Глобальный этнический кризис
Постановка проблемы. Растущая экономическая и технологическая взаимозависимость государств, ускорение процессов интернационализации социальной жизни, политики, культуры делают современный мир целостным и в определенном смысле неделимым.
В то же время возрастающее стремление стран, народов и групп населения к самоидентификации делают его все более неустойчивым и малопредсказуемым. Текущие изменения в политической географии мира становятся столь важными, что их иногда сравнивают с процессом, начавшимся после Вестфальского мирного договора 1648 г., который явился поворотным пунктом в формировании современных государств. Так, только 60 из нынешних почти 200 государств существовали в канун XX в. С другой стороны, лишь в первой половине 1990-х гг. ООН приняла в свои члены более 20 новых государств. Некоторые известные ученые и общественные деятели высказывают предположение, что ныне существующие границы все больше будут терять свое значение, если не соответствуют языковому и территориальному тождеству проживающих там наций.
Как бы ни относиться к масштабам грядущих перемен на политической карте мира, которые обещают стать одним из самых впечатляющих феноменов в новейшей истории, ясно одно: в глобальном смысле национально-этническая проблема может стать и уже становится одной из самых болезненных. Некоторые ученые говорят о реальном глобальном этническом кризисе, охватившем нашу планету. Неконтролируемые национальные эмоции, которые в зависимости от конкретных обстоятельств приобретают формы обоснованного национального самоутверждения или агрессивного национализма, приводят к драматическим коллизиям практически на всех континентах, но особенно на «периферии» мировой цивилизации.
Неотъемлемой частью глобального этнического кризиса стали в последние годы противоречия на территории бывшего СССР, прежде успешно подавлявшиеся союзным центром и загонявшиеся вглубь. Речь идет не только о межнациональных распрях, но и о противостоянии внутри отдельных наций, разобщенных по региональному или клановому признакам, о территориальных спорах, сепаратизме, автономистских движениях и т. п.
Важность научного осмысления современных национально-этнических процессов вполне очевидна и не нуждается в особой аргументации. Заметим только, что в растущем потоке публикаций, посвященных проблеме обострения межэтнического (и межрелигиозного) соперничества, все чаще встречаются работы географического характера, свидетельствующие о том, что тысячи нитей связывают этнос с территорией (а в основе теории этногенеза, разработанной Л. Гумилевым и взбудоражившей научную общественность в последние годы, лежит именно географическая интерпретация межэтнических отношений).
Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация. Реальная жизнь свидетельствует, что межнациональные конфликты не возникают по какой-либо жесткой схеме, поскольку на них, как правило, влияет огромное количество факторов, имеющих свою собственную природу эволюции и саморегуляции. К тому же одни и те же факторы в различных регионах и при различных обстоятельствах проявляются по-разному. По этой причине проблема типологии конфликтообразующих факторов носит в значительной мере схематичный характер.
Нетрудно видеть, что некоторые из выделенных на рисунке 42 факторов общего порядка, «провоцирующих» вспышки этнонационализма и кризисных явлений в этнической сфере (неуправляемое демографическое развитие, «старение» наций, ассимиляционные процессы, экологический фактор), отличаются ярко выраженной географической спецификой; другие содержат явный политико-, социально- или экономико-географический аспект. Это обстоятельство дает основание для вывода о том, что заниматься исследованием межнациональных конфликтов без привлечения географов вряд ли корректно.
Принцип тождественности государственных и национальных границ. Совершенно очевидно, что механический перенос ложного синонима «национальный интерес» — «государственный интерес» на словосочетание «государственные границы» — «национальные границы» способен привести к непредсказуемым межэтническим коллизиям.
Обратимся к этногеографической карте Европы. На территории 32 европейских стран проживает 87 национальных меньшинств. При этом многие из них дисперсно «распылены». Так, немцы за пределами Германии живут в Бельгии, Дании, во Франции, в Польше, России, Румынии, Италии, Чехии, Сербии, Швейцарии и т. д.
Можно себе представить, к каким последствиям привела бы попытка отдельных народов осуществить на практике принцип тождественности национальных и государственных границ. Между тем это и происходит в реальной жизни. Например, распад бывшей Югославии и провозглашение независимости и суверенитета Словенией, Хорватией и другими субъектами старой федерации наглядно иллюстрирует роль принципа тождественности государственных и национальных границ в возникновении межэтнических конфликтов.
Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернаций. В масштабе всего человечества национальный вопрос встает в противоборстве двух общих тенденций: 1) движения наций к самоопределению и независимости и 2) стремления к образованию крупных полиэтнических общностей, к формированию мощных супернаций, где органично были бы соединены этносы, различные традиции и культуры.
Обе эти тенденции объективны, обе реализуются в воле и поступках миллионов людей. Нельзя признать ка- кую-то одну тенденцию преобладающей или более перспективной, поскольку обе они имеют одну и ту же цель: преодоление всех форм национально-этнического неравенства или, иначе говоря, демократизацию межнациональных отношений.
Национализм, обусловленный стремлением избавиться от чужеземного господства и обрести национальную независимость, практически исчерпал себя. В Азии и Африке уже давно стали преобладать конфликты, связанные с недовольством национальных меньшинств внутри суверенных полиэтнических государств своим подчиненным, неравноправным, дискриминационным статусом.
Подобные конфликты, отражающие тенденцию движения наций к самоопределению, ассоциируются, например, с непрекращающимися партизанскими войнами курдов против иранских и иракских властей, длительными распрями между этническими группами в Бурунди, Руанде, Кении, Зимбабве-, борьбой западно-сахарцев против Марокко и эритрейцев против центрального правительства в Эфиопии (последняя закончилась в 1993 г. провозглашением суверенного государства
Эритрея)’, сепаратистскими движениями неарабоязычных племен на юге Судана и тамилов в Шри-Ланке. Национально-этнические коллизии, связанные с сепаратизмом, характерны также для нынешней Индии, представляющей собой один из крупнейших конгломератов различных этносов.
Другая тенденция, имеющая целью создание супернаций, менее распространена в современном мире. Например, некоторые лидеры арабского мира пытаются образовать единый арабский «неохалифат». Но стремление к образованию крупных полиэтнических общностей присуще и народам многонациональных государств, при этом оно далеко не всегда «провоцирует» вспышки этнонационализма. В этой связи упомянем США, где многое делается для предупреждения этнической и расовой вражды и где начались процессы национальной консолидации. Длительное время образ США устойчиво сравнивался с гигантским котлом, в котором представители сотен народов «переплавились» в американцев. Однако сегодня образ «котла» в США уступил образу огромного «лоскутного одеяла», в котором каждый лоскут, отличный от другого по размеру, форме, цвету, символизирует собой представителей того или иного народа, большого или совсем малого.
«Старение» наций и дестабилизация межэтнических отношений. К числу факторов, способных дестабилизировать межэтнические отношения, относится процесс «старения» отдельных этносов, в частности западноевропейских. Факт прогрессирующего «старения» последних не нуждается в особых доказательствах. Это обусловлено главным образом снижением рождаемости и увеличением средней продолжительности жизни. (Особенно неблагоприятная обстановка складывается в Германии, Дании, Австрии, Бельгии, Италии, где коэффициент фертильности минимальный, что грозит сокращению численности населения этих стран через 50 лет примерно наполовину.)
В сознании многих западноевропейцев сегодня поселяется страх перед перспективой угасания, поглощения чужеродными этносами. Последнее, разумеется, пока гипотетично, но в условиях нынешних демографических изменений в Европе большую, чем прежде, актуальность приобретают вопросы, связанные с межгосударственной миграцией населения и рабочей силы. Еще один источник напряженности в межнациональных отношениях — беженцы и эмигранты.
В условиях депопуляции населения Европейского региона миграционные контингенты пришлого населения, обладающего значительно более высокой рождаемостью, вносят значительные изменения в его национальную структуру. Например, в семьях выходцев из Индии, проживающих в Великобритании, число детей более чем в 2 раза выше соответствующего показателя для коренного населения. Это означает, что доля детей мигрантов, родившихся на территории европейских стран, значительно выше доли последних в населении принимающих стран. Особую проблему создают смешанные браки и связанные с ними вопросы гражданства.
Именно с этим ассоциируются наблюдающиеся стихийные вспышки ненависти к «цветным» переселенцам, темпы ассимиляции которых отстают от темпов нарастания иммиграционных волн. Речь идет прежде всего о таких этноменыпинствах, как арабы, индопакистанцы, турки, уроженцы стран Африки и Карибского бассейна. В средствах массовой информации часто пишут о конфликтных ситуациях, складывающихся между национа-: листически настроенными молодыми людьми ФРГ, Be-j ликобритании и других западноевропейских государств и «цветными» переселенцами, что подтверждает тезис о теснейшей связи современной демографической ситуации в Европе с проблемой дестабилизации межэтниче-‘ ских отношений.
