Урок №1 Вклад естествоиспытателей в изучении земли Воронежской

цветы воронежской области Урок №1 Вклад естествоиспытателей в изучении земли Воронежской. Наши знаменитые земляки. Цели: 1. Познакомить учащихся с историей изучения земли Воронежской. Оценить вклад ученых, внесших  в изучение Воронежского края. 2.Научить учащихся  планировать свою деятельность под руководством учителя; 3. Развивать умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте, 

структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

естествоиспытатель

Вклад естествоиспытателей в изучении земли Воронежской.Скачать урок1

Задачи урока. Образовательные:

— изучить вклад естествоиспытателей в изучении земли Воронежской;

— формировать умения работать с различными источниками информации.

Развивающие: развивать интерес к предмету.

Воспитательные: повысить уровень информационной культуры; расширить кругозор.

Оборудование: физическая карта Воронежской области, политико-административная карта Воронежской области, презентация, компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний

Учитель проверяет наличие календаря погоды у всех учащихся класса и выясняет какие проблемы у них возникли при заполнении.

Задание №1.        Установите соответствие:

1. Барометр                          А) измеряет температуру

2. Флюгер                             Б) измеряет давление воздуха

3. Термометр                        В) определение направления ветра.

Задание №2.    Определите направление ветра:

←   _________   →   _________

↓     _________     ↑    _________

Задание №3.    Используя таблицу, выпишите условные знаки атмосферных явлений, которые наблюдаются в вашей местности.

Таблица 1. Условные знаки для обозначения атмосферных явлений

 

III. Изучение нового материала

 

План урока: (написать на доске)

  1. Первые сведения о нашем крае;
  2. Изучение края в XVII- XVIII веках;
  3. Ученые-исследователи Воронежского края.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Знакомит учащихся с темой урока Записывают тему в тетради.
Предлагает учащимся рассмотреть физическая карту Воронежской области и найти Дон.

Рассказывает интересные факты из истории изучения Воронежской области.

(Приложение №1)

Ищут Дон, записывают в тетрадях, когда появились  первые сведения о нашем крае.

1.XIII в.- первые описания  природы и населения нашего края. Французский монах и дипломат Гильома де Рубрука (1220-1293).

2. XIV в.(1389г.)- патриарх Пимен.

3. XV в.(1475г.) – Амброджо Контарини.

Учитель дает информацию о создании первых карт Воронежской области и реки Дон. (Приложение №2) Слушают, главные тезисы записывают в тетрадь.

1. «Большой чертеж»- карта Московского государства, где был изображен наш край.

2. Карта Гавриила Панова (1683г.).

3. К. Крюйс (1718-1728гг.) составил карту р. Дон.

Перечисляет главные заслуги исследователей Воронежского края, рассказывает интересные факты об их исследованиях и открытиях. Предлагает учащимся рассмотреть политико-административную карту Воронежской области, найти Таловский район, где находится Каменная степь.  Предлагает учащимся презентацию. (Учебно-методическое пособие Немыкин А.Я. «Географическое краеведение Воронежской области» (частьI) или электронный учебник В.А.Блаженова, ученики самостоятельно заполняют таблицу). (Приложение №3). Записывают в тетрадь главные заслуги исследователей . По возможности дополняют рассказ учителя из собственных общих знаний. (Таблица №2 Учёные-исследователи Воронежского края.)

По политико-административной карте находят Таловский район, где находится Каменная степь.

После работы с презентацией и записями в тетради проводит контроль усвоения знаний.  (Приложение №4). Оценивает ответы. Устно отвечают.

Приложение №1

Первые из уцелевших описаний природы и населения нашего края относятся к XIII веку. Сохранилось описание путешествия французского монаха и дипломата Гильома де Рубрука (1220-1293), посла короля Людовика IX к монгольским ханам, переправлявшегося через Дон в пределах нашей области.

В 1389 г. вниз по Дону следовал в Византию патриарх Пимен. Сопровождавший его писатель Игнатий Смольянин оставил описание природы нашего края. Он отмечал безлюдье этих мест, пострадавших от татар, отсутствие сёл и городов. Об этом же писал итальянский путешественник и дипломат Амброджо Контарини, побывавший здесь в 1475 году.

Приложение №2

Первой картой, на которой изображался наш край, был «Большой чертеж» — карта Московского государства, составленная в начале XVII века. До наших дней карта не сохранилась.

Одной из первых карт нашей местности можно считать карту Гавриила Панова (1683г.). В 1699 г. во время плавания по Дону К. Крюйсом под руководством Петра I была проведена съемка и составлена карта реки. В 1718-1728 годах геодезистами К.Бородавкиным, Н.Сумароковым и другими были проведены съемки Азовской губернии. Ее карта была издана в 1734г. В последующем карты региона дополнялись и уточнялись вплоть до настоящего времени.

Приложение №3

Территория Воронежской области стала изучаться со 2 половины 18 века. В 1768 – 1774 годах Российская Академия наук организует первое масштабное изучение территории страны. Для этого из Германии приглашают сразу несколько ученых. В частности С.Г. Гмелина и И.А. Гюльденштедта. Они возглавляют два отряда Астраханской экспедиции.

Именно им поручено по пути в Астрахань обследовать и описать Воронежскую губернию.

Самуил Готлиб Гмелин должен обследовать западное побережье Каспийского моря. По дороге он пересек Задонский, Воронежский, Бобровский, Новохоперский, Острогожский и Павловский уезды Воронежской губернии. В Воронеже он провел зиму 1768-1769 годов. Позднее в своей книге «Путешествие по России» он описал растительный и животный мир Воронежской губернии и ее основные достопримечательности. Иоганн Гюльденштедт прибыл в Воронеж весной 1769 года и встретил здесь Гмелина. Дальше их пути разошлись. Гмелин поехал на юг губернии, а Гюльденштедт на восток. Он побывал в Таврове, Орлово, Усмани и оттуда направился в Тамбов. Из Тамбова, через Новохоперск

Гюльденштедт отправляется в Астрахань. Он дает развернутое описание воронежских степей и особенно Новохеперска и его окрестностей. Одно из первых описаний территории Воронежской губернии принадлежит Петру Симону Палласу. Он родился в Германии и получил там блестящее образование. В 1767 году его рекомендовали Екатерине II как одаренного ученого. Вскоре он приезжает в Петербург и избирается ординарным академиком. В ходе своей экспедиции 1768 – 1770 года он посетил Воронежскую губернию. В отличие от своих предшественников Паллас пробыл у нас недолго, но успел описать растительный и животный мир области. Результаты своих исследований он опубликовал 1773 году подназванием «Путешествия по разным провинциям Российской Империи». Интересны описания животного мира области немецкими академиками. Они отмечают, что здесь водятся медведи, дикие лошади (тарпаны) и другие животные, которых у нас уже давно нет. Важный вклад в изучение нашей области внес Евфимий Алексеевич Болховитинов. Он родился в Воронеже 18 декабря 1767 года в семье священника. Окончив Московскую духовную академию он возвращается в родной город и работает преподавателем Воронежской семинарии. В это

время он увлекается историей и географией Воронежского края. Результатом его увлечений стала замечательная книга «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии», вышедшая в Воронежской типографии в конце 1799 года. Это была первая работа, посвященная нашему краю. Интереснейшая книга Евфимия Алексеевича не потеряла своего значения и по сей день. В 1800 году он постригся в монахи под именем отца Евгения и навсегда покинул Воронеж. В дальнейшем он стал настоятелем монастыря, а затем и Киевским митрополитом.

Нельзя не сказать и о нашем замечательном земляке Николае Алексеевиче Северцове. Он родился в селе Хвощеватом Воронежской губернии. Во время учебы в Московском университете защитил магистерскую диссертацию на тему «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии», отмеченную Демидовской премией. Это было первое биогеографическое исследование нашего края. В дальнейшем А.Н. Северцов прославился как исследователь Средней Азии. Наиболее знаменитым географом, чья жизнь и деятельность оказалась связана с нашим краем, был Василий Васильевич Докучаев. В засушливом 1891 году он возглавил особую экспедицию лесного департамента по разработке способов и приемов ведения земледелия в засушливых районах. Работы велись в южной части Воронежской области в пределах Каменной степи. Здесь была возведена система лесополос и оросительных прудов.

Сейчас на этом месте расположен научно-исследовательский институт имени В.В. Докучаева. Учеником В.В.Докучаева был первый ректор Воронежского сельскохозяйственного института академик Константин Дмитриевич Глинка (1867-1927).

Таблица 2 Учёные — исследователи Воронежского края.

ФИО

Годы

исследований

Исследуемая территория

Основной вклад в развитие географии

С.Г. Гмелин

(Германия)

 

 

 

 

 

1768-1769 Он пересек Задонский, Воронежский, Бобровский, Новохоперский, Острогожский и Павловский уезды Воронежской губернии Книга «Путешествие по России», описал растительный и животный мир Воронежской губернии и ее основные достопримечательности.

 

И.А. Гюльденштедт

(Германия)

1769

 

 

Побывал в Таврове, Орлово, Усмани. Дал развернутое описание воронежских степей и особенно Новохеперска и его окрестностей.
Петр Симон Паллас

(Германия)

 

 

1795 Воронежская губерния Книга «Путешествия по разным провинциям Российской Империи». Описал растительный и животный мир области.
Евфимий Алексеевич

Болховитинов.

 

1799 Воронежская губерния Книга «Историческое, географическое и

экономическое описание Воронежской губернии».

Николай

Алексеевич Северцов

 

 

 

1856 Воронежская губерния Диссертация на тему «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии», первое биогеографическое исследование нашего края.
Василий Васильевич Докучаев 1891 Южная часть Воронежской области в пределах Каменной

степи.

Разработка способов и приемов ведения земледелия в засушливых районах.
Фёдор Николаевич Мильков С 1950 по 1988 Воронежская область Внес большой вклад в теорию, методологию и практику ландшафтоведения.

IV. Контроль усвоения знаний (Закрепление):

Задание №1. Сопоставьте портреты известных исследователей Воронежской области с фамилиями из списка (1. В.В.Докучаев, 2. Н.А.Северцов, 3. П.С. Паллас, 4. Е.А.Болохвитинов).

Задание №2. Ответьте на вопросы.

— Кому принадлежит одно из первых описаний территории Воронежской области? (Петру Симону Палласу)

— Кто написал книгу «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии».( Евфимий Алексеевич Болховитинов.)

— Кто предложил различные способы ведения земледелия в засушливых районах? (Василий Васильевич Докучаев).

Задание №3. Закончите фразы.

— Василий Васильевич Докучаев в Воронежском крае изучал ______________________ (черноземные почвы).

— В 1892 году по его инициативе у нас были начаты эксперименты по _______________ (по посадке лесополос) и ___________________ (строительству прудов) в ____________________ (Каменной степи).

— В наше время здесь находится названный его именем научно-исследовательский ________________ (институт).

— Учеником В.В.Докучаева был первый ректор Воронежского сельскохозяйственного института _________________________ (академик Константин Дмитриевич Глинка).

Домашнее задание.

1. Записи в тетради.

2. Творческое задание. Попробуйте выяснить историю изучения вашего района (окрестностей населенного пункта).

 



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

© 2024 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru