Внеурочной деятельности по географии. Программа.

Бакалавр Внеурочной деятельности по географии. Программа. «Новые горизонты» 5- 6 класс Автор: Пурикова Марина Николаевна учитель географии МБОУ СОШ № 10 г. Каменск — Шахтинский.  Программа «Новые горизонты» и ее разделы: туризм, выживание, топонимика, карта, путешествия, геология, экскурсии в природу позволяют  совершенствовать УУД младших школьников, мотивировать на рост познавательной активности, увлекать естественными науками, формировать активную гражданскую позицию.

 

Программа по внеклассной работе 5 -6 класс география скачать

Данный курс является интегрированным естественнонаучным для младших подростков, который сочетает в себе элементы географии, геологии, биологии, химии, экологии, ОБЖ, физкультуры. Углубляет знания по естествознанию, расширяет общий кругозор учащихся, формирует естественнонаучную картину мира.  В основе организации работы учащихся лежит коммуникативно-деятельностный подход.

Актуальность курса определяет формирование и развитие мировоззрения безопасности жизнедеятельности.

Практическая значимость курса заключается в создании творческих проектов, которые не только формируют навыки УУД, развивают проектно-исследовательские умения школьников, но и становятся средствами обучения, пополняя кабинет географии учебными пособиями.

Использование материалов научно-популярной литературы для школьников по занимательной географии, геологии, выживанию и путешествиях обеспечивает познавательную мотивацию обучающихся. Предлагаемые темы данной программы тесно связаны с жизнью, поэтому доступны и понятны ребятам. Разделы планирования одни и те же для 5 и 6 классов. В 5 классе вводятся основные понятия, происходит знакомство с новыми науками благодаря межпредметности курса. В 6 классе углубляются знания, применяется проектно-исследовательская технология, предлагается выполнить практико-ориентированные и творческие проекты.

В течение занятий учащиеся на практике освоят географические понятия и закономерности: научатся ориентироваться и проводить измерения на местности, создавать простые карты, схемы, справочники, наглядные пособия, коллекции, познавать «тайны» географических названий, освоят приемы преодоления препятствий на местности и элементы выживания. Запланированные занятия по туризму и полевым экспериментам на воздухе в теплое время года выполнят здоровьесберегающие функции.

 

Раздел 4. Содержание программы

Пункт I– для 5 класса, пункт II– для 6 класса.

Раздел 1. Туризм

Туристические  узлы. Установка палатки. Переправа «Маятник». Переправа «Кочки». Переправа «Бревно». Параллельная переправа. Навесная переправа. Определение высоты холма с помощью нивелира. Определение ширины реки с помощью травинки. Определение высоты дерева. Определение истинного меридиана и полдня. Работа с гномоном. Расчет географических координат по углу падения солнечных лучей. Проект по созданию солнечных часов.

Практика.

1)      Освоение туристической техники.

2)      Измерение расстояний и размеров объектов на местности с помощью математических расчетов и приборов. Ориентирование по Солнцу. Вычисление географических координат по углу падения солнечных лучей.

 

Раздел 2. Выживание

  1. Правила техники безопасности в городе.  Правила техники безопасности в природе.  Первая медицинская помощь. Опасные животные. Ядовитые растения и грибы. Элементы выживания.
  2. Правила поведения человека в природе. Методы очистки воды. Создание фильтра. Способы добычи воды и огня. Следы животных и птиц. Съедобные  и лекарственные дикие растения.

Практика.

1)      Работа с  текстами, видео. Беседы по проблемам безопасной жизнедеятельности. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и порезах, ссадинах.

2)      Определение сторон горизонта без компаса. Изготовление фильтра для очистки воды. Определение  животных и птиц по следам. Определение съедобных  и лекарственных диких растений. Перевязка ран, наложение шины и жгута. Проведение искусственного дыхания.

 

Раздел 3. Топография

  1. Понятие – Ориентирование. Определение азимутов по компасу. Полярная съемка местности. Ориентирование на местности. Топографические знаки и карта. Определение расстояний по карте. Определение направлений по карте. Чтение топографической карты.
  2. Ориентирование по карте. Определение географических координат по топографической карте. Описание местности по топокарте. Построение профиля по топографической карте.

Практика.

1)      Чтение топографической карты.  Определение расстояний и направлений по карте. Зарисовка топознаков. Ориентирование на местности. Ведение полярной съемки местности.

2)      Работа с градусной сетью. Математические расчеты и ориентирование по карте. Описание и анализ местности по карте. Построение профиля.

 

Раздел 4. Карта

1)      Чтение физической карты мира и России, политической карты мира. Нанесение на контурную карту крупных объектов природы.

Изображение Земли на глобусе и карте. Суша на карте: материки, полуострова, острова. Моря, океаны, течения. Горы и равнины. Реки и озера. Страны мира на карте и крупнейшие города мира.

2)      Реконструкция древней карты на глиняной таблице. Создание качественного фона акварелью. Моделирование материка с помощью пластилина. Создание объекта на карте Google.

Карта – язык географии. История карт. Проект: реконструкция древней карты на глиняной таблице. Приемы нанесения качественного фона на карты. Создание цветной картосхемы местности. Проект: моделирование материка из пластилина. ГИС. Карты Google. Создание объекта на карте.

Раздел 5. Топонимика

1)      Знакомство с топонимикой. Исследование географических названий.

2)      Определение видов топонимов. Создание буклета «Топонимы Ростовской области».

 

Раздел 6. Путешествия

  1. Открытия в тиши кабинетов. Повторные географические открытия. Географические «закрытия». В неведомых горах Якутии. В дебрях острова Новая Гвинея. «Последние из могикан» каменного века. Полярные одиссеи. Рекордные кругосветные эпопеи. Под ветром дальних странствий. По морям и океанам. По следам Робинзона Крузо. Сокровища погибших кораблей. Загадки земного шара.
  2. На бальсовом плоту через Тихий океан. На тростниковом плоту через Атлантику. Добровольный потерпевший. Через океан с котом и попугаем.

Практика.

Работа с текстом и картой. Составление схем маршрутов. Проект по созданию путешествия.

Раздел 7. Геология

  1. Геология – наука о Земле. Основатели геологии. Как изучают земные недра. Наш космический дом. Загадки земной коры. Незримые силы Земли. О чем говорят окаменелости. Путешествие в прошлое Земли. Выветривание. Пещеры. Жар земных глубин. Вулканы. Землетрясения. Человек преобразует природу. Царство минералов. Кристаллы. Сокровища земных недр.
  2. Земля в космосе. Внутреннее строение Земли. Геологические процессы. Физические свойства минералов. Образование минералов. Породообразующие минералы. Классификация минералов. Составление коллекции минералов. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Классификация полезных ископаемых. Проект: Создание буклета «Полезные ископаемые нашего края». Игра «Угадай минерал». Образование ископаемых остатков. О чем могут рассказать окаменелости. Классификация ископаемых остатков. Работа с коллекцией ископаемых. Определение окаменелостей. Проект: Создание атласа окаменелостей. Геохронологическая шкала. Относительная и абсолютная геохронология. Развитие земной коры. Развитие органического мира. Геология Ростовской области. Викторина. «Знаешь ли, свой край». Полевые наблюдения. Походное снаряжение.

Практика.

1)      Работа с  текстами, видео. Беседы по проблемам. Моделирование земной коры, вулкана. Работа с коллекцией минералов и палеонтологической коллекцией.

2)      Описание и определение минералов. Составление коллекции минералов. Выращивание кристаллов. Создание буклета полезных ископаемых. Определение окаменелостей.  Игра «Угадай минерал». Викторина. «Знаешь ли, свой край».

 

Экскурсии: 1. Экскурсия по долине ручья п. Южного.

2. Экскурсия в глинистый карьер п. Октябрьского. Экскурсия в каменный карьер п. Южного



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:
Комментарии к «Внеурочной деятельности по географии. Программа.»
  • Таисия Смирнова, 24.08.2017 в 15:42

    Даны очень интересные материалы для учителей,особенно для молодых. Спасибо за заботу. Все выполнено в соответствии с ФГОС

  • Людмила, 02.10.2016 в 18:08

    хорошая программа, спасибо

© 2017, Уроки географии
Сайт Чурляева Юрия Алексеевича