Урок географии в 8 классе по теме «Расселение и урбанизация»

земной шар Решаемые учебные проблемы: Что такое «расселение», «поселение» и «расселение»? Какие населенные пункты в России считаются городами и ПГТ? В чем причина роста городов? Что такое «урбанизация»? Что такое «агломерация»? Сколько агломераций в России? Чем отличаются «сельский» и «городской» образ жизни? Основные понятия, изучаемые на уроке: Расселение, поселение, заселение; город и ПГТ; урбанизация и агломерация; городской и сельский образ жизни.

 

 

Ход урока

1 ЭТАП 1. ОПРОС (1 – 3 слайд) – 4 минуты

  1. Что такое «плотность населения»? Как определить «платность населения»?
  2. Для чего нужно знать «плотность населения»?
  3. Равномерно ли распределено население по территории России? От каких факторов это зависит?
  4. Как называется территория, на которой проживает более 90% населения России?
  5. Как называется территория с неблагоприятными природными условиями, на которой проживает около 10% населения нашей страны?
  6. Какая информация на карте плотности населения передается с помощью цвета?
  7. Как по карте плотности населения узнать об особенностях размещения городского населения страны?

(Учащиеся отвечают на вопросы, опираясь на слайды презентации)

2 ЭТАП. Создание проблемной ситуации (3-й слайд – вторая часть) – 1 минута

Деятельность учителя

  • Можете ли вы теперь ответить на вопрос: от каких факторов зависят особенности размещения населения по территории страны помимо климата?

(Слайд 4 – тема урока)

 Слайд 5 – содержание (Ход урока) – 1 минута

3 ЭТАП. «Открытие» нового знания  (целеполагание) – слайд 5 – 6 – 1 минута

Сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть целый ряд вопросов:

  1. Выяснить, чем различаются понятия «расселение», «поселение» и «заселение».
  2. Узнать, какие существуют типы заселения территории России?
  3. Какие населенные пункты в России считаются «городом» и ПГТ?
  4. Что такое «урбанизация»? Как связано с урбанизацией такое понятие, как «агломерация»?
  5. Чем отличаются «городской» и «сельский» образ жизни.

4 ЭТАП. Учебные действия по реализации плана – (слайд 6) – 12-14 минут

            Учитель объясняет, что результатом работы учащихся на уроке должна стать заполненная страница с печатной основой (А4). Для выполнения этой задачи, для реализации цели урока и получения информации на перечисленные вопросы класс делится на пять групп по пять человек в каждой.

Каждому члену группы присваиваются номера, от 1 до 5. Для того, чтобы ученики не спорили друг с другом, номера может присвоить учитель с помощью бумажных карточек или бейджиков (их можно использовать регулярно). Лучший вариант, если группы будут сформированы самим учителем.  Или хотя бы одна из таких групп. В эту группу имеет смысл включить самых подготовленных, способных к самостоятельной работе учеников.  Учитель объясняет, что по его команде учащиеся меняются местами. В одну группу собираются все ученики под номером 1, во вторую – под номером 2 и т.д. образуется пять новых групп. Эти группы получают инструктивные карточки для работы. На выполнение заданий группам дается 10 минут. (см. слайд № 7)

Инструктивные карточки для групп представлены в папке «Инструктивные карточки»

Образец листа с печатной основой представлен в Приложениях

5 ЭТАП. Применение нового знания.   (слайд № 8) – 14-12 минут

По команде учителя ребята возвращаются в свои первоначальные группы (прием «зигзаг»)

Каждый «номер» информирует остальных участников группы по результатам работы со своей инструктивной карточкой и руководит заполнением листа с печатной основой.  (слайд № 8)

ПРИМЕЧАНИЕ: если у вас в классе более 25 учащихся (оптимальное число для другого варианта – 30) – можно применить известную технологию (прием) – «хождение в гости». В таком случае вам придется придумать задание для шестой группы. В каждую группу будет по-прежнему входить по пять человек. Только группы сразу получают задания.  Через семь минут члены группы № 1 идут по одному человеку во все другие группы и рассказывают содержание своего задания. Потом члены первой группы возвращаются на свои места, а члены группы № 2 идут «в гости» в другие группы со своей информацией и т.д. Важно следить за временем, заранее учтя, сколько времени потребуется ученикам для высказывания по теме, а остальным для воспроизведения информации в листе с печатной основой.

6 ЭТАП. Закрепление учебного материала.

= работа со   слайдами 9 – 14  (часть «ПРЕЗЕНТАЦИЯ») – 3  минуты

= для проверки (закрепления) знаний по изученной теме предусмотрен кроссворд, который используется на следующем уроке. При желании закрепление учебного материала можно провести через работу с кроссвордом на данном уроке, пропустив слайды 9 – 14.

ВЕРНЕМСЯ  к нашей проблеме урока (слайд 3-й):

  • от каких факторов зависят особенности размещения населения по территории страны помимо климата?

Беседа с учащимися по вопросу – слайд № 15

7 ЭТАП. Рефлексия (итог урока) – 2 минуты

Предлагаю два варианта рефлексии урока

 

1-й вариант   (см. слайд 22)

По пятибалльной системе оцени свою работу на уроке (можно на обратной стороне листа с печатной основой):

  • «5» — если ты полностью справился со своим заданием и сумел доступно объяснить его членам своей группы
  • «4» — если ты выполнил задание, но недостаточно понятно объяснял его своим одноклассникам
  • «4» — если ты смог понять, как выполнять задание только с помощью руководителя своей группы, но сумел пересказать его суть своим товарищам.
  • «3» — если ты плохо справлялся с выполнением задания и плохо объяснил своим одноклассникам результат его выполнения.
  • «2» —  если ты не сумел даже пересказать задание, выполненное другими участниками группы, в которой работал.

 

2-й вариант  (см. слайд 16)

В приложениях к уроку есть материал для распечатки данного текста на каждого ученика:

Оцени  свою деятельность и деятельность других  на уроке

Упражнение «На какой я ступеньке»

Размести  «себя» на ту ступеньку, которую достиг в результате работы на уроке, т.е. напишите свое имя.

Рекомендации:

Если все удалось, все было понятно – 4-5 ступенька.  Если встречались затруднения – 3-2 ступенька

Если все было не понятно – 1 ступенька

 

Любым способом отметь своё отношение к происходившему на уроке

?— трудно, неинтересно                    !— легко, интересно                               ??— трудно и неинтересно

!!— легко и интересно                       ?!— неинтересно, но легко                     !?— интересно, но трудно

Оцени  работу своей исследовательской группы по пятибалльной системе

8 ЭТАП. Домашнее задание.  (Слайд 17) – 1 минута

Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация PowerPoint – 22 слайда.

Методические рекомендации для учителя

Сценарий (конспект) урока Расселение и урбанизация. Скачать

Печатная основа для заполнения всеми учениками

Задания для учащихся № 1 и № 2

Задания для учащихся № 3 и № 4

Приложение для группы № 5

Инструкции всем группам

Рефлексия

Кроссворд

Презентация к уроку Расселение и урбанизация Скачать

 

 

Основные элементы работы/содержание презентации Управление презентацией
 Слайд № 1 – 3На слайде три вопроса по материалу прошлого урока. Выслушать ответ ученика на первый вопрос и кликнуть по номеру вопроса – откроется правильный вариант ответа, подтверждающий или опровергающий ответ ученика. При наличии интерактивной приставки или И/доски это может делать сам ученик, отвечающий у доски, с помощью стилуса. Слайд 1. Используются гиперссылки и триггеры.     Переход на следующий слайд щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке «далее».При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.
Слайд № 3Завершающий вопрос № 7. Ответ открывается с помощью щелчка мышкой.При следующем щелчке мыши поле ответа очищается и открывается проблемный вопрос урока, который учитель предлагает обсудить, познакомившись с темой урока и ходом его проведения. Переход к слайду № 4 Слайд 3. Используются гиперссылки и триггеры.    Переход на следующий слайд щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.
Слайд № 4Ученики знакомятся с темой урока. Эпиграф не зачитывается (индивидуально) Слайд 4.Переход на следующий слайд щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.
Слайд № 5Ход урока:Кликнуть на один из пунктов плана, например на – откроется слайд соответствующего содержания – этап урока.Вернувшись на слайд № 3 с «постановкой проблемы», возврат к плану (ходу) урока произведите с помощью кнопки «ход урока» Слайд 5. Используются гиперссылки.Переход на слайд с ресурсами щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.
Слайд № 6Кликнуть на верхнюю стрелку – откроется цель урока. Кликнуть на последующие стрелки – откроются задачи урока Слайд 5.Возврат на слайд №5 щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.
Слайды № 7План реализации намеченных целей. Учитель доводит до учащихся следующую информацию:У нас скомплектовано пять групп для работы на уроке. Каждому из вас присвоен номер с 1 по 5-й (на экране это цветные смайлики).На партах стоят номера от 1 до 5.По моему сигналу учащиеся с № 1 пересаживаются за стол под № 1; учащиеся с № 2 за стол под № 2 и т.д. Слайд 6. При щелчке ЛК мыши на слайде происходит перестройка смайликов – учеников (как произойдет переход в новые группы)Возврат на слайд №5 щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.
Слайд № 8 – Исследование или работа в группах.Слайд со следующим сожержанием:Каждая из вновь сформированных групп, получает задание. На выполнение задания дается 7 минут. По окончанию этого времени все учащиеся возвращаются в свою первоначальную группу.После перемещения смайликов щелкните ЛК мыши — откроется  текст:Вернувшись в свою первоначальную группу, каждый учащийся, начиная с № 1 и заканчивая №5, сообщает своим одноклассникам результаты работы своей исследовательской группы  и руководит заполнением листа с печатной основой Слайд 8.Щелчком ЛК мыши учитель показывает, как произойдет возврат учащихся в свои первоначальные группы после выполнения задания (смайлики перемещаются)Возврат на слайд №5 щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.
Слайд № 9Главный слайд, открывающий переход по гиперссылкам к слайдам, подтверждающим или опровергающим результаты работы групп.Если Вы решили провести проверку результативности работы групп с помощью кроссворда – измените гиперссылку на слайд № 20 и выдайте учащимся раздаточный материал – кроссворд.Щелкните по центральной картинке 9-го слайда – произойдет переход на слайд № 15 – обсуждение проблемного вопроса урока. Слайд 9.Используются гиперссылки и триггеры. При нажатии на картинку с номером группы открывается слайд, информирующий о предполагаемом результате работы соответствующей группы.При демонстрации слайда № 12 (прогнозируемые результаты работы учащихся с №3) автоматически звучит отрывок из песни В. Токарева «Небоскребы, небоскребы…»При демонстрации слайда № 14 звучит песня «от людей на деревне не спрячешься…»Возврат на слайд №5 щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.
Слайды № 15Выслушиваем мнение учащихся.На слайде использована анимационная картинка —  «Ученик поднимает руку». Если она не срабатывает,  то перед началом демонстрации рекомендуется её обновить (см. в папке). Слайды 15.При щелчке ЛК мыши открывается иллюстрация, обобщающая ответы учеников.Возврат на слайд №5 щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.
Слайд № 16 – рефлексия (Оценивание своей работы)Предусмотрено два варианта. На слайде № 16 представлен второй (ученикам для этого выдается распечатанный текст). Если времени мало – воспользуйтесь первым вариантом – слайд № 22 (оценку ученики пишут на оборотной стороне листа с печатной основой) – щелкните по кружку справа на слайде № 5 Слайд 16. Используются гиперссылки и триггеры.Возврат на слайд №5 щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.
Слайд № 17Домашнее задание.  Если кроссворд на уроке  не использовался, можно щелкнув по картинке (ученик решает кроссворд за ПК) продемонстрировать вариант кроссворда, который ученикам можно составить дома (слайд № 20). Или использовать этот слайд на следующем уроке. Кроссворд решается на бумаге (см. раздаточный материал) (на слайде № 21 решенный кроссворд) Слайд 17. Используются гиперссылки и триггеры.Возврат на слайд №5 щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.Переход на слайд № 20 и № 21 осуществляется по управляющей кнопке. Нажав ЛК мыши на управляющую кнопку «назад», возвращаемся на слайд № 5
Слайд № 18Если Вы на слайде № 5 щелкнете ЛК мыши по картинке (ученик с поднятой рукой) – откроется слайд № 18 «Спасибо за урок!» Замените фотографию на свою. Слайд 18.    При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.При нажатии ЛК мыши на кнопку «ресурсы» — переход на слайд № 19
Слайд № 19Интернет – ресурсыБез анимации. Слайд 19.     При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.


Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

Комментарии к «Урок географии в 8 классе по теме «Расселение и урбанизация»»
  • Мария, 13.11.2017 в 22:26

    Отлично, спасибо!

© 2024 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru