Методы, приемы, формы обучения географии

985Идея: поиск таких методов, приемов, форм обучения, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству, создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения.

 

 

Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения географических знаний. Скачать

Задачи: обеспечить развитие познавательного интереса обучающихся к учебной деятельность через предмет «география».

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.

Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

Формирование познавательных интересов и активизация личности — процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор развития активности и самостоятельности учения. С этой точки зрения важна концепция развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Они выделили дидактические принципы, которые позволяют решать поставленные задачи.

Глубоко изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы «Активизация познавательной активности на уроках географии». Причиной обращения к проблеме стал и тот факт, что в последнее время наблюдается общее снижение интереса школьников к учебной деятельности.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких методов, приемов, форм обучения, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно построила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии, на создание общей системы учебной и внеклассной работы.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, народных сказок, пословиц,  кроссворды, занимательный материал, современные педагогические технологии обучения на разных типах уроков (технологию развития критического мышления посредством чтения и письма, информационно – коммуникативную технологию).

В зависимости от дидактических целей урока использую различные нетрадиционные формы урока.

Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров (в старших классах), уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований. На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения, развивающего обучения,  технологии развития критического мышления посредством чтения и письма, информационно-коммуникативным – технологиям.

При проверке знаний обучающихся и других этапах урока  для повышения интереса к учению использую следующие игровые приёмы, которые направлены:

1) на развитие самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (зачет и семинар с игровыми элементами, реферат);

2) на развитие внимания (географический лабиринт, «Парадокс», буквенный лабиринт (филворд);

3) на развитие памяти (проверочные карточки, кроссворд, тест,
викторина, приём «вспомни силуэт», географический конструктор или географическая почта, приём «Что это?», географический диктант);

4) на развитие логического мышления (приём «Да-нет», логические задачи, географическую почту, приём «Согласен – не согласен», географические шарады, задания на поиск общего, аналогов, географический детектив);

5) на развитие мотивации (географические «Крестики – нолики», приём «Узнай меня», творческие задания, творческие задачи, воображаемое путешествие, приём «Крокодил»);

6) на развитие воображения (аукцион);

7) на развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус);

8) на развитие речи учащихся (культурологическая игра, зачет и семинар с игровыми элементами);

9) на проверку знаний фактического материала (зачет, олимпиада, тест, викторина, проверочные карточки);

10) на проверку умений оперировать фактическим материалом (викторина, тест,
кроссворд, реферат).

Практически все задания имеют творческий характер и варьируемый уровень сложности. Их можно использовать на разных этапах урока: в начале урока, в ходе изложения нового материала, для закрепления. Начать урок можно с отгадывания кроссворда, при изложении нового материала включить «кусочек» культурологической игры, а для закрепления подойдут тест, викторина, ребус. Это удобно и для учителя, и для учащихся — разряжается напряженный ритм работы, выпадает несколько минут интеллектуального отдыха, повышается активность учащихся, но любой приём хорош только тогда, когда применяется в нужном месте  в нужное время, т. е. его применение зависит от конкретной ситуации.

Все задания пробуждают интерес к учебному труду и развивают интеллект учащихся.

 

 

Приёмы развивающего обучения на уроках географии.

Дело в том, что педагогические приёмы зависят не от применяемых средств обучения, а от конкретной педагогической ситуации.

В развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося.

Деятельность учителя можно представить в виде формулы: развитие внимания+ + развитие памяти + развитие мышления + мотивация = интеллектуальная личность, или применительно к географии – географически образованная личность.

Остановимся на слагаемых этой формулы.

Развитие внимания тесно связано с наблюдательностью. Умение наблюдать даёт возможность хорошо ориентироваться в учебном материале, но и в окружающей человека природе, более точно воспринимать предметы и явления, подмечать их внешние и внутренние особенности.

Одним из интересных приёмов развития внимания является «Географический лабиринт». Данный приём представляет собой особый вид текста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью «ДА» и «НЕТ». Если утверждение истинно, то следует идти по стрелке «ДА», а если ложно – по стрелке «НЕТ».

Географический лабиринт «Население Северной Америки»

  1. Лабиринт начинается в верхней левой клетке и заканчивается в правой нижней.
  2.  Прочитав содержание окна, вы двигаетесь по стрелке «Да», если согласны с ним, или по стрелке «Нет» в случае несогласия.
  3.  Выписывайте буквы, расположенные в правом верхнем углу окнапо ходу движения. Если вы пройдете лабиринт без ошибок, из них должно получиться ключевое слово лабиринта, записанное справа налево. (Ключевое слово КАНАДА)

 



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:
© 2020, Уроки географии