Экологическая маркировка на товарах
Игра рассчитана на один урок (40–45 мин). Она позволит учащимся не только познакомиться с экологическими маркировками, но и будет способствовать развитию умения работать с информацией, представленной в виде символов, находить правильные объяснения символам. Игра проводится в кабинете, оборудованном мультимедийным проектором, т.к. на всех этапах урока используется презентация.
До проведения урока класс надо разделить на 4–5 групп. В проведении урока учителю помогают 1–2 ученика, подсчитывающих количество баллов, заработанных каждой командой.
Цели урока:
– ознакомление учащихся со знаками экологической маркировки;
– формирование умения применять приемы логического мышления и работы с символьной информацией, развитие грамотной речи;
– обучение работе в группах.
Оборудование: таблица со знаками экологической маркировки и их расшифровкой; карточки с изображениями всех семи знаков экомаркировки для каждой группы; разные виды упаковок с эко-знаками; презентация.
Ход урока
Учитель. Мы с вами пользуемся большим количеством разнообразных товаров, и практически все они упакованы. Зачем нужна упаковка? Очевидно, для того, чтобы товар дольше хранился, его было удобнее перевозить и переносить, чтобы он выглядел привлекательнее. Давайте внимательно рассмотрим упаковки. Что на них изображено и написано? Во-первых, конечно, название товара, его состав и описание. Кроме того, на них изображены знаки экологической маркировки. Что же они означают? Это мы и постараемся выяснить на уроке.
Знаки экологической маркировки встречаются на упаковке многих товаров. Право использовать их может получить только та компания, которая прошла экспертизу и доказала экологическую безопасность и высокое качество своей продукции. Одни знаки экомаркировки для упаковочных материалов свидетельствуют, что утилизация этих материалов безвредна для окружающей среды. Другие призывают нас не сорить, сдавать использованные изделия на переработку, поддерживать различные природоохранные мероприятия. Третьи предупреждают о веществах и материалах, опасных для окружающей среды, или, наоборот, указывают на отсутствие таковых.
Для ознакомления с наиболее распространенными на мировом и европейском рынках символами, вам предлагается выполнить следующие задания.
Задание 1. Рассмотрите на карточках символы экологической маркировки упаковок и сделайте предположения об их значениях.
Каждой группе выдается карточка-задание. На его выполнение отводится 5–7 мин. Затем каждая команда зачитывает вариант ответа по каждому знаку. Правильный ответ оценивается в 2 балла, если соответствие частичное – 1 балл, если соответствия нет – 0 баллов. После того как будут зачитаны варианты всеми группами, учитель показывает правильный ответ на соответствующем слайде презентации или в таблице и поясняет значение знака экологической маркировки.
Задание 2. Предложите свой вариант экологической маркировки. Для каких предметов ее можно использовать?
На выполнение задания отводится 5–7 мин. Затем учащиеся демонстрируют свои знаки, поясняют их. Это задание либо не оценивается, либо оценивается очень демократично.
Подведение итогов. Подсчитав баллы, заработанные командами, учитель объявляет победителей.