще много лет назад ваши бабушки и дедушки. Да и некоторые из вас иногда, на переменах увлекаются этой игрой. Она называется «крестики- нолики», и условия ее известны каждому.



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:
© 2017, Уроки географии