Природные особенности Кольского полуострова

Кольский полуостров Хибины. Это место можно назвать кладом, поскольку его полезные ископаемые очень разнообразны и велики. На структуру ресурсов повлияла неповторимая геология. Здесь находятся нерудные и металлические залежи, топливно-энергетические ископаемые. К тому же добыча сырья имеет хорошие перспективы.

 

 

Освоение богатого минералами края началось сравнительно недавно, поскольку долгое время сюда не ступала нога человека, и эта местность считалась незначимой. Но все поменялось в начале ХХ века, когда ученые решили изучить Хибинские и Ловозерские тундры. Большой вклад в их исследования внесли Александр Ферсман и Вильгельм Рамзай. Их труды стали основой для последующих экспедиций, которые привели к началу добычи полезных ископаемых. Вследствие развития горной промышленности появилась необходимость в глубоком освоении территории и формировании поселений, в которых жили работники и семьи. Так, вокруг Хибин образовались города и поселки. Их названия Апатиты, Титан, Станция Имандра говорят о непосредственном назначении. Конечно же, Хибинские тундры в первую очередь интересны своей природой. Холодные Арктические и Атлантические воздушные потоки определяют основной температурный режим Кольского региона. В связи с сильными порывами ветров и свойством гор конденсировать влагу в Хибинах выпадает большое количество осадков, а снежный покров доходит до отметки 50-70 см.

Затяжная зима, горный рельеф и особенности почвенного покрова определяют Хибинскую растительность. Здесь выделяют три природно-географические зоны: тундра, лесотундра и тайга. Подножье гор и близлежащие территории представлены густыми зелеными лесами. С повышением они становятся меньше и редеют. Вершинам характерна бедная тундровая флора. Животный  мир Хибин представлен большим количеством речных и озерных обитателей.

В летнее время в Хибинах много туристов, совершающих  пешие походы вдоль рек и по горным перевалам, наслаждающихся  красивыми пейзажами, горами и речными долинами. В зимнее время Хибины идеальны для горнолыжного туризма.

Хибины — самые высокие за Полярным кругом России горы, соответственно, из за разряжённого арктического воздуха условия в Хибинах сильно приближенны к высокогорью. Наивысшая отметка в Хибинах — 1200 метров, сложно предположить, какой высоте Альп это соответствует. В некоторых районах Хибинских гор снег не тает до конца лета, при этом он остаётся белым. У саамов даже появилась шутка — «Если снег до весны не растаял, значит лето было холодным». Ещё въезжая в Апатиты  начинаешь созерцать великолепную панораму южных склонов гор, возвышающуюся почти на всём горизонте.

До середины лета горы сверкают своими снежными нарядами на фоне зеленой травы и леса.

Если в Кировск попадёт любитель гор то, скорее всего, захочет остаться там навсегда. Этот горный город — городок, раскинулся на берегу озера Большой Вудьявр. И ещё при этом окружен горами с трех сторон: с западной на противоположном берегу озера впечатляющие своей нависающей громадой скалы, с восточной гора Айкуайвенчорр (Спящая Красавица) в ложбинах которой находятся лучшие на Северо-Западе горнолыжные трассы, ну а на севере анящие в глубь Хибин широкие перевалы. Это небольшие, но настоящие горы, есть пологие перевалы, вершинные плато, скальные обрывы (200 — 400 м), сыпучие, скалистые и покрытые травой склоны.     В Хибинах много загадочных мест, притягивающих исследователей словно магнитом. Есть и ледяные пещеры, попасть в которые можно только глубокой осенью, и заброшенные штольни, выработанные ещё в 30-х годах прошлого века. Относительно небольшая высота и пологость некоторых вершин позволяет при некоторой сноровке забраться туда на джипе (летом и осенью) или на снегоходе (зимой).

 

А какие отличные снежники лежат с мая по август на различных склонах Хибин!

Центральная часть Хибин вообще особая песня — если летом туда можно добраться по горной дороге на джипе, то зимой только на лыжах или снегоходом.

 

2. Озеро  Могильное.

Пять слоёв озера.

Самый нижний слой с глубины 15 метров и ниже насыщен сероводородом, как известно, убивающем всё живое, поэтому живут здесь только отдельные виды бактерий.

Второй «этаж» окрашен в вишнёвый цвет. Такой необычной окраске он обязан обитающим в этом слое воды пурпурным бактериям. Слой бактерий служит своеобразным щитом: он преграждает дорогу поднимающемуся со дна сероводороду.

Третий «этаж» — морская вода. Солёность этого слоя такая же, как в море. Здесь обитают морские жители: треска, окунь, морские водоросли, морские звёзды, но они меньше размерами, чем аналогичные обитатели в Баренцевом море.

Четвёртый слой – это смешение солёной и пресной воды, малопригодный для жизни водных обитателей, сюда поднимаются медузы и некоторые ракообразные.

И, наконец, пятый, у поверхности озера – слой пресной воды. Толщина этого слоя достигает пяти метров. Здесь царство пресноводных организмов.

Могильное озеро по своему происхождению относится, как говорят ученые, к числу так называемых реликтовых озер, то есть оно представляет собой остатки моря, некогда покрывавшего остров Кильдин. В давно прошедшие времена, когда море несколько отступило от острова, на месте будущего озера была морская бухточка с соленой морской водой, в которой обитали те же организмы, что и в море. Но по мере того как остров поднимался со дна моря, пролив, соединяющий бухту с морем, мелел, и, наконец, бухточка оказалась совсем отрезанной от моря. Она превратилась в озеро.

В наши дни Могильное озеро, расположенное у юго-восточного берега острова Кильдина, отделено от моря валом из окатанной гальки, пересыпанной песком. Ширина вала около 60 метров, а длина 300 метров.

Во время прилива морская вода просачивается через песчано-галечный вал в озеро как раз в том месте, где находится слой соленой воды, а во время отлива, когда уровень озера бывает выше уровня моря, происходит обратный ток воды.

Наличие обмена вод озера и моря доказывается существованием приливо-отливных колебаний в озере. Правда, они ничтожны по сравнению с морскими, где разница между уровнем прилива и отлива достигает нескольких метров. В озере же высота приливной воды исчисляется миллиметрами. При этом прилив в озере запаздывает по сравнению с морем часа на три. Иначе и быть не может, если принять во внимание задерживающее влияние песочно-галечного вала.

Как правило, реликтовые озера или высыхают, или опресняются, или осолоняются. С Могильным озером не происходит ни того, ни другого, ни третьего. Оно в течение долгих веков остается неизменным. Голландские моряки еще в XVI веке отметили его на своих картах, когда в поисках кратчайшего пути в Индию посетили остров Кильдин. Очертания озера за эти годы не изменились. Благодаря обмену вод между морем и озером вода третьего этажа непрерывно обновляется. Не будь этого, все обитатели соленого слоя давно бы погибли.

Необычайное разделение воды озера на слои, а главное то обстоятельство, что эти слои не смешиваются, также имеет строго научное объяснение. Соленая (более тяжелая) и пресная (более легкая) вода не может смешаться потому, что соленая вода поступает снизу (питая третий этаж), а пресная (от дождей и тающего снега) стекает в озеро сверху. Создается так называемая устойчивая стратификация, и вода пресная и соленая располагается четкими слоями.
Могильное озеро существует тысячелетия. За этот период времени морские рыбы и организмы, оставшиеся при образовании озера в соленой воде, приняли из-за условий среды, в которой они обитают, карликовый размер и своеобразную окраску.

Совершенно  справедливо писал об этом небольшом озере его наиболее последо­вательный исследователь и популяризатор, видный русский гидробиолог и естествоиспытатель профессор К.М. Дерюгин: «В современном состоянии оз. Могильное представляет настоящее чудо природы; оно требует тщательной охраны как истинный памятник природы и дальнейшего детального изучения. Своеобразной чертой озера Могильного является то обстоятельство, что в нем в течение тысячелетий установилось поразительное равновесие в балансе пресных и морских вод, создающее возможность одновременного существования и морских, и пресноводных организмов. Я не могу указать ни одного подобного водоема на всем Земном шаре, в коем существовала бы одновременно такая пестрая смесь форм морских, солоноватоводных и пресноводных».B 1985 г. этому реликтовому водоему был присвоен статус «Государственный памятник природы республиканского значения». B 1997 г. кильдинская треска  внесена в Красную книгу Российской Федерации c присвоением 1-й категории статуса редкости. Как объект, нуждающийся в охране, реликтовая треска из оз. Могильное значится в международной «Красной книге восточной Фенноскандии».

 

3. Сейды.

Загадочные нойды, населявшие Кольский полуостров, были оборотнями (по  преданиям), превращались в различных животных. Нойды сегодня почти исчезли, а вот объекты, через которые они колдовали, — сейды, во множестве имеются на полуострове.         Сейды — это огромные отдельно стоящие камни, обычно округлой формы, установленные кем-то довольно странным образом. Размеры их колеблются от 0,5 ✕0,5 м до 10 ✕10 м и более, вес — от 0,5 до 30 и более тонн. Главной их особенностью является то, что они стоят на узком основании в весьма неустойчивом положении. Возникает аналогия с истуканами острова Пасхи, которые стояли в таком же положении, но удерживались некоей энергией, идущей из-под земли. Сейды, как правило, установлены на плоских камнях на вершинах гор. Порой диву даёшься, как туда занесли огромный камень. Ни один сейд не повторяет другой. Сейд (сейда) — священный объект северо-европейских народов, в частности, саамов  (лопарей). Может представлять собой особенное место в горах, тундре, тайге, чем-то выделяющуюся скалу, приметный камень, пень, озеро, иное природное образование. Сейдами иногда также называют артефакты — сооружения из камней. Ученые   обнаружили, что сейд меняет радиационный фон вокруг себя, иногда повышая, а иногда понижая его; сейды обладают энергетикой, которая усиливается во время ритуальных жертвоприношений саамов. Кроме того,  энергия одного сейда течёт к другому, третьему и так далее, образуя подобие энергетической сети.  Многие  сейды выглядят так, как будто их сделали вчера. Старых сейдов мало, такое ощущение, что их периодически ремонтируют.

На  Кольском  полуострове наблюдается особое разнообразие сейдов, которое проявляется не только во внешних различиях. Встречаются, во-первых, в изобилии одиночные сейды, причём есть и особый «кольский» вариант — установленный на краю обрыва (скальный выступ, крутой холм, берег реки) массивный камень, который нависает над пропастью. Видимо, так отмечались некие особенные магические «места силы».

Во-вторых, на Кольском полуострове встречаются целые комплексы сейдов, причём для них выделены некие общие особенности. Например, в условиях гористой местности сейды присутствуют лишь на определённой высоте и почти не появляются на высокогорье, где есть немало «строительного материала» для них. При этом некоторые исследователи выделяют некие характерные признаки той местности, где располагаются комплексы сейдов. Это позволяет предположить, что эти памятники имели особый универсальный характер. Традиционное мнение связывает эти памятники с религиозной практикой саамов. Для  них  сейд-  священный  камень.  Самый  знаменитый   сейд  на  Кольском  полуострове — Летучий   камень. Есть  разные  легенды,  связанные   с  этим  чудом   природы.

Так, например, по одной из саамских легенд, рыбаки, уходя в море, оставляли часть своей души на берегу в каменном сейде, чтобы в случае их гибели её не сожрало некое чудовище. Некоторые сейды использовались эпизодически, в связи с календарными или иными событиями. Другие сейды были персонифицированы и имели отношение к конкретному человеку (который мог иметь несколько своих священных мест или камней). Зафиксированы легенды, согласно которым в каменный сейд обращались люди. Причем, если на архипелаге Кузова в сейды превратились шведы («враги»), застигнутые здесь бурей, то согласно другой легенде в другом месте в один из сейдов превратился колдун (нойд). Порой каменным сейдам приносили жертвы. К некоторым сейдам можно было подходить лишь в определенное время, или нельзя было подходить близко, или нельзя было подходить женщинам. Зафиксировано, что отдельные сейды имеют имена. Например, Сейд Летучий камень на горе Сейдпахки пара сейдов Праудедки (скальные останцы Старик и Старуха) на реке Поной Кольского полуострова.

 

4. Аметисты   Мыса  Корабль.

Мыс представляет собой крупный выступ, расположенный на небольшом узком полуострове и занимающий невысокий, отвесно обрывающийся холм. Выступ сложен песчанниками  красного цвета (что обусловлено большим количеством лиминита) с вкраплениями аметиста. Уникальное месторождение памятника относится к штокверковому типу. К поверхности земли выходит жила аметиста видимой площадью 20 на 5 метров и мощностью 15-20 сантиметров. Кроме аметиста в породах мыса встречаются полевой  шпат , мусковит, кварц, флюорит, кальцит и барит. Месторождение известно аметистовыми щётками с ровной и иногда достаточно тёмной фиолетовой окраской, размером до 500 см² с кристаллами величиной от нескольких миллиметров до 2 сантиметров. Окрас аметистовых щёток ровный, от бледно-сиреневого до тёмно-фиолетового. Изредка в щётках наблюдаются вкрапления гетита. В западной части памятника расположен флюоритовый шток, где в песчаник вкраплены прожилки флюорита мощностью до 15 сантиметров, чередующегося полосами густо-фиолетового и белого цвета.

Кроме эстетической и учебно-просветительской, памятник имеет историко-культурную ценность: месторождение аметиста на этом месте было известно и использовалось поморами уже с XVI—XVII веков.

Растительность на охраняемой территории представлена типичными приморскими и скальными видами. Из редких встречающихся здесь растений можно отметить розу майскую  и мхи . Климат в районе памятника - морской, средняя температура самого тёплого месяца - 13,8 °C, самого холодного - −11,4 °C. Осадков за год выпадает в среднем 408 мм.

Статус памятника природы получен 15 января 1986 года  На подохранной территории запрещены: рубка леса, любые производственные работы, устройство мест отдыха и любые действия, ведущие к загрязнению памятника природы..

 

5. Лабиринты Кольского  полуострова.

Северный берег Кольского полуострова : в устье Колы лабиринт был разрушен ещё в 1565 г. при постройке Кольского острога. По преданию, два больших лабиринта у г.Колы сооружены королем Валитом или Валентом, посаженником Великого Новгорода, разбившим мурман и норвежцев.

Есть  лабиринты на р. Воронья (север полуострова ), на р. Харловка (север полуострова),   в устье  р. Поной (бухта Варзина -2), Понойский лабиринт - самый большой из лабиринтов Мурманской области его диаметр около 20 метро, в устье  р. Варзуга (юг полуострова) . В  настоящее время описаны три  сохранившихся лабиринта: Понойский, Кандалакшский и Умбский .

Лабиринт  - сооружение из небольших валунов, выложенных спиралью.Население Поморья повсеместно называет лабиринты «вавилонами». Почти все Северные народы хранят предания о целях и создателях этих сооружений, так:

  • согласно легендам Ирландии и Англии, на спиралях лабиринтов в лунном свете танцевали феи;
  • в горной Норвегии каменные гряды выкладывали ледяные великаны — «йотуны»;
  • в Швеции лабиринты отмечали входы в подземные дворцы карликов — двергов, владевших драгоценными камнями, рудами, изготовлявшими волшебные мечи, щиты и копья для героев саг;
  •  в преданиях Саамов говорится, что вавилоны строились в честь сейдов — божеств Лапландии и приписывали их сооружение полумифическим личностям.

В фольклорном наследии Скандинавии и Финляндии каменные лабиринты часто носят имена городов или укреплений-«Троя», «Вавилон», «Ниневия», «Иерусалим». В Финляндии, кроме того, есть названия «Забор или дорога Великанов», «Игра Святого Петра», «Девичьи пляски» и др. Подобные названия навеяны древнегреческими и библейскими мотивами, местными сказаниями.

Примером вторичного использования исторических памятников, служил обычай использовать лабиринты для народных игр и гуляний между Пасхой и серединой лета. Обычно девушку ставили в круг и по направлению к ней танцевали. Имеется несколько местных преданий, объясняющих происхождение лабиринтов в отдельных местах.

В науке высказано несколько точек зрения о назначении лабиринтов. В них видят объекты, связанные с промысловой магией, культом мертвых, приписывают им календарное значение и есть даже совсем фантастические. Вот некоторые из версий:

Некоторые исследователи доказывали, что лабиринты не что иное, как двери в параллельные или какие-то иные миры, важно лишь уметь ими пользоваться.

Есть такое предположение, что лабиринт – это схема приёмопередающей антенны, при помощи которой древние обитатели этих мест могли поддерживать связь друг с другом на огромных расстояниях.

Некоторые ученые видят в лабиринтах объекты, связанные с астральным культом, придают им календарное значение.

Однако, противники этой версии утверждают, что конструкции лабиринтов различны, не связаны со странами света, в них не угадывается какая-либо цикличность или общие закономерности, которые можно было бы связать с движением небесных светил. К тому же, глубокие познания в астрономии, составление календарей, в древности свойственно южным земледельческим народам (Египет, Месопотамия), и в меньшей степени присуще охотникам и рыболовам таежной и тундровой зон.

Большинство же исследователей, отстаивают культово-религиозный характер каменных лабиринтов.
Лабиринты использовались, по многочисленным версиям, в промысловой магии, связанной с обрядами, поверьями, церемониями, смысл которых заключался в том, чтобы обеспечить древним людям благополучие в рыболовном промысле, под которым могли подразумеваться не только хорошие уловы, но и благоприятная погода, безопасность и т. п.

Покровителем рыбного промысла у древних саамов был человек-рыба Аккрува, с человечьей головой и верхней частью туловища. Возможно, каменные спирали на берегу моря служили алтарями, на которых первобытные рыболовы приносили жертвы Хозяину Воды, чтобы он загонял рыбу в поставленные ловушки.

Известный этнограф В. Р. Кабо, предлагает толкование северных лабиринтов как сооружений, связанных с представлениями о «нижнем мире», где совершались обряды умножения промысловых рыб, и с обрядами инициации — посвящения юношей в мужчины, девушек — в женщин. Лабиринты служили местом развлечений и хороводных танцев культового характера и у других северных народов: «танец журавля», «танец юных дев» у шведов, «танец Адама» у немцев и пр., а также ристалищем для военно-спортивных состязаний («троянская игра»).

Большая группа ученых, в основном археологов, связывают лабиринты с культом мертвых.

Однако, далеко не везде лабиринты сопровождаются захоронениями. Например, на Красной Луде, Терском берегу Белого моря и многих других местах следы могильников не обнаружены.

Известные местонахождения лабиринтов связаны не только с морем вообще, но и с определенными его участками, наиболее богатыми рыбой, с рыбацкими тонями. Отсюда появилась точка зрения, что лабиринты носили промыслово-рыболовный характер. По версии исследователя И.М. Мулло, лабиринты представляют собой план сложных орудий лова (рыболовных ловушек), выложенный камнями на земле для облегчения их дальнейшего сооружения в местах лова.

Разные версии ученых дают основание полагать, что значение лабиринтов трудно определенно связать с какой–либо одной идеей. Возможно, в разных частях Северной Европы их функции отличались. Назначение памятников могло изменяться с течением времени. Первоначально их могли использовать для промысловой магии, затем связывать с культом мертвых и погребальными церемониями, а в современности использовали для проведения народных праздников. Магическая фигура лабиринта вызывала и вызывает самые разные ассоциации и формы осмысления.

 

5. Северное  сияние.

Викинги считали это явление «танцем душ умерших дев». Эскимосы видели в нем тайные знаки от своих далеких предков. Датчане же считали, что всполохи на ночном небе – это взмахи крыльев лебединой стаи, которая заблудилась далеко на севере

Северное сияние – удивительное зрелище, несравнимое ни с чем другим.

Полярное сияние (северное сияниесвечение (люминесценция) верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра. Чаще его можно увидеть в полярных областях Земли. Самый

распространенный цвет сияния - бледно-зеленый, но также  встречаются красные свечения, и совсем редко – фиолетовые. На севере Кольского полуострова северное сияние можно наблюдать до 200 раз в году. Лучшее время для наблюдений - февраль-март и сентябрь-октябрь. Продолжительность северного сияния зависит от местности, оно может длиться от нескольких часов до нескольких суток. По  яркости  полярные сияния  делятся на 4  класса. К первому классу относятся  еле  заметные  сияния, близкие  по  яркости к  Млечному пути, а к четвертому - такие,  которые  освещают Землю как полная  Луна (позволяют читать газету). Сияния всегда сопровождаются магнитными  бурями, приводящими к нарушению радиосвязи  на коротких волнах, искажающими показания магнитных  приборов. У северных  поморов  издавна существует   выражение «на  пазорях матка  дурит», т. е. компас работает неправильно («маткой» на  рыбацких  судах называли  компас). Поэтому во время  интенсивных сияний  рыбаки  старались не  уходить  далеко  от  берега или держаться  ближе   к  маякам.

Особенности природы Кольского полуострова. Презентация. Скачать



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:
© 2017, Уроки географии
Сайт Чурляева Юрия Алексеевича