Положение о внутреннем контроле школы

праздник1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с : -федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; — письмами Минобразования России от10.09.99 № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно -контрольной деятельности» и от 07.02.01 № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений»;

праздник к нам приходит

 

1.2. Положение регламентирует содержание и порядок проведения внутрилицейского контроля, который является главным источником информации о состоянии образовательного процесса и основных результатов деятельности лицея.

Под внутрилицейским контролем понимается проведение членами администрации  наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками лицея законодательных и иных нормативно- правовых актов в области образования.

1.3. Основу внутрилицейского контроля составляет взаимодействие администрации и педагогического коллектива на демократической основе, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса, на оказание методической помощи педагогическим работникам с целью совершенствования и стимулирования развития их профессионального мастерства.

2. Цели  внутрилицейского контроля.

2.1. Главной целью контроля является установление соответствия функционирования и развития педагогической системы требованиям государственного стандарта общего образования с установлением причинно-следственных связей, позволяющих сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию образовательного процесса.

2.2    Целью контроля при осуществлении непосредственного контроля за учебно-воспитательным процессом является:

— совершенствование деятельности педагогического коллектива по обеспечению доступности, качества и эффективности образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности;

— выявление и реализация профессионального потенциала членов педагогического коллектива;

— выявление и реализация образовательного потенциала обучающихся, отслеживание динамики всестороннего развития личности;

— обеспечение функционирования школы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оснащению и организации образовательного процесса.

3. Основные задачи внутришкольного   контроля:

— исполнение законодательных норм и требований в ходе текущей образовательной деятельности;

— выявление случаев нарушения нормативно-правовых актов и оперативное реагирование на исправление ошибок в организации образовательного процесса;

-соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

-анализ и экспертная оценка результатов деятельности педагогических работников;

-контроль и оценка индивидуальных достижений обучающихся;

-осуществление причинно-следственного анализа результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

-подготовка обоснованных решений в форме приказов, распоряжений, рекомендаций;

— изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений и рекомендаций по распространению педагогического опыта, устранению негативных тенденций;

— оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля;

— мониторинг достижений обучающихся по отдельным предметам с целью определения  качества усвоения учебного материала в соответствии с динамикой развития обучающегося;

— совершенствование системы контроля за состоянием и ведением документации лицея.

4. Содержание внутрилицейского контроля

4.1. Основные сферы деятельности, подверженные  контролю:

-соблюдение работниками лицея  законодательства РФ в области образования;

-следование приоритетам государственной политики в области образования;

-использование учебно-методического обеспечения в образовательном процессе в соответствии с федеральным перечнем утвержденных УМК;

-реализация рабочих программ по предметам учебного плана;

-реализация программ внеурочной деятельности;

-соблюдение Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов лицея;

-соблюдение порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля уровня учебных достижений обучающихся;

-организация педагогической диагностики уровня освоения учебных программ в классе;

-ведение школьной документации (планы, классные журналы, дневники и тетради обучающихся, журналы внеурочной деятельности и др.);

-реализация воспитательных программ и их результативность;

-организация питания и медицинского обслуживания;

-охрана здоровья участников образовательного процесса;

-выполнение требований СанПиН ;

-достижение результатов в соответствии с требованиями стандарта.

4.2. Методы контроля результатов учебной деятельности:

— наблюдение;

— устный опрос;

— письменный опрос;

— письменная проверка знаний (контрольная работа);

— комбинированная проверка;

— беседа, конспектирование, анкетирование, тестирование;

— проверка документации.

 

4.3.Методы контроля за деятельностью учителя:

— анкетирование;

— социальный опрос;

-собеседование

-наблюдение;

-изучение документации;

-посещение уроков , анализ, самоанализа уроков;

— беседа о деятельности обучающихся;

— результаты учебной деятельности обучающихся.

 

4.4. Формы   контроля:

— персональный;

— тематический;

— классно-обобщающий;

— комплексный.

4.5.. Виды контроля:

тематический: классно-обобщающий, тематически-обобщающий, предметно-обобщающий, предметный, персональный; фронтальный.

