Формирование предметно-деятельной компетенции обучающихся на уроках географии

деятельность Предметно-деятельностная компетенция предполагает овладение необходимыми знаниями и способами деятельности в рамках отдельных учебных дисциплин; увеличение роли теоретических знаний в содержании, главным элементом которых являются понятия.

 

Именно поэтому учителю в первую очередь необходимо определить условия успешного формирования географических понятий и способов развития мыслительных операций на уроках географии:

1. Определение системы знаний, к которым относится формируемое понятие.

2. Расчленение содержания сложного общего понятия на составные части (Климат Земли, климатообразующие факторы, типы климатов Земли, изменение климата во времени).

3. Определение опорных понятий из предшествующих курсов и др. предметов.

4. Правильное использование наглядных пособий (образные, схематические, натуральные, картографические).

5. Раскрытие существенных признаков понятия через сравнение большого количество географических объектов и явлений, определив цель и признаки.

6. Направляющая деятельность учителя и осуществление деятельности учащихся по самостоятельной формулировке понятий или выделению существенных признаков.

7. Организация многократного повторения понятий или их существенных признаков.

8. Введение проблемных заданий, создание противоречий между известными знаниями, приемами умственной деятельности и новыми фактами, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно.

9. Организация деятельности по установлению причинно – следственных связей, причинного мышления, установлению связей между группами понятий.

Предлагаю разработанный механизм формирования предметно-деятельностной компетенции учащихся, включающий в себя этапы: подведение под понятие, введение общего понятия, развитие общего понятия, подведение понятия под закон, закономерность, применение закона, закономерности.

На первом этапе выявляются опорные знания (факты) и субъектный опыт учащихся, осуществляется работа над умением анализировать.

Второй этап начинается с определения родового слова и существенных признаков понятия, осуществляется работа над такими умениями как анализ, сравнение, синтез, обобщение.

Третий этап по развитию общего понятия включает введение новых единичных понятий и новых существенных признаков, а к ранее указанным умениям причисляется умение классифицировать.

Четвертый этап подведение понятия под закон, закономерность включает работу с единичными подчиненными понятиями и существенными признаками каждого, среди умений отрабатывается умение систематизировать и завершается работа выходом на закон и закономерность.

Последний пятый этап применение закона, закономерности позволяет организовывать деятельность учащихся с соподчиненными понятиями и несущественными признаками общего понятия и осуществлять конкретизацию.

Вышеизложенное хочу продемонстрировать на примере ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «КЛИМАТ» В 6,7 КЛАССАХ.

Понятие «климат» вводится в конце изучения курса 6 класса.

Прежде, чем сформировать знания о таком сложном общем понятии, выделяем этап подведение под понятие «климат».

 

Фрагмент урока.

 

В начале урока организуется актуализация знаний и умений и выявления субъектного опыта учащихся.

Предлагаю учащимся ответить на вопросы.

  • Что такое погода? (идет чувственный анализ, связанный с непосредственным восприятием географических явлений в природе).
  • Какие погоды характерны для нашей местности летом? Осенью? Зимой? Весной?
  • Что общего между погодами летнего сезона разных лет в наших широтах? Осеннего? Зимнего? Весеннего?

Предлагаю сделать вывод о погодах разных лет.

Ученики отвечают, что погоды повторяются из года в год (примерно одинаковые).

Таким образом, ученики готовы к следующему этапу урока: введению нового понятия «климат» и выявлению его существенных признаков.

Организую вводную беседу, используя опорные знания:

  • Какова форма Земли?
  • Как располагается земная ось по отношению к плоскости орбиты? (под наклоном)
  • Как распределяются свет и тепло по поверхности Земли? (неравномерно).
  • От чего это зависит?

Поясняю, что слово «Климат» обозначает наклон.

Учащиеся набрасывают версии определения понятия «климат» опираясь на актуализированные выше знания, а я обобщаю, что климат — многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

Далее,  учащимся предлагаю выявить существенные признаки понятия «климат»:

зависит от формы Земли, наклона земной оси, угла падения солнечных лучей, широты местности и др.

Задаю вопрос: каково важнейшее свойство климата в отличие от погоды?

В ответах учеников отмечается его постоянство.

Это позволяет учителю вывести учеников к формулировке понятия «тепловые пояса» и выявлению существенных признаков каждого: жаркого, умеренного, холодного.

 

В 7 классе продолжается работа над понятием «климат» — осуществляется развитие понятия «климат», наполнение содержанием в результате новых способов деятельности. На этом этапе учитель организует самостоятельную деятельность учащихся по формулировке следующего понятия темы «климатическая карта», так как они знакомы с понятиями «климат», «географическая карта», «виды карт», с приемами анализа условных знаков карт.

Организуется самостоятельная деятельность учащихся под руководством учителя следующим образом:

  • Изучение условных знаков климатической карты.
  • Определение и называние элементов климата – температура, осадки, ветры (новые существенные признаки климата).
  • Определение способа их изображения – знаковый, цветовой фон или послойная окраска (учитель уточняет).
  • Вспоминают понятие «горизонтали» и на основе этого самостоятельно формулируют понятие «изотермы». («Изо»?, «Термы»?).
  • По климатической карте определяют виды изотерм.

Изучив условные знаки карты и определив смысл самого понятия учащиеся готовы к этапу подведения понятия «климат» под закономерность.

Проводится самостоятельная деятельность учащихся под руководством учителя по анализу климатической карты мира, где необходимо:

А). Определить температуру около экватора (24),

Б). Выделить главное в величине температуры (т.к., 24, то тепло и жарко),

В). Сравнить температуру на всех материках около экватора, сделать вывод (везде одинаковая)

Г). Аналогично определить температуры у тропиков, в умеренных широтах, полярных широтах

Д). Сравнить температуры всех широт: экваториальных, тропических, умеренных, полярных.

Е). Сделать обобщение.

В результате учащиеся делают вывод: чем дальше от экватора, тем температура ниже – это закономерность, проявляющаяся на всей Земле.

Далее аналогично с помощью учителя на основе актуализации знаний курса природоведения и географии 6 класса, умений анализировать температуры идет самостоятельный анализ распределения давления, осадков, господствующих ветров, воздушных масс.

Ж). Обобщение и систематизация знаний (общий вывод). Проведя аналогии в анализе распределения всех элементов климата учащиеся самостоятельно отмечают, что они закономерно изменяются от экватора к полюсам и отмечают, что есть территории на Земле, где они одинаковы. Таким образом, понятие «климат» далее развивается введением понятия – климатические пояса. Например, устанавливают, что на всей Земле около экватора температуры высокие, осадков много, выпадают равномерно, ЭВМ это существенные признаки экваториального пояса (прием подчеркивающей абстракции).

Далее дается самостоятельная характеристика климатических поясов, определение и объяснение понятия «климатообразующие факторы»: географическая широта, циркуляция атмосферы, подстилающая поверхность.

На последнем этапе применения закона, закономерности при изучении климата отдельных материков используется прием расчленяющей абстракции.

Учащиеся анализируют и сравнивают границы и площади экваториальных поясов Африки и Южной Америки. В данном случае идет выделение несущественных (варьирующих, характерных для отдельного материка) признаков общего понятия (влияние течений).

Доказывают или опровергают наличие в Африке близ экватора снега (рельеф).

На этом этапе вводится понятие «тип климата».

Учащиеся получают задание. По климатической карте Африки проанализируйте данные о температуре, осадках, направлении ветра вдоль южного тропика:

  1. на побережье Индийского океана,
  2. на побережье Атлантического океана.
  3. В завершении задания необходимо систематизировать данные. Вспомнить существенные признаки климатических поясов и назвать пояс, соответствующий этим показателям (тропический). Учащимся по карте «Климатические пояса и области» дается задание определить тип климата: на западе – пустынный, на востоке – влажный.

Учитель формулирует проблемный вопрос: Почему на западе, на побережье Атлантического океана – пустыня? (холодное течение).

Аналогично: в северном тропическом поясе Сахара? И нет климатических областей? (северо – восточный пассат). Учащиеся по карте исследуют названные климатические области, сравнивают показатели и определяют причины различий.

Таким образом, развитие общих понятий происходит в неразрывной связи и на основе формирования единичных понятий с использованием приема конкретизации (в том числе сравнение по различению), что и способствует развитию географической компетентности школьников.



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

© 2024 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru