ДООГ 2017 Вопросы обучающего тура с ответами.

Рисунок 2Вопрос 1.  Назовите 3 основные категории особо охраняемых территорий (ООТ) федерального значения. Чем они отличаются друг от друга? Какие виды деятельности разрешены или  запрещены в каждой из них?

 

Ответ

(Природные заповедники, национальные парки и природные заказники. В заповедниках установлен наиболее строгий режим. В них запрещена любая хозяйственная деятельность человека. Благодаря наличию специального функционального зонирования территории национальных парков могут использоваться для различных целей (в том числе, ограниченной хозяйственной деятельности). В национальных парках рекреационное использование их территорий является важнейшей целью создания наряду с сохранением природы. Уровень охраны заказников является наименее строгим среди трёх категорий. Аргументированный ответ — до 8 баллов).

 

— Найдите на карте самую ближайшую к вам ООТ (любую из трёх основных категорий) и аргументируйте, почему вы бы хотели её посетить.

— Что призвана охранять выбранная вами ООТ, чем интересна для посетителей, в чём уникальность территории и природных комплексов?

— Если посетить эту территорию невозможно – объясните почему.

 

(Аргументированный ответ — до 5 баллов).

 

Итого — до 15 баллов.

Вопрос 2.

С тех пор как живёт  на Земле человек, а особенно,  когда численность его возросла, и стал он заниматься всё более разнообразными видами деятельности, проблема  утилизации продуктов его жизнедеятельности становилась всё более актуальной.

В декабре 2016 года Госсовет РФ предложил решать эту проблему путём создания мусоросжигательных заводов.

 

Согласны ли вы с этим решением? Аргументируйте свой ответ.

 

(Аргументированный ответ — до 5 баллов).

 

В чём, на ваш взгляд, может быть решение мусорной проблемы человечества?

 

(Как решение проблемы могут быть названы сокращение объёмов свалок, раздельный сбор отходов, переработка вторсырья и сокращение потребления. Мусоросжигательные заводы никак не могут стать решением мусорной проблемы, т.к. они сами производят мусор, хоть и в меньших объемах, — это высокотоксичная зола, которую тоже надо куда-то складывать. Во время сжигания несортированного мусора в воздух выбрасываются очень вредные ядовитые соединения. — до 6 баллов).

Предложите комплекс  мероприятий  альтернативных методов решения мусорной проблемы.

 

(Аргументированный ответ — до 4 баллов).

 

Итого — до 15 баллов.

Вопрос 3.

Летом 2016 года активисты Гринпис и жители одного из штатов Бразилии одержали значимую победу – Агентство по охране окружающей среды Бразилии отменило решение о строительстве крупнейшей плотины на правом притоке Амазонки. Против строительства опасного гидротехнического сооружения на реке Тапажос подписались 1,2 млн. человек со всего мира.

 

Как вы думаете, почему столько людей высказались против строительства плотины?

 

Ответ

 

(До 2 баллов: Огромная плотина нанесла бы непоправимый ущерб окружающей среде. В зону затопления попадали бесценные леса бассейна Амазонки).

 

     Чем опасны для природы крупные гидротехнические сооружения с большой площадью затопления?

 

(До 7 баллов. Когда речь идет о строительстве большой плотины – мы понимаем, что будут затоплены леса, луга, погибнут или будут вынуждены переселяться все виды животных – от самых мелких насекомых и беспозвоночных до самых крупных хищников. Изменится микроклимат и водный режим территории.  А если на этой земле живут малочисленные народы – их дома просто уйдут под воду, вместе с их многовековой историей и культурой).

 

Почему больше всех этому решению (отмене строительства) радовались местные жители – народ мундуруку?

 

(До 3 баллов. Так, плотина на реке Тапажос разрушила бы уклад жизни местного народа мундуруку, численность которого сейчас едва превышает 10 тыс. человек – часть их родной земли могла быть затоплена).

Какие альтернативные возобновляемые источники получения энергии, которые не наносят вреда окружающей среде, вы можете назвать?

 

(До — 3 баллов. В ответе обосновывается, что альтернатива – ветровая и солнечная энергетика).

 

Итого — до 15 баллов.

Вопрос 4.

Климатические мигранты – это люди, вынужденные покинуть место своего проживания, из-за внезапных или долговременных изменений окружающей их естественной среды,  бедствий, ставящих  под угрозу безопасность их жизнедеятельности.

Приведите примеры внезапных и долговременных климатических изменений, происходивших в мире в разные годы?

Ответ

(В качестве внезапных изменений можно назвать циклоническую деятельность, а долговременных — изменение климата, и связанные с ним процессы. До 3 баллов).

 

С какими природными явлениями (бедствиями) связаны внезапные, а с какими – долговременные климатические изменения?

 

(С внезапными изменениями чаще всего связаны ураганы и наводнения, с  долговременные — засухи, опустынивание, таяние многолетней мерзлоты. До 4 баллов).

 

В каких регионах земного шара (странах) чаще всего происходили или происходят эти внезапные и долговременные климатические изменения, можно ли определить какую-то закономерность географии их размещения?

(Не менее двух аргументированных примеров — до 4 баллов.

 

Например, известно, что наиболее сильно подвергается климатической миграции население в таких регионах как Азия, Африка, Южная Америка, островные Тихоокеанские государства.

Повышение уровня океана может привести к тому, что целые государства- атоллы Тихоокеанского региона (Тувалу, Вануату и др.) в ближайшие десятилетия могут уйти под воду.

Кроме этого, пострадают такие страны, как Бангладеш, Мальдивские острова, Нидерланды и др.).

 

Но климатические изменения оказывают влияние не только на людей, но и на животных. Приведите примеры представителей животного мира «страдающих» от  этих явлений: в чём проявляются их «жизненные трудности»?

 

(Не менее двух аргументированных примеров — до 4 баллов.

 

Например, белый медведь, обитающий в Арктике на дрейфующих и припайных

морских льдах, вынужден искать другие места обитания в поисках пищи, т.к. охотиться на таких морских животных, как тюлени, моржи, нерпы и др., в условиях постоянного сокращения ледовой площади, становится все сложнее).

 

Итого — до 15 баллов.

Вопрос 5.

О каких экологических проблемах свидетельствуют следующие снимки?

Напишите  короткое  эссе (текст — рассуждение) на экологические темы, которые проиллюстрированы этими снимками.  

Заголовок к своему эссе дайте сами.

 

Рисунки

 

Рисунок 1

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 2

 

Рисунок 3

Рисунок 3

 

Рисунок 4

Рисунок 4

 

 

 

Критерии оценивания.

В эссе присутствует главная, ведущая идея (точка зрения) — до 3 баллов.

Не менее двух аргументов, подтверждающих ведущую идею — до 6 баллов.

Отсутствие географических ошибок — 4 балла.

Наличие краткого вывода (заключения) — до 2 баллов.

Итого — до 15 баллов

Вопрос 6.

 

Люди активно перемещаются по земному шару, а вместе с ними осваивают новые ареалы обитания и многие животные и растения. Часто новые виды способны существенно изменить сложившуюся экосистему региона и стать причиной значительного сокращения или даже вымирания отдельных видов местной флоры и фауны.

 

Хорошо известен факт появления в Европе колорадского жука из Северной Америки в 1918 году, во время Первой мировой войны, когда жуку удалось «закрепиться» в районе Бордо (Франция), откуда началось его шествие вплоть до Приморья, Тихоокеанского  побережья России.

 

Как называют таких животных или растения,  которые внедрились в экосистемы за пределами естественного ареала обитания, в местах, где они раньше не жили? (правильный ответ — интродуценты, 2 балла).

     

Какое влияние они оказывают на местные экосистемы? Приведите два примера. (до 2 баллов за описание каждого примера, итого — 4 балла)

 

Назовите 9 видов млекопитающих, появившихся и натурализовавшихся на территории Европейской части России в 20 веке. (по 1 баллу за название каждого вида: американская норка, ондатра, канадский бобр, енотовидная собака, нутрия, енот-полоскун, пятнистый олень, кролик дикий, крыса черная).    

Итого — до 15 баллов.

 

Максимальное количество баллов за шесть вопросов — 90.

 



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:
© 2021 , Уроки географии