Виды  контроля по периодичности контроля:

— входной (в начале учебного года за курс предыдущего);

— предварительный (предварительное знакомство, перед проведением итоговых контрольных работ, перед экзаменами в выпускных классах, проверка готовности к новому учебному году);

— текущий (непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом, после изучения темы, результаты успеваемости за четверть, полугодие);

— промежуточный (результаты успеваемости на конец учебного года);

— итоговый (изучение результатов работы лицея за учебный год, итоговая аттестация выпускников 9, 11 классов).

 

5. Организация   контроля

5.1. Внутрилицейский контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок в соответствии с утвержденным планом, который обеспечивает периодичность и системность проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.

5.2. Внутрилицейский контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

5.3. Внутрилицейский контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования.

5.4. Внутрилицейский контроль в виде административной работы осуществляется директором лицея или его заместителями по УВР с целью проверки успешности освоения образовательных программ обучающимися.

5.5.В связи с внедрением в практику тестовых форм проверки уровня содержания и качества подготовки обучающихся по предметам, применяется, наряду с традиционными формами проверки знаний обучающихся тестовые формы контроля, используются разнообразные виды заданий (с выбором ответа, с кратким ответам, на соотнесение объектов) и нетрадиционные формулировки заданий.

Анализ выполнения контрольных работ осуществляется с учетом федеральных критериальных значений показателей на предмет соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

6.. Основания для осуществления  контроля:

-заявление педагогического работника на аттестацию;

-план внутрилицейского контроля, утвержденный директором МБОУ «ЛИЦЕЙ №9№;

-обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.

 

7. Правила  контроля:

7.1.-внутрилицейский контроль осуществляет директор лицея или по его поручению заместители по УВР, руководители методических объединений и кафедр;

-директор издает приказ о сроках и теме предстоящей проверки, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, план-задание;

-план-задание определяет вопросы конкретной проверки и должно обеспечивать достаточную информированность и сравнимость результатов внутрилицейского контроля для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности лицея или должностного лица;

-продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий;

-эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету  контроля;

-при обнаружении в ходе контроля нарушений законодательства РФ в области  образования о них сообщается директору лицея;

-экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службами  лицея;

-при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор или его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей лицея без предварительного предупреждения:

-при проведении оперативной проверки педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения урока;

-в экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба, нарушение прав обучающегося, законодательства об образовании);

7.2.. Результаты  контроля оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах  контроля, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной формы. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и предложения.

7.3.Педагогические работники после ознакомления с результатами контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах  контроля. При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию профкома лицея или вышестоящие органы управления образованием.

7.4.. Директор лицея по результатам  контроля принимает следующие решения:

-об издании соответствующего приказа;

-об обсуждении итоговых материалов  контроля коллективным органом;

-о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);

-о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;

-о поощрении работников

 

8. Функции должностного лица, осуществляющего контроль

Должностное лицо, осуществляющее контроль, имеет функции:

-избирает методы проверки в соответствии с тематикой и объёмом проверки;

-контролирует состояние преподавание учебных предметов;

-проверяет ведение  документации;

-координирует совместно с проверяемым педагогическим работником сроки и темпы освоения обучающимися образовательных программ;

-организует и участвует в проведении письменных проверочных работ по учебным предметам;

-контролирует состояние методического обеспечения образовательного процесса;

-готовится к проведению проверки, при необходимости консультируется со специалистами, разрабатывает план задание проверки;

-проводит предварительное собеседование с педагогическими работниками по тематике проверки;

-запрашивает информацию у педагогического работника об уровне освоения программного материала, обоснованность этой информации;

-контролирует внеурочную работу педагогического работниками с одарёнными обучающимися;

-контролирует создание педагогическим работником безопасных условий проведения учебных и внеучебных  занятий по предмету;

-оформляет в установленные сроки анализ проведённой проверки:

-оказывает или организует методическую помощь педагогическому работнику в реализации предложений и рекомендаций, данных во время проверки;

-проводит повторный контроль устранения данных во время проведения проверки замечаний, недостатков в работе;

-принимает управленческие решения  по итогам проведённой проверки.

 

9. Права проверяющего

9.1. Привлекать к контролю специалистов учебного предмета для проведения качественного анализа деятельности проверяемого педагогического работника.

9.2. Использовать тесты, анкеты, согласованные с психологом.

9.3. Использовать независимое тестирование.

9.4. По итогам проверки вносить предложения о поощрении педагогического работника или о направлении его на курсы повышения квалификации.

9.5. Рекомендовать по итогам проверки изучение опыта работы педагога в методическом объединении\ кафедре для дальнейшего использования другими педагогическими работниками.

9.6. Переносить сроки проверки по просьбе проверяемого, но не более чем на месяц.

9.7. Использовать результаты проверки для освещения деятельности лицея на сайте лицея.

 

10. Ответственность проверяющего

Устанавливается ответственность проверяющего при проверке за:

-тактичное отношение к проверяемому работнику во время проведения контрольных мероприятий;

-качественную подготовку к проведению проверки деятельности педагогического работника;

-ознакомление с итогами проверки педагогического работника до вынесения результатов на широкое обсуждение;

-срыв сроков проведения проверки;

-качество проведения анализа деятельности педагогического работника;

-соблюдение конфиденциальности при обнаружении недостатков в работе педагогического работника при условии устранения их в процессе проверки;

-доказательность выводов по итогам проверки.

11. Виды внутришкольного контроля

11.1. Личностно-профессиональный контроль

11.1.1. Данный вид контроля предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя.

11.1.2. В ходе персонального контроля  изучается:

-уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и педагогической науки, профессионального мастерства учителя;

-уровень овладения учителем технологиями развивающего обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;

-результаты работы учителя и пути их достижения;

-способы повышения профессиональной квалификации учителя.

11.1.3. При осуществлении персонального контроля лицо, осуществляющее контроль, имеет право:

-знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами (тематическим планированием, которое составляется учителем на учебный год, рассматривается на заседании методического объединения\ кафедры, утверждается приказом директора лицея и может корректироваться в процессе работы), поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями обучающихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя;

-изучать практическую деятельность педагогических работников лицея через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов и секций;

-проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;

-организовывать социологические, психологические, педагогические исследования, анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;

-делать выводы и принимать управленческие решения.

 

11.1.4. Проверяемый педагогический работник имеет право:

-знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

— знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

-своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;

— обратиться в конфликтную комиссию профкома лицея или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.

11.1.5. По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется аналитическая справка.

11.2. Тематический контроль

11.2.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности.

11.2.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки обучающихся, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности обучающихся и другие вопросы.

11.2.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.

11.2.4. Темы контроля определяются в соответствии с образовательной программой  лицея, проблемно-ориентированным анализом работы по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования.

11.2.5. Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы лицея.

11.2. 6. В ходе тематического контроля:

-проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);

-осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного руководителя, руководителей кружков и секций, обучающихся;

-организуется посещение уроков, внеурочных мероприятий, занятий кружков и секций;

-проводится анализ  документации.

11.2.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или аналитической справки.

11.2.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседании педагогических советов, совещаниях при директоре или заместителях директора по учебно-воспитательной работе, заседаниях методических объединений\ кафедр , методическом совете.

11.2.9. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня ответственности и развития обучающихся.

11.2.10. Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть оформлены одним документом.

11.3. Классно-обобщающий контроль

11.3.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели.

11.3.2. Классно-обобщающий контроль включает:

— деятельность всех учителей конкретного класса или параллели;

-выполнение учебных программ (теоретической и практической части);

-выполнение единых требований к обучающимся;

-уровень знаний, умений и навыков обучающихся; школьная документация;

-владение учителем новыми педагогическими технологиями при организации обучения;

-соблюдение единого орфографического режима;

-включение обучающихся в познавательную деятельность;

-привитие интереса к знаниям;

-стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении;

-сотрудничество учителя и обучающихся;

-работа учителя по предупреждению отставания обучающихся, работа с неуспевающими;

-дифференциация и индивидуализация обучения;

-работа с родителями обучающихся;

— воспитательная работа;

-социально-психологический климат в классном коллективе.

11.3.3. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия, четверти;

11.3.4. Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами.

11.3.5. Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком, целями, методами и формами классно-обобщающего контроля в соответствии с планом работы школы.

11.3.6. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся совещания при директоре или его заместителях, педагогические консилиумы, классные часы, родительские собрания.

11.4. Комплексный контроль

11.4.1. Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса в лицее в целом или по конкретной проблеме.

11.4.2. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации, руководителей методических объединений и кафедр, эффективно работающих учителей лицея под руководством одного из членов администрации.

11.4.3. Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой.

11.4.5. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки.

11.4.6. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проверки в соответствии с планом работы лицея, но не менее чем за месяц до ее начала.

11.4.7. По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой директором лицея издается приказ и проводится заседание педагогического совета, совещание при директоре или его заместителях.

 

12.Контроль выполнения ФГОС.

Работа по федеральному государственному образовательному стандарту НОО и ООО требует дополнить перечень традиционных контрольных действий новыми, позволяющими охватить все аспекты деятельности школы  в условиях введения ФГОС НОО.

Новым содержанием контрольных действий реализующих контроль, являются для

контроля:

а) системы управления  школы:

— оценка уровня (степени) реализации (выполнения) требований ФГОС НОО и  к модели выпускника начальной ступени обучения, результатам освоения основной образовательной программы начального образования, моделям социального заказа, планам функционирования и развития лицея и др.;

— диагностика (мониторинг) состояния системы управления введением ФГОС НОО  в  школе;

— оценка состояния системы управления с точки зрения соответствия требованиям

стандарта, а также на предмет их выполнения (достижения); анализ причин выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления;

— принятие решений о направлениях коррекции системы управления школой;

-организация исполнения решения (коррекционной работы);

— проверка исполнения решения;

б) работы с кадрами:

— обеспечение (выполнение) требований к уровню профессиональной квалификации,

— личностным качествам, состоянию здоровья педагогических и иных работников , работающих в условиях введения нового образовательного стандарта и оценка результативности их реализации;

-подготовка работников школы к новой процедуре аттестации;

-диагностика профессиональных дефицитов педагогических и иных работников

-принятие решений о направлениях работы  школы;

(научно- методической, социально-психологической, медицинской и других служб, корректирующих состояние работы с кадрами) по направлениям стандарта;

-организация коррекционной работы;

-проверка ее исполнения;

в) работы с контингентом обучающихся:

-диагностика учебных и творческих возможностей обучающихся;

-диагностика психофизиологического состояния детей;

-диагностика и выявление детей, нуждающихся в социально-педагогической

поддержке;

-диагностика детей, нуждающихся в компенсирующем обучении;

-ранняя диагностика и ранняя профилактика заболеваний, наиболее часто

встречающихся у  обучающихся;

-принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние работы с

контингентом обучающихся;

-организация коррекционной работы;

-проверка ее результативности;

г) финансово-экономической и хозяйственной деятельности :

— осуществление маркетинговых исследований по изучению спроса образовательных услуг в пределах бюджетной и иной приносящий доход деятельности;

д) материально-технического и информационного оснащения, ремонта лицейского

оборудования:

— оценка степени соответствия материально-технического обеспечения и дидактических средств обучения требованиям стандартам и федеральным требованиям к минимальной оснащенности учебного процесса;

— оценка степени обеспеченности электронными ресурсами, в том числе размещенными в сети Интернет;

— анализ занятости помещений лицея, эффективности их использования,

— требований к оборудованию и учебным помещениям лицея с учетом особенностей образовательного процесса;

— принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние материально-хозяйственной деятельности в лицее;

— организация выполнения принятых решений и проверка их исполнения;

е) партнерского взаимодействия ОУ:

оценка степени соответствия имеющихся внешних связей, наличие договоров

(соглашений) о сотрудничестве и т.п.;

принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние

внешних связей ОУ.

Элементом нововведения в структуре ВЛК в условиях введения ФГОС НОО и ООО  является государственно-общественное управление

а) образовательной системой лицея, отслеживающее промежуточные и итоговые

результаты освоения основной образовательной программы начального общего  и основного общего образования и вносящее предложения о коррективах в образовательную модель ОУ;

 

 

 



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

© 2024 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru