Географические диктанты
Самостоятельное изучение нового материала на уроке в индивидуальном режиме с использованием информационной карты урока (ИКУ урока для учащихся).
Географический диктант Скачать
7а. Самостоятельное изучение нового материала по тексту в группах. 76. Самостоятельное изучение нового материала в работе с объектами, моделями.
7в. Самостоятельное изучение нового материала с помощью обучающей компьютерной программы и выполнением диагностических заданий.
- Выполнение заданий по изучаемой теме в тестовой форме (выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных) с вопросами обязательного уровня.
Пример: Тест к теме «Гидросфера». Скорость ветра измеряют:
а)батометром в)эхолотом
б) анемометром г) термографом
8а. Выполнение заданий по изучаемой теме в тестовой форме (выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных) с вопросами прикладного и творческого уровней. Использование тестовых заданий интегрированного и/или шутливого содержания.
Пример 1: Тестовые задания, используемые при подготовке учащихся к итоговой зачетной работе при повторении темы «Гидросфера» 6 класс:
- Почему пресная вода на Земле не иссякает?
а) потому, что существуют океаны и моря;
б) потому, что существуют реки и озера;
в) потому, что существуют ледники;
г) потому, что существуют почвенные и подземные воды;
д) существует круговорот воды в природе.
- Какова основная причина океанических течений?
а) географическое положение океана;
б) нагревание воды солнцем;
в) подземные водные источники;
г) постоянные ветры;
д) все перечисленные причины.
- Какова основная причина морских приливов?
а) океанические течения;
б) притяжение воды Луной;
в) перепад температур морской воды;
г) ветры;
д) все вместе взятое.
4. В каких состояниях существует вода в природе?
в) в газообразном;
а) в жидком;
б) в твердом;
г) во всех названных состояниях.
5. В каком состоянии воды в природе больше?
в) в газообразном.
б) в жидком;
- Назовите основную причину круговорота воды в природе?
а) холодные и теплые течения; в) энергия Солнца.
б) внутреннее тепло Земли;
- Какова причина образования цунами?
а) моретрясения; в) ветер;
б) температура морской воды; г) океанические течения.
- В каком море наибольшая соленость воды?
а) в Черном; г) в Красном;
б) в Средиземном; д) в Карибском.
в) в Каспийском;
- Чем ценен для человека Мировой океан?
а) водой; г) водорослями;
б) полезными ископаемыми; д) всем перечисленным.
в) рыбой и морскими животными;
- Что такое архипелаг?
а) коралловые острова; в) вулканические острова;
б) материковые острова; г) группа островов.
- Назовите материк, который омывается четырьмя океанами?
а) Евразия; г) Австралия;
б) Африка; д) Северная Америка;
в) Южная Америка;
- Что входит в понятие «гидросфера»?
а) моря и океаны; г) подземные воды;
б) реки, озера и водохранилища; д) все перечисленное.
в)ледники;
- Как на физических картах изображаются неровности дна?
а) изобатами;
б) различными оттенками синего цвета;
в) отметками глубины;
г) всеми перечисленными способами.
Пример 2: «И в шутку и всерьёз» (из игры «О, счастливчик» в рамках школьной предметной декады)
1. Параллели и меридианы можно увидеть на:
а) горных склонах; в) на картах;
а) в твердом; |
б) на рыболовных судах; г) в страшном сне.
2. Так на западе США называют скотоводческие фермы:
в) санчо;
г) панчо.
а) пончо;
б) ранчо; |
3. В горбе верблюда хранятся запасы:
в) пепси;
г) горючего.
а) воды;
б) жира;
- Зебра имеет разные полосы на шкуре, потому что:
а) она помесь от черной и белой лошадей;
б) это хорошая маскировочная окраска;
в) это модный прикид;
г) измазалась черной и белой краской.
- Сколько часов в сутки спят ленивцы?
а) 3 часа;
б) до 10 ч;
в) от 15 до 18 ч;
г) в зависимости от количества уроков.
Цифровой диктант в устной форме («Я утверждаю,что…»), учащиеся сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью компьютерной обратной связи и сразу корректируют свой ответ.
- К внутренним водам относятся моря, реки, озера, ледники, болота и искусственные водоемы.
- Распределение речной сети зависит от рельефа и климатических условий.
- Большинство рек Африки относится к бассейну Индийского океана.
- Самая полноводная река Африки — Замбези.
- Водопад Виктория на реке Замбези был открыт английским путешественником Ливингстоном.
- Вторая река Африки — Нигер, полноводна круглый год и дважды пересекает экватор.
- В Африке много озер ледникового происхождения, крупнейшее из них — Танганьика.
- Чад — озеро, имеющее свои размеры в зависимости от времени года.
- Подсчеты ученых показали, что запасы подземных вод в центральной части Сахары незначительны.
Ответ: 010 010 010.
9а. Цифровой диктант «на слух» — ответить на вопросы письменно (да — 1, нет — 0), с последующей немедленной «работой над ошибками»:
Пример: Тема «Океан»
- 2-й океан по величине — Индийский.
- Тихий океан — самый неспокойный и грозный.
- Канарское, Гвинейское, Бенгальское течения находятся в Индийском океане.
- Марианский желоб расположен в Тихом океане
- Индийский океан — самый мелководный.
- Саргассово море — море без берегов располагается в Атлантическом океане.
- Северный Ледовитый океан самый разнообразный по природным условиям.
- Тихий океан имеет самую высокую t° поверхностных вод.
Ответ: 010 101 01. (Вопросы лучше подбирать так, чтобы ответы легче было проверить. Например, 111 ООО или 100 100 и т.д.)
96. Цифровой диктант в письменной форме после просмотра видеофрагмента.
Пример: Цифровой диктант, проводимый после просмотра видеофрагмента «Гидросфера»:
- Ледники — это скопление пресного льда на суше.
- Озеро — это искусственный водоем.
- Огромные льды в океане называются айсбергом.
- Айсберги не опасны для судоходства.
- Реки, озера, ледники, болота — это воды суши.
- Ледники не участвуют в Мировом круговороте воды.
Ответ: 101 010.
Несколько слов о цифровых диктантах
Технология приема. Набор утверждений, правильных и неправильных, составленный на материале изучаемой темы. Проводится в устной форме, требует при определенном навыке 5—6 мин. Каждое утверждение произносится учителем 1—2 раза, ученики записывают свое мнение о нем в виде: 1— «согласие» или 0 — «несогласие».
Затем учитель демонстрирует (на доске или устно) правильный ответ, называет критерий оценки, ученики выставляют себе оценки сами. Однако, если на этом остановиться, эффективность выполнения задания будет минимальной. Этот прием позволяет дифференцировать проблемы учеников и учителей: ученики поднимают руку, когда учитель просит сказать, кто правильно ответил на 1-й вопрос, на 2-й и т.д. За несколько секунд выявляется то утверждение, которое вызвало затруднения у большинства. Это — проблема учителя. Если же неудачным были ответы у одного-двух учеников — это их проблемы. Для исправления ошибок достаточно быстрого разъяснения учителя.
Сама форма утверждений в цифровом диктанте тоже может нести функцию развивающего задания. Сравните: «Я утверждаю, что центр происхождения табака находится на Американском континенте» — это уровень простого воспроизведения знаний. Но более сложные вопросы потребуют и анализа, и других мыслительных операций.
Когда и зачем может быть использован. Прием позволяет развивать навыки работы в аудиальной модальности (ответ на слуховое восприятие), обучает концентрации внимания. Возможности применения:
1) при актуализации необходимых ЗУН в начале урока, темы;
2) при оперативной диагностике уровня усвоения изученного материала в середине или конце урока;
3) для проверки домашнего задания;
4) как форма проверки самостоятельной работы для учеников, наверстывающих пропущенные по болезни занятия.
10. Буквенный диктант (на слух).
Пример 1: Записывать только первые буквы слов. По первым буквам можно прочесть фамилию путешественника, давшего название Тихому океану.
- Самый глубокий желоб на Земле в Тихом океане. (Марианский.)
- Глыбы льда в океане. (Айсберг.)
- Водная оболочка Земли. (Гидросфера.)
- Материк, омываемый четырьмя океанами. (Евразия.)
- Твердое состояние воды. (Лёд.)
- Холодное течение у восточных берегов Северной Америки. (Лабрадорское.)
- Самое мелкое море на Земле. (Азовское.)
- Остров у восточных берегов Северной Америки в Атлантическом океане и порода собак. (Ньюфаундленд.)
Ответ: Магеллан. Пример 2: Тема «Африка».
- Третья буква в названии реки, дважды пересекающей экватор. (КоНго.)
- Вторая буква в названии самой длинной реки материка. (НИл.)
- Четвертая буква в названии самого глубокого озера материка. (Танганьика.)
- Вторая и (или) четвертая буквы в названии реки и государства, столица которого является конечным пунктом автогонки «Париж — Дакар». (СЕнЕгал.)
- Последняя буква во втором названии реки Конго. (ЗаиР.)
Ответ: Нигер.
Если всё сделано правильно, должно получиться название реки, протекающей на западе материка и давшей название сразу двум государствам.
О буквенных диктантах
Технология приема. Требуется отгадать зашифрованное* слово, расшифровывая его по буквам. Буквы закодированы в вопросах по изученной или изучаемой теме. Ученики записывают только указанную букву из отгадываемого понятия.
Когда и зачем может быть использован. Прием развивает навыки работы в аудиальной модальности, активизирует внимание. Возможности применения:
прием отлично работает при введении новой темы, объяснение которой основано на актуализации опорных знаний; в этом случае зашифровывается тема урока;
на этапе усвоения понятийного аппарата темы;
на этапе предварительной диагностики перед зачетом.