Учебник Краеведение Воронежской области. 7 класс

Воронежский краеведИдеи регионализации в последнее время приобретают особое звучание в связи с новой концепцией устойчивого развития России, в которой специально выделяется региональный аспект экономических и социальных проблем. Современная ситуация обнаруживает острую потребность в регионализации образования, которая предполагает становление развитого регионального образовательного пространства. Учебник автор-составил Чурляев Ю. А.  

Учебник готовится  к изданию к 1 сентября. 

Учебники по географическому краеведению для 6 и 7 классов вышли в феврале 2016 года. Их можно приобрести, предварительно по телефону 89042100482 — Ирина Альбертовна. А также поурочные разработки к этим учебникам. Цена 275 руб. штука. 

В этом учебнике вы найдете следующие темы:

Содержание

§1 Географическое положение Воронежской области

§2. Определение географических координат различных точек Воронежской области. Определение протяженности Воронежской области в градусах и километрах.

§3. Геологическая история Воронежской области

§4. Тектоническое строение и геология Воронежской области (продолжение)

§5 Тектоника, геологическое строение  Воронежской области  (практика)

§6. Классификация полезных ископаемых Воронежской области.

Закономерности размещения полезных ископаемых по территории Воронежской области.

§7. Характеристика полезных ископаемых.

§8. Особенности полезных ископаемых и их рациональное использование.

§9. Общая характеристика рельефа Воронежской области

10. Среднерусская возвышенность, Калачская возвышенность и  Окско-Донская низменность.

§11. Рельефообразующие процесс и созданные ими формы рельефа на территории Воронежской области.

§12. Практическая работа. Рельеф Воронежской области.

§13. Климат Воронежской области

§14. Синоптическая карта. Карта погоды Воронежской области

§15. Климатические ресурсы.

§16. Общая характеристика внутренних вод Воронежской области»

§16. Реки Воронежской области

§17. Озера, болота, подземные воды Воронежской области.

§15. Гидрологические памятники природы

§19. Население воронежской области

§20. География сельского хозяйства Воронежской области§20. Города Воронежской области и их хозяйственная деятельность.

§21. Геральдика. Эмблема. Герб.

§22. Природные комплексы Воронежской области. Лесостепи и степи.

§23. Почвы Воронежской области  — главное богатство нашего края.

§24. Итоговый урок.  Природа родного края.

§23. Почвы Воронежской области  — главное богатство нашего края.

§24. Итоговый урок.  Природа родного края.

 

Краеведческий материал изучается на уроках разных учебных дисциплин, но существенным элементом образовательного пространства должно выступить географическое краеведческое образование.
Современная идеология образования ориентируется на развитие личности учащихся, обладающей высоким уровнем развития коммуникативных компетенций. Введение понятия “компетенций” в нормативную и практическую составляющую образования обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в реальной жизни, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. В данном контексте задача формирования у учащихся необходимых компетенций, обеспечивающих им гибкость и способность к адаптации в социуме, становится наиболее актуальной для образования. Лучшим средством для решения этих образовательных задач является географическое краеведение. Изучение родного края, основано на принципах преподавания предмета: демократизации, гуманизации, экологизации, комплектности, интеграции. Используются методологические принципы конструирования регионального компонента краеведческого образования: структурность, системность, динамичность.
Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как курс географического краеведения включает характеристику основных объектов природы, населения, проблем родного края. Сильной стороной курса географического краеведения является его прикладной характер. Реализация регионального компонента ориентирует учащихся на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.
Ученики самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, развивая собственное творчество.
Учебное пособие для учащихся 7 класса общеобразовательных школ Воронежской области подготовлено в соответствии с программой Географическое краеведение 6 – 7 классы. В пособии рассказывается о географическом положении, рельефе, промышленности и населении Воронежской области. В начале параграфа ставятся проблемные вопросы. В конце параграфа даются вопросы для повторения. В конце тем дается практическая работа и тестовые вопросы.
Изучая географическое краеведение, рекомендуется пользоваться рабочей тетрадью. Выполняя задания, которые в ней расположены, вы сможете повторить вопросы не только краеведческого характера, но и вопросы географической направленности.

§1 Географическое положение Воронежской области

Формирование территории Воронежской области прошло сложный и длительный исторический путь. Он насчитывает почти три столетия еще с эпохи Петра I, когда в 1708-1709 годах было проведено первое погубернское деление России. Одной из восьми губерний, образованных указом от 18 декабря 1708 года, была Азовская губерния. В состав Азовской губернии полностью входила территория современной Воронежской области.
В современных границах Воронежская область была создана 13 июня 1934 года. Она является самой большой областью Центрального Федерального округа. Кроме того, наша область является одним из крупнейших сельскохозяйственных и промышленных центров России.
С географической точки зрения Воронежская область расположена почти в самом центре Русской равнины, вдали от европейских морей и азиатских пустынь. Ее территория занята черноземными степями и лесостепью.
Воронежская область граничит с Украиной и семью российскими областями. На севере — с Тамбовской и Липецкой областями, на западе — с Курской и Белгородской областями, на юге — с Ростовской областью, на востоке — с Волгоградской и Саратовской областями. Воронежская область делится на 31 муниципальный район. Воронеж — столица области — играет важнейшую роль как административный, культурный, промышленный, научный и торговый центр Черноземья.
За достигнутые успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства область дважды награждена Орденом Ленина в 1935 году и в 1956 году. Высшим должностным лицом Воронежской области является губернатор.
Мы живём в Воронежской области.
Гимн Воронежу (С. Гребенников)
Здесь, на бархатных буграх, в русском поле
Град Воронежский стоит Божьей волей.
Отражается в воде вольной птицей,
Здесь петровская земля и столица.
Здесь творили Кольцов и Никитин,
Строил храмы Митрофан Святитель.
Помнят камни победу и славу,
Как ходили воевать за Державу.
Здесь колыбель морского флота,
И пушки лил Великий Пётр.
Город-крепость – щит России,
Наша земля – живая сила!
День Победы, как орден свободы,
Ветераны пронесли через годы.
Пронесли свою жизнь через пламя,
В сердце каждого вечная память.
Всё равно городские тюльпаны
Зарубцуют открытые раны.
И в объятьях Кольцовского сквера
Снова молодость сердце согреет.
И будут новые поэты
Слагать бессмертные сонеты.
Родятся Бунин и Платонов,
Среди воронежских просторов!
На волнистых берегах, в русском поле,
Город-труженик стоит Божьей волей.
Отражается в воде куполами,
Вписан в летопись времён кораблями.
Книга жизни твоя не закрыта,
В переплёте берегов не забыта.
Никогда и нигде не уронишь
Своё доброе имя – Воронеж!
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ — положение какого-либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по отношению к природным объектам и к экономико-географическим объектам.
Дайте характеристику географического положения области по плану.
1. Как расположена Воронежская область относительно экватора?
2. Как расположена область относительно Гринвичского меридиана?
3. На каком материке расположена Воронежская область?
4. В какой части света находится область?
5. С какими областями граничит Воронежская область на севере?
6. С какими областями граничит Воронежская область на юге?
7. С какими областями граничит область на западе?
8. С какими областями граничит Воронежская область на востоке?
9. В какой части Центрально-Чернозёмного экономического района находится наша область?
10. В какой Федеральный округ входит Воронежская область?
С 1957 года границы Воронежской области не изменялись. Она является крупнейшей по размерам и численности населения среди областей Центрального Чернозёмного региона.
Найдите крайние точки Воронежской области.
Воронежская область находится на Восточно-Европейской равнине в умеренных широтах на границе степи и лесостепи.
— Какое море ближайшее к нам?
От южных границ до него около 260 км. Западная часть региона расположена на Среднерусской возвышенности, северо-восточная – на Окско-Донской низменности, юго-восточная – на Калачской возвышенности. Климат области умеренный континентальный.
Нашу область пересекают важнейшие автомобильные и железные дороги, связывающие центральные районы и Кавказ, западные районы страны и Поволжье, соединяющие Россию и Украину. Через область проходят линии электропередач и трубопроводы.
Воронежская область расположена в Московском часовом поясе, поэтому время на часах в Воронеже и в Москве одинаковое.
Общие сведения о Воронежской области.
Протяженность области с севера на юг 300,5 км, а с запада на восток 341,4 км. По площади область занимает 52,4 км2. Это больше, чем площадь Дании (43,1 км2), Бельгии (30,5 км2), Швейцарии (41,3 км2), Нидерландов (41,5 км2)
Учитель показывает эти страны на политической карте мира.
По численности населения область уступает европейским странам. Численность населения составляет 2330,4 тыс. человек, что составляет 1,6% населения России. 17 декабря 2012 года в Воронеже родился миллионный житель. В России 15 городов — миллионеров.
Зная площадь территории и численность населения, можно вычислить среднюю плотность населения.
Плотность населения — это отношение численности населения к площади. Это число показывает, сколько человек проживает на 1 кв.км.
В среднем по России плотность населения составляет 8,3 чел/кв.км
— Во сколько раз плотность населения Воронежской области больше плотности населения страны?
Плотность населения Центральной России составляет 57,1 чел/кв.км.
-Как вы думаете, почему показатель плотности всей страны намного меньше показателя плотности центральной части страны?
Воронежская область делится на 3 городских округа (Воронеж, Нововоронеж, Борисоглебск) и 31 район: Аннинский, Бобровский, Богучарский, Бутурлиновский, Верхнемамонский, Верхнехавский, Воробьёвский, Грибановский, Калачеевский, Каменский, Кантемировский, Каширский, Лискинский, Нижнедевицкий, Новоусманский, Новохопёрский, Ольховатский, Острогожский, Павловский, Панинский, Петропавловский, Поворинский, Подгоренский, Рамонский, Репьёвский, Россошанский, ,Семилукский, Таловский. Терновский, Хохольский. Эртильский. 29 городов и 470 сельских поселений.
Вопросы и задания.
1. Оценка географического положения области для жизни и деятельности людей.
2. Обобщив всё, вышесказанное, дайте общую оценку географического положения области. Насколько выгодно положение Воронежской области на карте России?
3. Благоприятны ли природные условия области для проживания и хозяйственной деятельности населения?



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

Комментарии к «Учебник Краеведение Воронежской области. 7 класс»
  • Раиса Петровна, 13.01.2020 в 07:58

    Материал хорошо подобран. Большая помощь учителю.Ищем материал, где можем. Спасибо. Как можно скачать учебник»

© 2024 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru