Рельефообразующие процессы

мелоЦели и задачи: обучающиепознакомить учащихся с особенностями рельефообразующих процессов на территории Воронежской области; раскрыть представления о внешних (экзогенных) процессах как о необходимом условии развития рельефа. развивающиеразвивать умения и навыки сравнительного анализа, выявления причинно-следственных связей в природных явлениях, самостоятельной и групповой работе на уроке, умения работы с различными видами географических источников;

 

minirali_2

Рельефообразующие процессы. Скачать урок бесплатно

воспитательные – прививать чувство любви к родному краю, повышать интерес к изучению предмета и получению научных знаний о своей Родине.

Оборудование: учебники по краеведению Воронежской области ( или раздаточный материал), атлас Воронежской области, мультимедийный проектор, презентация, Интернет;

Ход урока:

1. Организационный этап

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

  • Из букв «ФЕРЕЛЬ» составьте слово, связанное с географией.

Ученики составляют слово «РЕЛЬЕФ».

  • Что называется рельефом?

Рельеф это совокупность неровностей земной поверхности, различающиеся по высоте, возрасту и происхождению.

  • Посмотрите на фотографии различных районов Воронежской области. Можно ли назвать её рельеф однообразным?
  • Рельеф ВО очень разнообразный.
    • Как вы думаете почему на нашей территории образовались разные формы рельефа?

    Формы рельефа имеют различное происхождение.

    Сформулируем тему сегодняшнего урока: «Рельефообразующие процесс и созданные ими формы рельефа на территории Воронежской области».

    Актуализация знаний.

    Перед вам два столбика слов. В левом вы видите слова на древнегреческом языке, а в правом столбике эти же слова на русском языке. Найдите соответствие между ними;

    «логос»        Земля

    «гео»            форма

    «морфе»       учение

    Составьте из этих слов название науки, изучающей рельеф.

    Это слово ГЕОМОРФОЛОГИЯ

    Поверхность Земли постоянно, хотя и очень медленно, изменяется в результате взаимодействия внутренних и внешних процессов. Рельеф, который мы видим на территории нашей области сейчас, есть результат такого взаимодействия в течение последнего геологического отрезка времени (см. схема)

  • К вам обращаются сотрудники лаборатории геоморфологии института географии РАН.

     В 2014 году мы хотим издать книгу «Неровности поверхности или путешествие в Мир земных скульптур», предназначенную для учащихся школ нашей страны.  Предлагаем вам написать страничку о рельефе Воронежской области, на которой вы расскажете о различных морфоскульптурах вашего края. Приятного сотрудничества!

    • Попробуем помочь ученым?
    • Что же такое  морфоскульптура?  Это формы рельефа, в образовании которых главная роль принадлежит экзогенным процессам.
    • Как вы думаете, какие экзогенные процессы принимают участие в формировании рельефа Воронежской области?(мнения учащихся)
    • Схема №2
      • Класс разбивается на 6 групп. Каждая группа, используя текстовый материал, атласа Воронежской области, информацию из Интернет-источников, слайдовой презентации, должна дать характеристику одной из форм рельефа по плану:
        • Форма рельефа
        • Определение
        • Способ образования
        • Район распространения

      Учащиеся составляют таблицу «Основные формы рельефа на территории Воронежской области»

    •  

      3. Закрепление изученного материала

      Каждая группа выполняет задания.

      1. Перечислите 3 экзогенных фактора, влияющих на образование форм рельефа в нашей области?
      2. 2.      Найдите соответствие.

      Форма рельефа:                                                   Рельефообразующий процесс:

      1. Западина                                                 А) деятельность текучих вод
      2. Овраг                                                       Б) деятельность подземных вод
      3. Карстовая воронка                                 В) выветривание
      4. Речная долина
      5. Останец
      6. Оползень
      7. 3.      Найдите соответствие:

      Форма рельефа:                                          Район распространения:

      1. Западина                                                 А) Среднерусская возвышенность
      2. Овраг
      3. Карстовая воронка                                  В) Окско-Донская равнина
      4. Останец
      5. 4.      Верно ли утверждение:
      6. Образование оврагов особенно характерно для выровненных поверхностей.
      7. Суффозия — процесс выноса грунтовыми водами мельчайших частиц породы.
      8. Оползни могут приводить к  человеческим жертвам.
      9. Овраг это глубокая ложбина с задернованными склонами.

      Меловые останцы результат деятельности человека.

      Проверка работы. Группа, набравшая

      18-16 баллов получает «5»

      13-15 баллов получает «4»

      8-12 баллов получает «3»

      5. Домашнее задание.

      • Составить 10 вопросов к викторине «Морфоскульптуры Воронежской области»
      • Индивидуальные задания:

      «Влияние рельефа на хозяйственную деятельность человека».

      6. Рефлексия

      • Понравилась ли форма данного урока?
      • Легко ли справлялись с предложенными заданиями?

      Где могут пригодиться полученные знания?

       



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:
Комментарии к «Рельефообразующие процессы»
  • Таня, 14.10.2018 в 08:44

    Спасибо, очень хорошая разработка.

© 2020, Уроки географии