Элективный курс Мир туристских интересов.
Содержательная часть. Тема 1. Туризм — лучший вид отдыха. Цель: Познакомить с понятием «туризм», его разновидностями и направлением. Обучить тактико-техническим навыкам туриста. Понятие «туризм». Виды и формы современного туризма. Пешеходный туризм. Транспортный туризм. Путешествие. Горный туризм. Водный туризм. Спелеологический туризм.
Элективный курс География и туризм Скачать
Основы туристической деятельности. Экспедиции. География туризма. Зарубежный туризм. Планирование туризма в стране. Техническое творчество туристов. Типы палаток. Костры и очаги. Рюкзак туриста. Лагерь туристов. Тактико-техническая подготовка туриста. Техника безопасности. Категории сложности путешествий. Правила установки палаток. Личное снаряжение туриста. Групповое снаряжение туристов.
Практическое занятие: Тактико-техническая подготовка туриста (как укладывать рюкзак, как поставить палатку, как разбить бивуак, вязка туристических узлов, как развести костер).
Тема 2. Валеология в туризме.
Цель: Дать знания о здоровом образе жизни на основе туристских путешествий и походов. Научить оказывать первую медицинскую помощь.
Наука валеология в туризме. Особенности туризма как вида спорта.
Человек в экстремальных условиях природной среды. Особенности физической адаптации. Психологическая подготовка туристов. Питание по видам туризма. Подножные средства питания (грибы, ягоды, плоды, травы и т. д.). Соблюдение личной гигиены. Аптечка туриста. Лесная аптека. Оказание первой медицинской помощи. Профилактика несчастных случаев. Распределение физической нагрузки и расхода энергии в походе.
Практическое занятие: Оказание первой медицинской помощи (при ожогах и обморожении, при переохлаждении организма и солнечном ударе, кровотечения, переломы, укусы животных и ядовитых насекомых, пищевые отравления, транспортировка пострадавшего, использование лекарственных средств).
Тема 3. Организационные основы туристской работы.
Цель: Объяснить основы административной работы по туризму; менеджмент в туризме.
Туристские учреждения. Понятие «туристский маршрут». Линейные, кольцевые, радиальные маршруты. Планирование и организация туристского маршрута. Комплектование группы. Составление сметы. Распределение обязанностей. Организация, подготовка и проведение похода. Однодневные и многодневные походы. Экскурсии.
Тема 4. Туристский вклад в топонимику.
Цель: Научить работе с различными источниками информации, для получения знаний о географических объектах.
Понятие «топонимика». Топонимика как источник для изучения
местности. Топонимы рельефа. Гидронимы. Этнонимы. Топонимика населенных пунктов. Топонимика географических объектов Краснодарского края.
Практическое занятие: «Топонимика географических объектов. При помощи карты и различных источников определить происхождение названий (населенных пунктов, рек, озер, форм рельефа).
Тема 5. Туристские возможности родного края .
Цель: Познакомить с туристскими маршрутами и объектами Краснодарского края, имеющими важное туристское значение
Экономическая характеристика края. Транспортная сеть.
Экскурсионные объекты. Музеи. Исторические и архитектурные памятники. Памятники замечательным людям. Места, связанные с именами замечательных людей. Интересные объекты природы. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Территории края с многочисленными достопримечательностями
Тема 6. Изучение природы края.
Цель: Ознакомить с природными условиями родного края
Географическое положение. Рельеф. Климат. Почвы. Растительный и
животный мир. Полезные ископаемые и их значение. Гидрографическая сеть. Природная зона.
Тема 7. Охрана природы.
Цель: Познакомить учащихся с проблемами охраны природы родного края.
Охрана природы. Закон об охране природы. Организация охраны природных объектов. Красная книга Краснодарского края.
Тема 8. Этнографические исследования.
Цель: Изучить демографические и этнографические особенности.
Что изучает этнография? Археологические находки и памятники. Народности, проживающие на территории края. Кочевые и оседлые народы. Культура и традиции народов края. Культурная интеграция на современном этапе.
Практическое занятие: «Народности, проживающие на территории родного края». При помощи карт и различных источников, определить: численность этносов, их происхождение, территорию преобладающего размещения, языковую и религиозную принадлежность, культурные связи.
Используя учебный, дополнительный материал и знания, полученные в период изучения элективного курса, обучающиеся подготавливают проект туристского маршрута, экскурсии или путешествия по достопримечательным местам родного края. В период подготовки преподаватель элективного курса осуществляет консультации и помощь в разработке проекта.
На научно-практической конференции проходит защита и демонстрация проекта туристского маршрута. Определяются лучшие групповые или индивидуальные работы.
Рекомендации и пожелания: Для полного закрепления приобретенных знаний и умений необходимо провести многодневный поход по одному из лучших, наиболее практичных разработанных туристских маршрутов, который не входит в сетку часов, либо провести экскурсию.