Региональная дифференциация мира

Африка население В недалеком прошлом мир подразделяли на Старый Свет и Новый Свет. Под первым подразумевались три известные издревле части света — Европа, Азия и Африка, под вто­рым — неизвестная вплоть до XVI в. Америка.

 

 

 

Такой же элементарной дифференциацией мира является его деление на континенты. Гораздо более серьезными являются подходы, основанные на исторических, цивилизационных, социальных, экономических, культурных, этнических, конфессиональных, лингвистических и других критериях, проливающих свет на названия таких регионов, как, например, Туркестан, Скандинавия и т. п.

Канул в прошлое еще недавно преобладавший в на­шей науке метод раздельного изучения социалистических и капиталистических государств сквозь классовую призму, в результате чего, например, Вьетнам и Лаос совершенно искусственно оказывались в одном террито­риальном блоке с мало на них похожей Кубой. Нелепость такого подхода сегодня более чем очевидна: первые две страны являются неотъемлемой частью культурно-исторического цивилизационного региона Индокитай, а Куба — органической частью Вест-Индии.

Отсюда напрашивается естественный вывод: в каче­стве исходной единицы региональной дифференциации мира логичнее рассматривать культурно-исторический регион (или область), т. е. территорию, более или менее целостную в историческом, географическом, политиче­ском, культурном и хозяйственном отношениях. Естест­венно, подобные регионы отличаются различной сте­пенью внутреннего единства, а зачастую искусственно разобщены: все зависит от их исторической судьбы и типа сложившейся цивилизации, хода этнических процессов, направления хозяйственных связей, развития транспортных путей и т. д.

В Так, Западная Европа («колыбель промышленной революции», «научная лаборатория», «родина капитализма» и т. п.) представляет собой давно сложившийся культурно-исторический регион. Начиная с эпохи Воз- рождения, со времени великих географических открытий Западная Европа выступала как самый динамичный регион мира. А вот, например, Африка из-за огромных различий культурного и социально-экономического развития между странами целостным культурно-историческим регионом явно не является. Поэтому естественной основой для ее географического изучения могут служить культурно-исторические регионы меньшего ранга: Западная Африка, Восточная Африка,  Центральная Африка и т. д. Что же касается Северной Африки, то в западной учебной литературе (в отличие от российской) она традиционно изучается в рамках ближневосточного (арабского) культурно-исторического региона.
Аналогично этому в Америке выделяют англоязычную Америку (США и Канаду), Вест-Индию, Андские страны и т.д.;  в зарубежной Азии Южную Азию, Юго-Восточную Азию, Юго-Западную Азию
и т. д. Бывает, что некоторые страны одновременно отно­сятся к двум регионам и более, что отражает особенности исторического развития территории. Так, широко из­вестный культурно-исторический регион Ближнего Востока вместе с Ираном и Афганистаном составля­ет более широкое понятие «Средний Восток». Отсюда можно сделать вывод, что Египет — одновременно севе­роафриканская, ближневосточная и средневосточная страна.

В качестве огромного самостоятельного культурно- исторического региона в недалеком прошлом рассматривался и бывший СССР, состоявший, в свою очередь, из нескольких культурно-исторических регионов меньшего ранга (Закавказье, Средняя Азия, Казахстан и др.), в пределах которых без труда можно выделить культурно-исторические регионы еще меньшего ранга.

Не вполне ясны контуры Восточной Европы. В это понятие в различных контекстах и в разных языках вкладывается совершенно различный смысл. Так, на Западе для одних Польша — типично восточноевро­пейская страна, а Северный Буг — восточная граница Европы. Другим же Польша представляется среднеевропейской страной, а Восточная Европа начинается по другую сторону Буга. Третьим Восточная Европа до недавнего времени представлялась от Эльбы до Урала (но без Греции). Эта точка зрения покоилась на классовом раз­межевании Европы. Наконец, четвертым Восточная Европа кажется лишь славянской в отличие от романо-германской Западной Европы. Заметим, что подобный подход основывается на этническом принципе.

Все это свидетельствует о том, что восточноевропейский регион как универсальный («социалистическая идентичность») имел несколько конъюнктурные границы. Нынешняя основа этого культурно-исторического региона — славянские народы от Польши до Македонии.

Итак, дифференциация мира на историко-культурные регионы представляется наиболее естественной. Она дает возможность для универсального их изучения с учетом природной, исторической, культурной и иной специфики, что, в свою очередь, имеет не только познавательный, но и прикладной интерес.

 

 

 

 

 



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:
© 2019, Уроки географии