Учебные приемы на уроках географии.

Карта Характеристики региональных типов питания  Картотека учебных форм и видов учебной работы для ис­пользования в технологии «ИСУД»

 

 

 

 ИСУД индивидуальный стиль учебной деятельности Скачать

  1. Активное слушание.

1а. Активное слушание с опорой на визуальный ряд.

16. Активное слушание с опорой на визуальный ряд и с предвари­тельно сформулированным заданием по излагаемому материалу и последующим обсуждением результатов.

  1. «Мозговой штурм».

Прием учебной работы, требующий высокого уровня управленчес­ких навыков от учителя и достаточного уровня коммуникативных и ор­ганизационных общеучебных навыков от учащихся. Наиболее эффек­тивен при выдвижении гипотез и предположений. Обязателен «договор на берегу»: некий свод правил для предотвращения превращения урока в беспорядочную перепалку, а учителя — в смотрителя за порядком. Но, востребуя эти навыки, данный вид работы одновременно их развивает.

Правила участия в «мозговом штурме». Памятка для учащихся

  1. Формулируйте свои мысли точно, но кратко.
  2. Стремитесь решить проблему, а не демонстрировать свои знания.
  3. Мозговая атака требует полного раскрепощения воображения.
  4. Запрещаются критические замечания и промежуточные оцен­ки — это мешает формулировать новые идеи.
  5. Чем больше выдвинуто предположений, тем более вероятно, что в результате «мозгового штурма» действительно появятся новые, ценные идеи.
  6. Приветствуются все дополнения и уточнения.
  7. Разрешается задавать вопросы, если они не содержат оценки вы­сказываний предыдущих ораторов.

 

Планирование порядка и сроков изучения разделов – как коллективная работа в начале изучения раздела.

За. Составление плана изучения темы с поддержкой в виде алгоритма (работа в индивидуальном режиме):

Изучение объектов:

  1. Внешний вид
  2. Состав и структура
  3. Функции
  4. Процессы, влияющие на проявление функций
  5. Объект как подсистема, связи с другими системами

Изучение процессов:

    1. Доказательства и/или проявления процесса
    2. Условия и факторы
    3. Направления
    4. Результаты

4. Практическая групповая работа на единую цель.

Такая форма работы очень эффективна при уяснении закономер­ностей сложного процесса, например, при изучении понятия «кли­мат», или для обеспечения статистически достоверных результатов, например, при построении демографических диаграмм, или при изуче­нии одного и того же объекта в разных аспектах, с разных точек зрения.

Пример: Изучение материалов учебного модуля «Австралия» в курсе изучения материков и океанов.

«Путешествие по Австралии в составе одной из поисковых групп»

1 группа

Карточка-задание геоморфологов

Геоморфология — наука о рельефе. Она изучает историю разви­тия, происхождение, возраст, формы рельефа. Данные геоморфо­логии используют при поиске полезных ископаемых.

      1. Что лежит в основе материка?
      2. Главные черты рельефа. Основные формы рельефа.
      3. Какими породами сложена поверхность материка?
      4. Полезные ископаемые Австралии. Их размещение.

2 группа

Карточка-задание гидрологов

Гидрология — наука, занимающаяся изучением природных вод; морей, рек, озер, болот, подземных и других вод. Гидрология со­ставляет прогноз будущего состояния вод, решает вопросы ра­зумного использования вод.

    1. Чем объяснить, что в Австралии мало рек, озер?
    2. Почему велика территория внутреннего стока?
    3. Что такое «крики»?
    4. Охарактеризуйте речную систему Муррей-Дарлинг.
    5. Озеро Эйр — «мертвое сердце» Австралии. Почему его так на­зывают?
    6. Подземные воды.

 

3 группа

Карточка-задание зоогеографов

Зоогеография изучает распространение животных по земному шару, закономерности их размещения.

  1. В Австралии водятся животные, давно вымершие на других ма­териках. Чем это можно объяснить?
  2. Расскажите о наиболее типичных представителях животного мира Австралии.

4 группа

Карточка-задание экологов

  1. Что такое экология?
  2. Как влияет деятельность людей на природу в Австралии?
  3. Что можно сделать для спасения уникальной природы?

4а. Тоже самое с компьютерной поддержкой, когда данные, полученные каждым участником, вводятся в специальную программу, позволяю­щую произвести общие расчеты, заполнить единую схему и т.д.

Просмотр видеофрагмента по изучаемой теме без специальных заданий.

5а. Просмотр видеофрагмента с предъявлением задания до просмотра. 56. Просмотр видеофрагмента с предъявлением задания по видеома­териалу после просмотра.

Анализ художественного или стихотворного текста с позиции специа- листа-географа.

Пример 1

… «Подъем был едва заметен. Около 11 часов утра пришлось обо­гнуть небольшое озеро… Над этим озером поднимались в гору льяносы — обширные, поросшие злаковыми растениями прост­ранства, где пасся скот индейцев. Вскоре отряд наткнулся на бо­лото, тянувшееся к югу и северу. Дорога становилась круче и ка­менистее; камни шумным каскадом скатывались из-под мулов… Дальше дорога стала не только трудной, но и даже опасной. Подъ­емы сделались более крутыми, пропасти угрожающе глубокими, тропинки по их краю становились все уже и уже. Здесь трава еще боролась с камнями, но уже чувствовалась победа минерального царства над растительным.»

(Жюль Берн «Дети капитана Гранта») Ответ: В отрывке описана высотная поясность в Андах.

Пример 2

Ветер с моря дул,

Разгонял беду. И сказал ты мне:

Больше не приду!

— В какое время суток он это сказал?

Ответ: Днем, т.к. бриз дует в дневное время с моря на сушу.

Пример 3

  1. Австралия — страна наоборот.
  2. Она располагается под нами.
  3. Там, очевидно, ходят вверх ногами,
  4. Там наизнанку вывернутый год.
  5. Там расцветают в октябре сады,
  6. Там в январе, а не в июле лето.
  7. Там протекают реки без воды,
  8. Они в пустыне пропадают где-то.
  9. Там в зарослях следы бескрылых птиц,
  10. Там   кошкам в пищу достаются змеи,

11. Рождаются зверята из яиц,

12. И там собаки лаять не умеют.

13.Деревья сами лезут из коры,

  1. Там   кролики страшней, чем наводненье,

15.Спасает юг от северной жары,

16. В столице там не много населенья…

«Географический разбор»:

1—3. Австралия располагается не «под нами» — антиподы Австралии на­ходятся в северной тропической области Атлантического океана.

4—5. Год там действительно «вывернут наизнанку», весна в октябре, лето в январе, Южное полушарие.

7—8. Реки без воды, которые «в пустыне пропадают где-то», носят анг­лийское название крик (creek), например Куперс-Крик; вода во многих из них бывает лишь в дождливый сезон.

9. Насчет «бескрылых птиц» не совсем точно: нелетающие птицы есть, например страус эму, но крылья есть у всех, даже у киви (который, кстати, живет не в Австралии, а в Новой Зеландии).

11. Эта строка о яйцекладущих млекопитающих — утконосе и ехидне.

12.Собаки динго, действительно, «лаять не умеют», а только тявкают и воют.

  1. Это описание относится к некоторым из более чем пяти сотен видов рода эвкалипт; в пору наиболее интенсивного роста они сбрасывают кору.
  2. Кролики, которых завезли европейцы, невероятно размножились и уничтожили значительную часть естественного корма для скота.

15. Южное полушарие.

  1. Столицу государства Канберру по числу жителей перегнали по мень­шей мере 5 городов: Сидней, Мельбурн, Брисбен, Перт и Аделаида.


Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:
© 2020, Уроки географии