Разноуровневая проверка знаний обучающихся по географии

Процесс обучения в школе приобретает все более активный характер, усиливается его роль в развитии познавательной самостоятельности обучающихся. Это выражается в развитии проблемного обучения, в широком использовании самостоятельных работ учащихся, в целенаправленной работе по формированию у них приемов учебной деятельности. В этих условиях проверка должна обязательно строиться с учетом степени познавательной самостоятельности обучающихся.

В педагогической психологии и дидактике выделяются уровни усвоения знаний и познавательной самостоятельности обучающихся. Обычно их устанавливают в зависимости от степени самостоятельности и сложности применения знаний. С учетом этих общих положений, а также опыта массового изучения состояния знаний обучающихся в целом.

Для географии целесообразно различать следующие три уровня:

I уровень —  обучающиеся воспроизводят знания в том виде, как они изложены в учебном материале или услышали объяснение учителя.

На II уровне ученики применяют знания и умения по образцу, в повторяющейся учебной деятельности.

III уровень это творческое применение знаний и умений в учебной деятельности.

Система проверки по каждому курсу географии должна включать задания, дифференцированного плана, позволяющие установить достижение каждого из этих уровней усвоения знаний и развития познавательной самостоятельности обучающихся.

Приведу несколько примеров проверки заданий разного уровня по географии России.

Задание №1. Объясните, как образуются почвы, требует от учащихся объяснения в полном соответствии с текстом учебника, т. е. относится к I уровню.

Задание II уровня. На примере черноземной и серо-бурой почв покажите роль климата и растительности в почвообразовании, обучающийся должны перестроить знания, полученные из учебника. Если в предшествующих темах школьники обучались объяснять роль отдельных факторов в формировании того или иного компонента природы, то это задание требует от них действий по образцу.

Более сложным по характеру мыслительной деятельности учащихся является задания, которое соответствует III уровню: «Объясните, где находятся более молодые почвы — на севере или на юге Восточно-Европейской равнины (используйте карту четвертичного оледенения и растительных зон в четвертичный период)». Обучающийся должны самостоятельно найти логику рассуждения и отобрать необходимые для выполнения задания опорные знания. В ходе рассуждения выделяются главные смысловые звенья.

— Образование почв требует длительного времени, в течение которого происходит выветривание горных пород, заселение их растениями, накопление гумусового материала.

— Северная часть Евразии подвергалась оледенению, что задержало процесс почвообразования. Поэтому на севере Восточно-Европейской равнины почвы моложе, что проявляется, в частности, в их маломощности.

В заданиях ФГОС все чаще встречаются вопросы III уровня обучения. Вся направленность современного образования нацелена на творческое развитие личности. Задания ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по географии требуют творческого подхода, анализа пройденного материала, самостоятельных умозаключений и выводов.

Приведем ряд усложняющихся заданий на одном и том же учебном материале по курсу экономической географии зарубежных стран.

В учебнике в теме «Общая характеристика развивающихся стран» сформулированы черты населения и хозяйства стран этого типа. Поэтому задание «Назовите черты населения и хозяйства, которые присущи всем развивающимся странам» требует воспроизведения знаний в той логической последовательности, как они раскрываются в учебнике, т. е. относится к I уровню.

Иным по характеру умственной деятельности является задание II уровня. «Какие черты населения и хозяйства отражают низкий уровень экономического развития развивающихся стран, а какие позволяют судить об их социально-экономическом строе». Здесь учащиеся должны самостоятельно провести группировку признаков населения и хозяйства в зависимости, во-первых, от уровня экономического развития стран и, во-вторых, от их социально-экономического строя. Если такого рода группировка признаков осуществлялась в предшествующих темах (овладение приемом группировки этих признаков предусмотрено программой), то проверочное задание позволяет судить об умении обучающихся применить знания и прием учебной деятельности по образцу, т. е. относится ко II уровню.

Этот же учебный материал может служить основой для постановки задания, которое проверяет, умеют ли обучающиеся применять полученные знания творчески, в новой учебной ситуации. Задание формулируется следующим образом: «В большинстве развивающихся стран сельское хозяйство занимает ведущее место в экономике. Между тем многие из этих стран вынуждены ежегодно импортировать продукты питания. Объясните этот факт».

Учебник не дает прямого ответа на поставленный вопрос. Если учитель не проводил соответствующего разъяснения, то от обучающихся при выполнении задания требуется весьма сложная самостоятельная перестройка, полученных знаний, о низком агротехническом уровне сельского хозяйства развивающихся стран и его специализации на производстве узкого круга экспортных культур. Выполнение этого задания позволяет судить о достижении учащимися III уровня усвоения знаний и развитии познавательной самостоятельности.

