Национальные религии

Море 1Локализация национальных религий. Одной из наи­более распространенных национальных религий являет­ся индуизм, который исповедуют несколько сот миллио­нов человек, преимущественно в Индии (95% всех индуистов). С некоторой долей условности индуизм можно считать мировой религией, поскольку его приверженцы, кроме Индии, живут в Пакистане, Бангладеш, Непа­ле, Шри-Ланке.

 

 

 

Последователи индуизма есть также в ЮАР, на о. Бали (Индонезия), в Маврикие и некото­рых других районах Земли (особенно в странах Юго-Восточной Азии и Африки, куда он был привнесен в разное время переселенцами из Индии).’ Однако Пакистан и Бангладеш (районы концентрации большинства индуистов из оставшихся 5%) в прошлом входили в состав еди­ной Индии, поэтому индуизм традиционно считается на­циональной религией.

Весьма многочисленны ряды приверженцев кон­фуцианства — одной из китайских религий и одновре­менно философско-этической системы, разработанной в V в. до н. э. в Древнем Китае мыслителем Конфуци­ем. Главное в конфуцианстве — вопросы этики, морали и управления государством. Цель каждого конфуциан­ца — нравственное самоусовершенствование, почтитель­ное уважение к старшим, почитание родителей и т. п. Общая численность последователей конфуцианства не­известна.

Гораздо меньше последователей даосизма — другой религии Китая, выросшей из философии даосизма (веро­ятно, несколько миллионов человек). В основе этого веро­учения — поиски вечного счастья, достигаемого 10 до­бродетелями (сыновний долг, терпение, самопожертво­вание и т. п.). Основная цель приверженцев даосизма — достижение долголетия, для чего используется множест­во методов, начиная со специальной диеты и кончая раз­личными физическими упражнениями.

Такой же «компактной», узколокализованной рели­гией (социально-философским учением) является син­тоизм, сложившийся в Японии еще в средние века и впоследствии принявший форму культа (обожествления) императорской династии. Приверженцами синтоизма являются многие японцы (несколько десятков миллио­нов человек).

Как было сказано выше, к числу национальных ре­лигий относится также иудаизм, возникший в I в. до н. э. в Палестине и распространенный среди евреев. О числе верующих (иудаистов) достоверных статистиче­ских данных нет. Большинство приверженцев сосредото­чены в двух странах: Израиле (официальная религия государства) и США. Возникнув из языческого политеиз­ма древнееврейских племен, иудаизм впоследствии стано­вится монотеистической религией. Характерные особен­ности иудаизма: вера в единого бога Яхве, вера в мессию (спасителя), догмат о богоизбранности верующих. Источ­ники вероучения этой религии — Ветхий Завет (призна­ваемый и более поздним христианством) и Талмуд («ком­ментарии» к ветхозаветным книгам).

Кроме основных религиозных верований, на Земле можно обнаружить многие десятки племенных религий, особенно в Африке, частично в Азии и Океании. Неко­торые традиционные религии именуют фетишизмом, в основе которого лежит религиозное почитание фети­шей, т. е. материальных предметов, естественных или искусственно изготовленных и наделенных, по представ­лениям верующих, сверхъестественными свойствами. Другие традиционные религии рассматриваются как разновидность анимизма — веры в существование душ и духов, в наличие фантастических, сверхъестественных существ, будто бы управляющих предметами и явления­ми материального и нематериального мира. Третьи мест­ные верования и обряды сводятся к «грубому колдовст­ву» или магии. Магией именуются приемы и действия, которым суеверное воображение приписывает способ­ность непостижимым, сверхъестественным образом ока­зывать принудительное воздействие на те или иные объ­екты реального и фантастического мира. Четвертые на­зываются тотемизмом, под которым подразумевается совокупность представлений мифов, обрядов и обычаев, связанных с верой в фантастическое, сверхъестественное родство между людьми, с одной стороны, и животными или растениями (реже — неодушевленными предмета­ми) — с другой.

Проанализировать географию традиционных религи­озных верований на планете практически невозможно: эти верования не поддаются точному учету (особенно в Африке).

вопросы и задания

  1. В чем состоят особенности формационного и цивилизацион- ного подходов к изучению истории человечества? (Вспомни­те материал курса «Экономическая и социальная география мира».)
  2. По мнению О. Шпенглера, «умирающая культура» перерож­дается в цивилизацию. Можно ли согласиться с такой точкой зрения?
  3. Можно ли утверждать, что гипотетическое племя канниба­лов (т. е. людоедов) обладает культурой, т. е. совокупностью материальных и духовных ценностей? Аргументируйте свою позицию.
  4. Проверьте, как вы усвоили значение следующих терминов и понятий: самоидентификация членов этноса и цивилизации; рядоположенность культур; иерархичность культур; миро­вая религия; национальная религия; местная религия.

рекомендуемая литература

  • Агеева Р. А. Какого мы роду-племени? — М., 2000.
  • БаЛандин Р. К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. — М., 1988.
  • Бромлей Ю., Подолъный Р. Человечество — это народы. — М., 1990.

Галич М. История доколумбовых цивилизаций. — М., 1990.

  • Демография. — М., 2004.

Словарь по экономической, социальной и политической гео­графии. — М., 2003.

 Дискуссия на тему

«Мировая и национальная культура»

вопросы для дискуссии

  1. Существует ли мировая культура?
  2. Надо ли стремиться к унификации наци­ональных культур?
  3. Какой смысл можно вложить в выражение «общеевропейский дом»?
  4. Если общеевропейский дом существует, то каковы его географические границы?
  5. Что означают выражения «европеизация», «американизация», «русификация»?

 

 

 

 

 



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:
© 2019, Уроки географии