Метод проектов. США — урок географии.
В американских школах много внимания уделяется обучению детей умению идентифицировать себя с различными реальными персонажами взрослой жизни. Это одна из причин широкого распространения уроков подобного типа в американской школе. Метод проектов предполагает сочетание элементов игры и реальности. Суть его в том, что учащиеся разрабатывают планы решения неких реально существующих проблем. При этом в той установке, которую дает перед началом работы учитель вводятся некоторые ограничения по возможным вариантам составления проекта и вводятся некоторые начальные данные, на основании которых ученики и должны составлять свои проекты.
Метод проектов может быть основан на коллективной или индивидуальной форме работы. География может широко использовать метод проектов в силу специфики своего предмета исследования. Проектировать можно развитие ситуации во взаимоотношениях природы и общества, рост численности населения, развитие отдельных территорий и т.д. Лично я предпочитаю давать проектные задания связанные с какой-либо конкретной деятельностью. Ниже будет приведен образец уроков подобного типа.
ТЕМА УРОКА: «Соединенные Штаты Америки»
ЦЕЛИ УРОКА: На основе самостоятельной работы с различными источниками информации изучить основные особенности истории, природы, хозяйства и населения Соединенных Штатов Америки через проективную деятельность. Способствовать развитию умений сопоставлять текстовые и картографические источники. Развивать творческое мышление учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Материалы о различных аспектах жизни США собранные учащимися. Ножницы, клей, бумага, краски, карандаши, копирка.
ТИП УРОКА: урок составления проектов
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ: Собрать журналы, газетные вырезки, книги и прочие источники так или иначе освещающие основные особенности истории, природы, хозяйства и населения Соединенных Штатов Америки (задание дается за 2 недели до урока).
ХОД УРОКА
1. Оргмомент — 1 минута
2. Вступительное слово учителя — 3 минуты
Учитель: Сегодня мы с вами будем работать в бригадах. Каждая бригада должна была собрать максимально возможное количество материала о США. Этот материал вы сможете использовать сейчас в любом качестве. Итак, какое же задание вам предстоит сделать? Представте себе, что вы конкурирующие туристические фирмы, организующие туристические поездки в США. Вам нужно выпустить рекламный буклет вашего маршрута по стране. Буклет должен быть целиком оформлен в течении урока. Все маршруты по США и рекламные буклеты, которые вы сейчас разработаете соответствовать следующим условиям:
1. Продолжительность маршрута 10 дней
2. Всего можно посетить не более 5 объектов (городов, заповедников, заводов и т.д.).
3. Один объект должен быть природной достопримечательностью, второй, второй – исторической, третий – экономической и четвертый – культурной достопримечательностью. Пятый объект может быть любым на ваш выбор.
4. Буклет должен содержать описание маршрута и экскурсионных объектов, иллюстрации и карту маршрута.
Лучшим проектом маршрута будет считаться тот, который даст наилучшее представление о США, то есть маршрут наиболее широко охватит территорию страны, экскурсионные объекты в наилучшей степени будут отражать основные особенности истории, природы, хозяйства и населения США, а качество исполнения буклета будет наилучшее. Итак, приступаем к работе.
3. Работа бригад над своими проектами. – 40 мин.
4. Заключительное слово учителя. – 1 мин.
Учитель: Спасибо за ту работу, которую вы проделали. Ваши буклеты я буду оценивать уже как потенциальный турист и выберу из них лучший. Свою оценку каждого проекта я сообщу на следующем уроке.
Блаженов В. А.