Увеличение доли заданий на применение знаний по образцу (II уровень) и в новой учебной ситуации (III уровень) приводит к тому, что проверка все больше превращается в самостоятельную работу обучающихся. Это позволяет более гибко решить вопрос о месте проверки в структуре урока. Как известно, в настоящее время и в педагогической науке, и на практике наблюдается отход от так называемого комбинированного урока с традиционной структурой: опрос — изучение нового учебного материала — закрепление полученных знаний. Универсализация, какой бы то ни было структуры урока, считается вредной. Теперь учителю предоставляется право творчески подойти к определению структуры урока с учетом планирования целой темы или раздела программы, целей данного урока, его содержания, характера класса и ряда других условий (что, однако, ни в коей мере не исключает необходимости соблюдать основные требования к уроку, сформулированные в дидактике и методике обучения географии).

Если проверка не ограничивается простым воспроизведением знаний, а включает различные самостоятельные работы обучающихся, учитель может свободнее использовать ее на уроке, в частности сочетать проверку с изучением нового учебного материала.

В чем же отличие проверочных самостоятельных работ от самостоятельных работ по изучению нового материала? На наш взгляд, границы между ними подвижны. Любая самостоятельная работа дает учителю известную информацию о том, как овладели ученики знаниями и умениями, т. е. осуществляет проверочную функцию. В то же время любая самостоятельная работа, в том числе и проверочная, имеет обучающее и развивающее значение. И все же известные различия между самостоятельными работами при изучении нового материала и в ходе проверки существуют. В первом случае содержание самостоятельных работ определяется задачами и логикой первичного усвоения знаний. Во втором случае на первый план выступает функция контроля, и содержание самостоятельных работ зависит от того, какие знания по той или иной теме или разделу программы выносятся на проверку. Имеются и организационные различия. Если, например, в ходе изучения нового материала учитель нередко оказывает помощь обучающимся в выполнении заданий, то проверочные самостоятельные работы, как правило, выполняются учениками самостоятельно. Проверочные работы предполагают строго индивидуальное выполнение заданий, тогда как самостоятельные работы другого назначения могут проводиться и в групповой форме.

В педагогической литературе указывается, что уже сам факт проверки способствует совершенствованию знаний и умений, вынуждает обучающихся подготовиться к ответу и выразить в словах свои представления, понятия, идеи.

Проверка, которая направляет учащихся на применение знаний, ведет к более широкому охвату учебного материала, заодно и то же учебное время, повышается емкость уроков. Последнее особенно важно ввиду сложности и многоаспектности географических знаний. Как справедливо указывают географы методисты, большинство физико-географических и экономико-географических объектов рассматриваются в географической науке в трех аспектах: региональном (размещение в пространстве), категориальном (отношение к тому или иному общему понятию или целой системе понятий) и генетическом (развитие объекта или явления во времени). Из-за ограниченности учебного времени осветить все эти аспекты при первичном усвоении знаний не всегда представляется возможным. Часть этой нагрузки можно переложить на проверку, если использовать задания, которые подводят обучающихся к овладению новыми знаниями путем перестройки ранее полученных.

Если проанализировать проверочные задания с точки зрения логических операций, которые требуются при их выполнении, то следует отметить широкое распространение вопросов и заданий на сравнение. О большой роли сравнения в процессе обучения географии писал еще К. Д. Ушинский. Его мысли по этому поводу получили дальнейшее развитие в работах Н. Н. Баранского и других методистов географов. Вопросы и задания на сравнение позволяют органически соединить проверку знаний с изучением нового материала и повторением.

Большое значение в проверке имеют обобщающие вопросы и задания, причем не только при проведении итоговых проверочных работ (по разделам курса или в конце учебного года), но и в ходе текущей проверки. На разработку и использование обобщающей проверки учителю рекомендуется обратить особое внимание, исходя из требований и содержания современных программ.

На современном этапе развития школьной географии особенно актуальным является вопрос о связи проверки с обобщающим повторением.

Ниже приводится таблица, которая может служить общим ориентиром при планировании проверки по отдельным крупным темам или разделам любого курса школьной географии. В ней предусмотрено основное содержание проверки и характер заданий и вопросов в зависимости от степени познавательной самостоятельности учащихся.



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

© 2021 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru