Числовой диктант. Найди ошибку. Кто лишний. География

ДеньгиЧисловой диктант. Найди ошибку. Кто лишний. География 11. Числовой диктант (на слух).

Пример 1 (подготовка к диагностической работе по теме «Океан»):

  1. К числу материков прибавьте число океанов без Тихого. (6 + 4) (считая Южный океан).
  2. Число всех океанов раздели на количество материков, омывае­мых всеми океанами. (5: 1)
  3. От количества букв в слове, обозначающем гигантскую глыбу льда в океане, вычесть количество слогов в фамилии морепла­вателя, назвавшего Тихий океан Тихим. (7-3)
  4. Количество букв «К» в фамилии мореплавателя, трижды совер­шившего кругосветное путешествие умножить на число мате­риков, омывающихся тремя океанами . (2 х 1)
  5. Количество букв в названии самого крупного морского млеко­питающего сложить с числом океанов, омывающих Антарктиду. (3+1)

 

Числовой диктант. Найди ошибку. Кто лишний. География. Скачать материал

 

Пример 2: Тема «Африка».

  1. Количество букв в названии реки, дважды пересекающей эква­тор, сложите с количеством букв «а» в названии природной зоны, занимающей самую большую площадь на материке. (5 + 3)
  2. Какой по счету цвет в спектре радуги соответствует названию одной из рек Африки? (2)
  3. Количество букв «о» в названии реки, где лечил зверей доктор Айболит, умножьте на число полушарий, в которых расположе­на Африка. (2 + 4)

11а. Числовой диктант (в виде письменного задания).

Пример (модуль «Австралия»):

  1. От количества букв в названии сумчатого животного — символа материка вычесть количество полушарий, в которых располо­жена Австралия. (7-2)
  2. Сумму двух последних цифр в дате открытия Австралии сло­жить с количеством океанов, омывающих этот материк. (6 + 3)
  3. Число животных, которые изображены на гербе Австралии, ум­ножьте на место этого материка по площади. (2 х 6)

О числовых диктантах

Технология приема. Задание состоит из 5-8 этапов. Каждый этап — пример на арифметическое действие с числами, которые могут отра­жать фактологию или понятийный аппарат изучаемого материала. Ученики записывают только числа и действия с ними. Этот прием требует тренировки и является, пожалуй, самой сложной формой раз­вивающих диктантов.

Когда и зачем может быть использован. Кроме перечисленных выше умений и навыков этот прием тренирует навыки счета, умение быстро переключаться. Возможности применения:

1)   лучше всего на этапе обобщения изученного материала;

2)    на этапе отработки и уяснения учебного материала.

  1. Упражнение «перевод с русского на русский» (на слух).

Такие упражнения очень хорошо использовать в качестве паузы между двумя письменными видами учебной работы. Две-три послови­цы, «переведенные» на язык биологических терминов, потребуют для обратного перевода и образного мышления, и анализа смысла отдель­ных слов, одновременно, развивая и чувство юмора.

Пример

  1. Сбился с азимута среди трех голосемянных. (Заблудился в трех соснах.)
  2. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными вещес­твами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит.)
  3. Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не может скрыть­ся в направлении растительного сообщества. (Работа — не волк, в лес не убежит.)

12а. То же самое (пример 1) можно сделать в парах с поиском исход­ного предложения среди изучаемого текста.

  1. Раскрыть смысл усвоенных перечисленных понятий (устно):
    1. Муссоны — это …
    2. Азимут — это…
    3. Атмосфера — это …

13а. Раскрыть смысл усвоенных перечисленных понятий (письменно). 136. Определить усвоенное понятие по смыслу (обратное задание).

Пример Г.

Эта величина обычно измеряется в м/с (при обслуживании авиа­ции — в км/час, при обслуживании морского флота — в узлах, то есть морских милях в час) — … (скорость ветра).

Степень нагретости воздуха, определяемая при помощи термо­метров и термографов — … (температура воздуха).

Линии, соединяющие точки с одинаковой температурой воздуха, поч­вы или воды на географических картах, вертикальных разрезах атмос­феры, почвенных или гидрологических разрезах -… (изотермы).

Пример 2\

а)   Самая длинная река мира. (Обычно указывают Нил; но нужно помнить, что водоток от истока Укаяли до устья Амазонки длин­нее, так что ответ «Укаяли — Амазонка» правильнее.)

б)   Самая полноводная река мира. (Амазонка.)

в)   Самое глубокое озеро мира. (Байкал.)

г)    Самое большое по площади озеро мира. (Каспийское море.)

д)   Самое низко расположенное озеро мира. (Мертвое море.)

е)   Самая полноводная река Восточного полушария. (Конго.)

Пример 3. Устная разминка на обобщающих уроках по теме «Африка».

  1. Так называют дорожную разметку и животное саванны. (Зебра.)
  2. Эту страну называют геологическим чудом. (ЮАР.)
  3. Столица страны пирамид. (Каирю.)
  4. Валюта страны, лежащей на двух материках. (Египет, фунт.)
  5. Самое свободное, судя по названию, государство Африки, чей флаг на кораблях часто используют для того, чтобы не платить налоги. (Либерия.)
  6. Средневековое название жителя Северной Африки. (Мавр.)
  7. Потомки от брака представителей негроидной и белой расы. (Мулаты, метисы)
  8. Озеро, рождающее Голубой Нил. (Тана.)
  9. Место загранкомандировки доктора Айболита. (Гв инея.)
  10. Сравнить два близких понятия по смыслу, найти сходство (устно).

Что общего между тундрой и пустыней? Что общего в экономике двух стран? 14а. Сравнить два близких понятия по смыслу, найти различия (устно). Назовите как можно больше отличий бризов от муссонов. Сравните циклоны с антициклонами, найдите не менее 4-х отличий. Назовите различия между паводком и половодьем.

  1. Сравнить объекты, модели, карточки с рисунками, найти общее (устно). 15а. Сравнить объекты, модели, карточки с рисунками, найти разли­чия (устно).

Изображения торосов и айсбергов, карты разного масштаба или карты разных проекций и т.д.

Антрацит, бурый уголь и торф.

  1. Найти место в тексте учебника, где описываются объект, процесс, явле­ние, представленные визуально: на картинке, в видеофрагменте и т.д.
  2. Привести конкретные примеры, раскрывающие смысл понятия (устно).
    1. Привести конкретные примеры, доказывающие шарообраз­ность Земли.
    2. Привести примеры влияния рельефа и климата на реку Енисей.
    3. Найти смысловую ошибку в тематическом тексте.

Пример 1: Одна из характеристик не соответствует зоне влажных эк­ваториальных лесов. Какая?

Природная зона занимает бассейн р. Конго и побережье Гвинейс­кого залива. Почвы красно-желтые ферраллитные. Раститель­ность леса многоярусная. Резкие колебания температуры в те­чение суток (дня и ночи). Обитают различные виды обезьян, в том числе гориллы и шимпанзе.

Пример 2: Рассказ бывалого моряка.

По небу плыли белые кучевые облака, но вдруг полил сильный дождь. Громадная волна — цунами — то поднимала нас, то броса­ла в бездну. Вскоре море успокоилось. Наш вахтенный сообщил, что корабль следует по своему курсу, приближаясь к Антарктиде. Ночью яркая Полярная звезда была ориентиром. Увидев остров, мы решили выйти на берег и набрать пресной воды; но не успели сделать несколько шагов, как увидели белого медведя. Высадив­шись в другом месте, мы направились к лесу, в котором нашли родники набрали пресной воды.

18а. Составить текст с географическими ошибками.

  1. Составить пять предложений с одним и тем же термином или понятием так, чтобы остальные слова в этих предложениях ни разу не повторялись.
  2. Найти соответствие фактов и понятий.

Классификация фактов, соотнесение реального факта с обобщаю­щим словом: хорошая тренировка левополушарного мышления.

Пример: найти среди названий поясов и климатов такое, которое со­ответствует такой реалии: половодье наступает летом, реки не замерзают.

а)   экваториальный пояс, умеренный пояс, морской климат;

б) субэкваториальный, тропический и субтропический поя са, муссонный климат;

в)   тропический пояс, континентальный климат;

г)   умеренный пояс, континентальный климат;

д)   субтропический пояс, средиземноморский климат;

е) умеренный пояс, резко континентальный климат; субарктичес­кий пояс.

20а. Если одно понятие соотносится с различными реальными факта­ми, процессами и т.д., то такое задание хорошо развивает правое полушарие, вынуждая ученика конструировать или вспоминать ре­альные образы.

Пример: Найти среди перечисленных характеристик черты режима рек, характерных для субтропического пояса и средиземноморского климата:

а) реки полноводны весь год, не замерзают;

б) половодье летом, реки не замерзают;

в) в сухое время года реки пересыхают;

г) в питании рек преобладает снеговое;

д) половодье зимой;

е) зимой реки часто промерзают до дна, стока нет.

  1. Найти «лишнее» слово из списка, дать объяснение выбору (устно).

Пример 1: Назовите «пятый — лишний».

а)  Верхнее, Мичиган, Виннипег, Эри, Онтарио. {Виннипег не вхо­дит в систему Великих озер.)

б)  Нигер, Замбези, Игуасу, Конго, Сенегал. (Игуасув Южной Аме­рике, остальные реки — в Африке.)

в) Ганг, Замбези, Инд, Янцзы, Меконг. (Янцзы впадаете море Ти­хого океана, остальные реки — в моря Индийского океана.)

г)  Миссисипи, Ниагара, Ориноко, Колорадо, Огайо. (Ориноко в Южной Америке, остальные реки — в Северной.)

Возможны и другие варианты, но всегда требуется объяснение.

Пример 2: Назовите «четвертый — лишний».

  1. Ливингстон, Стэнли, Беринг, Юнкер. (Беринг не изучал Афри­ку.)
  2. Гибралтарский, Мозамбикский, Бассов, Баб-эль-Мандебский. (Басов пролив находится у берегов Австралии, остальные — у Африки.)
  3. Зебры, жирафы, слоны, львы. (Лев — хищник.)
  4. Виктория, Чад, Эйр, Ньяса. (Озеро Эйр — в Австралии.)
  5. Гана, Гайана, Габон, Гамбия. (Гайяна в Южной Америке.) Возможны разные варианты, но всегда требуется объяснение.

21а. Составить задание на выбор «лишнего» по изучаемой теме и предложить однокласснику (работа в парах).

  1. «Починить цепочку» — задание на определение и восстановление ли­нейной логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями.

 



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:
© 2020, Уроки географии