План местности

Яблони в цвету Урок 6. Тема урока: План местности. Цели и задачи урока: создать у учащихся представление о плане местности и условных знаках. Оборудование: топографические карты, аэроснимки, карта полушарий, раздаточные наборы условных знаков, проектор. Ход урока: I. Орг.момент

Яблони в цвету

План местности. Урок 6

II. Проверка домашнего задания – 5 минут

- Какие небесные тела образуют Солнечную систему? ( В состав солнечной системы входят 8 планет- Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Нептун, Сатурн.

- Расскажите о Луне. Как она влияет на Землю? ( Действие Луны проявляется явлении морских приливов и отливов)

III. Изучение нового материала. – 25 минут

Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «План местности, условные знаки» знания этой темы пригодятся вам в будущем.Ребята, вы видели план местности? Нет? А план здания? Нашей школы? А разве Вы не обращали внимания на план пожарной эвакуации в коридоре. Да? Значит, Вы можете сказать, что на этом плане изображено? Правильно! – Уменьшенное изображение нашей школы.   При изучении географии пользуются изображениями поверхности Земли – космической съемкой, аэрофотосъемкой, планом местности, географической картой  и глобусом. Космическая съемка – фотографирование поверхности Земли со спутников. Аэрофотосъемка – получение изображения земной поверхности при фотографировании с летящего самолета.

 Начнем с плана местности. Записать тему урока в тетради. Знания этой темы пригодятся вам в будущем. Когда вы пойдете  в поход, вам нужно приготовиться к условиям неизвестной местности, в которой вы никогда не были, нужно продумать, какое снаряжение, какую одежду взять, возможно — подготовиться к переходу реки, оврага и т. д.Откуда вы сможете получить информацию о районе похода?(по карте). Учитель показывает две карты: географическую и топографическую. Какую карту нужно взять в поход? (топографическую) Почему именно топографическую карту?(она подробная, удобнее использовать для изучения района, где будет проходить маршрут похода) . Давайте запишем, что же такое план местности и условные знаки в географии. План –  это  чертёж, изображающий  в  уменьшенном  виде небольшую часть местности с помощью условных знаков.

Значение топографических планов – они необходимы при любой хозяйственной деятельности, в быту  (план квартиры, садового участка и т.п.). Специалисты, которые составляют топографические планы (т.е. ведут съемку местности), называются топографы. Наука топография (отдел картографии) родилась еще в Древнем Египте, когда надо было определить размеры и границы плодородных участков во время разлива Нила. При раскопках в Вавилоне была найдена статуя военачальника с планом крепости в руках. Уже тогда топография применялась в военном деле.

Для того чтобы работать с топографической картой, нужно уметь ее читать. Нельзя читать, не зная азбуки. Азбукой карты являются условные знаки. На старых картах знаки были рисованными, а сейчас используют графические условные знаки. Они одинаковы для всех стран мира. Пользуясь атласом, рассмотрите их (какие используются цвета?).

Требования к изображению условных знаков — простота, непохожесть друг на друга, отдаленное сходство с изображаемым предметом, аккуратность вычерчивания. Топографическая карта (план) – изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков.

Представьте, что вы идете в поход далеко от своего дома. Вам нужно приготовиться к условиям неизвестной местности, в которой вы никогда не были, нужно подумать, какое снаряжение, какую одежду, обувь взять, возможно, подготовиться к переходу реки, оврага и  т.д.

- Откуда вы сможете получить информацию о районе похода? (По карте).

Показать две карты: топографическую и географическую.

- Какую карту нужно взять в поход?

- Какое изображение местности лучше и удобнее использовать для изучения и описания района, где будет проходить маршрут похода? (Топографическую карту)

- Почему именно топографическую карту?

Следует обратить внимание учащихся на то, что на карте указаны: породный состав леса; названия, направления течения, ширина реки; названия населенных пунктов; характерные черты дорог: проселочная, грунтовая, шоссе; тип моста; болота, луга; высота местности.

IV. Закрепление. 15 минут

Топографический диктант.

Учитель рассказывает рассказ об экскурсии учащихся в ближайший лес. Ученики вычерчивают маршрут, о котором рассказывает учитель, и обозначают топографические знаки, которые встречаются на маршруте.

Домашнее задание: Начертить маршрут от дома до школы используя полученные знания о карте.



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:
Комментарии к «План местности»
  • Александр, 20.09.2016 в 10:06

    понравилось актуально доступно спасибо

© 2019, Уроки географии