Методика обучения географии в средней школе

какрта Советская дидактика определяет обучение как сложный процесс, который включает взаимодействие следующих компонентов: а) содержание обучения, т. е. учебный предмет, в котором систематизированы знания для усвоения учащимися определенного класса;

 

 

 

 

Методика обучения географии в средней школе. Скачать.

б) преподавание, т. е. деятельность учителя, заключающаяся в изложении содержания предмета, в организации деятельности учащихся, в формировании у них коммунистического мировоззрения, в руководстве их самостоятельными учебными занятиями и проверке и оценке их знаний и работ, выполняемых по заданию учителя;
в) учение, т. е. разносторонняя деятельность учащихся, включающая умственные и физические действия.
Содержание учебного предмета оказывает существенное влияние на ход процесса обучения. Специфика содержания географии раскрыта в предыдущей главе. В данной же главе рассмотрим особенности познавательной деятельности учащихся при изучении географии и руководящей роли учителя.
С образовательной точки зрения в обучении географии решаются две основные задачи: во-первых, учащиеся овладевают знаниями, практическими умениями и навыками; во-вторых, осуществляется умственное развитие учащихся, формирование сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов. Одновременно с образовательными решаются и воспитательные задачи: формирование коммунистического мировоззрения, чувств, воли и черт характера, навыки поведения.
Е. Н. Кабанова-Меллер на основе многолетних исследований пришла к выводу, что при решении вопроса о познавательной деятельности учащихся, наряду со знаниями, необходимо обучать рациональным приемам (способам) умственной и практической деятельности. Согласно этой точке зрения ученик, овладевший приемом, знает способ действия при выполнении той или иной задачи и умеет им пользоваться. Иначе говоря, прием учебной работы включает знание сйособа (например, учащийся знает, как проводить сравнение климата двух городов, как составлять описание рельефа по карте) и умение применять это знание (например, умеет сравнить города по климату, составляет описание рельефа заданной территории). Умение в результате упражнений может перейти в навык.
Знания, приемы учебной работы и навыки приобретаются в едином процессе обучения и находятся во взаимодействии: приемы работы и навыки формируются на основе знаний и при их применении; в свою очередь владение ими и применение способствует приобретению новых знаний и углублению старых.
Приобретение учащимися знаний по географии осуществляется двумя основными путями: непосредственным — от восприятия географических объектов и явлений, от имеющихся представлений — к научным представлениям и понятиям; опосредованным — от имеющихся у учащихся знаний, от слов учителя и учебника — к новым понятиям и закономерностям. Второй путь наиболее экономен, но он приемлем только в том случае, когда речь учителя, слова учебника опираются на созданные в сознании учащихся ясные представления и содержательные понятия.
Приобретение знаний непосредственным путем преобладает в начальной и при изучении начального курса физической географии (в V классе), где запас их еще невелик, а опыт учеников сравнительно небольшой. По мере роста опыта и знаний у учащихся все большее значение приобретает опосредованный путь, позволяющий раскрывать географические особенности изучаемых территорий наиболее экономно — через слово. Однако конкретность географического материала обязывает учителя, даже в старших классах, широко использовать и путь непосредственного усвоения. Овладение знаниями по географии протекает при сочетании обоих путей, с преобладанием одного из них, в зависимости от возраста учащихся, их развития и от характера учебного материала.
Учитель географии располагает самыми разнообразными источниками знаний для организации непосредственного восприятия школьниками изучаемых объектов и явлений. К их числу относятся прежде всего особенности географии окружающей местности, например: формы поверхности, горные породы, воды, почвы, явления погоды, растительный и животный мир, хозяйственная деятельность местного населения, использование природной среды и ее преобразование. Однако содержание учебной географии неизмеримо глубже и шире, чем непосредственно воспринимаемая географическая действительность.
Для создания конкретных географических образов, помимо краеведческих материалов, в целях последующего обобщения привлекаются разнообразные средства наглядности. Причем одни из них более полно отражают географические предметы и процессы (например, кинофильмы, картины, диапозитивы, фотографии), другие в той или иной степени являются условным отображением действительности (например, рисунки, модели, диаграммы, графики).
Ничем не заменимым и специфическим для географии источником знаний о территориях, недоступных непосредственному восприятию, о закономерных связях, им свойственным, являются глобус и географическая карта.
О некоторых природных закономерностях и процессах, недоступных непосредственному восприятию, учащиеся могут получить представление из поставленных опытов. Игнорирование опытов часто приводит к искаженному отображению действительности в сознании учеников. Например, если ограничиться схематическим рисунком при объяснении образования источника и не показать процесс просачивания воды через песок, то, как показывает проверка знаний, у учащихся создается искаженное представление об этом процессе: они считают, что вода проходит только в отдельных местах через пласт песка струйками.
Особую ценность представляют опыты, которые позволяют учащимся делать самостоятельные выводы, например вывод о различии в нагревании суши и воды. Каждый вид пособий имеет свое специфическое назначение и дополняет другие, поэтому никогда одно из них не может целиком заменить другое.

 

 

 

 

 



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:
© 2018, Уроки географии