Определенная напряженность, вызванная депопуляционными процессами, стала ощущаться также в отдельных странах Восточной Европы: в Венгрии, Болгарии и др. Естественная убыль населения России приведет к общему его «старению», а это, в свою очередь, внесет элементы напряженности на рынок труда. Уже сегодня костяк трудовых коллективов на многих предприятиях формируется из представителей «дальних эт-1 носов».
«Старение» европейских наций не является исключением. Новый мировой рекорд по темпам «старения» нации устанавливает Япония. Конечно, существующее здесь жесткое законодательство относительно миграции не грозит Японии дестабилизацией межэтнических отношений. Однако и здесь может встать вопрос об иммиграции рабочей силы, и тогда проблема межэтнических отношений не заставит себя ждать.
Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств. Процессы ассимиляции и депопуляции этноменьшинств проявляются в наши дни в самых различных формах и связаны с утратой малыми этносами своего языка, культуры, религии, национального самосознания, а также с кровосмесительными браками, низкой рождаемостью, высокой смертностью и, соответственно, с «отрицательным» естественным приростом населения.
Совершенно очевидно, что ассимиляционные процессы отличаются чрезвычайным многообразием характера, темпов и форм и потому их оценка не может быть однозначной. В науке четко различаются понятия естественной и насильственной ассимиляции. Первое из них ассоциируется, например, с многочисленными иммигрантами в США и странах Западной Европы, где довольно быстро «растворяются» этнические группы европейского происхождения в белом англоязычном большинстве. Такого рода этнические ассимиляционные процессы происходят, как правило, безболезненно и не ведут к заметным социальным конфликтам. Второе понятие связывается с целенаправленной политикой государства на поглощение, уменьшение функциональной роли других этносов.
Наиболее значительные масштабы ассимиляционные процессы приобрели в полиэтнических странах: Индии, Индонезии, США, странах Тропической Африки и др. При этом не существует прямо пропорциональной связи между ассимиляционными процессами и межэтническим соперничеством за землю, за жилье в городах, за ключевые позиции в экономике, политическое господство и т. п.
Ассимиляция этноменьшинств нередко сопровождается депопуляционными тенденциями, связанными с ухудшением генетического фонда меньшинств, кровосмесительными браками, пространственным «расползанием» этноса. Не следует, естественно, смешивать депопуляци- онные процессы, распространенные на «периферии» мировой цивилизации (австралийские аборигены, некоторые индейские племена Латинской Америки, народности Крайнего Севера России), с явлениями, имеющими место в странах с развитой рыночной экономикой; факторы, их порождающие, совершенно различны.
Экология и этнические распри. Этноэкологические конфликты чаще всего рассматриваются в литературе под международным, а не межэтническим углом зрения. Но понятия «национальный интерес» и «государственный интерес», как уже отмечалось, по смыслу их применения очень часто совпадают.
Большинство международных экологических конфликтов, в сущности, являются межнациональными. Действительно, претензии Скандинавских государств — Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии и Исландии к ФРГ и Великобритании, заводы которых служат источниками кислотных дождей, можно рассматривать и сквозь призму межнациональных отношений, равно как и бесконечные споры между США и Канадой по поводу трансграничных перемещений дымовых облаков. Не только международный, но и межнациональный характер имела авария на Чернобыльской АЭС на Украине, так как образовавшиеся радиоактивные облака были перенесены на север Европы (в Норвегию и Швецию), ее крайний запад (в Великобританию) и юго-запад (во Францию).
Роль экологического фактора в эскалации межэтнической борьбы прослеживается на примере полиэтнических обществ стран Тропической Африки, где конфликты носят не международный, а внутригосударственный межэтнический характер. Здесь жизненный уклад и жизнеустройство этносов подчас полностью строятся вокруг какого-либо элемента природной среды. Например, в Эфиопии народность галла представляет собой пример скотоводческого этноса, ануак (живущие по берегам рек) —• этноса рыболовов, меджанджир — этноса земледельцев и т. п. С одной стороны, такое этническое разнообразие народов-соседей способствует обмену продукцией между ними, с другой — порождает конфликты, особенно из-за пресной воды, пастбищных угодий, источников древесного топлива.
Нетрудно также установить определенную связь между экологическими проблемами и возникновением межэтнических коллизий на территории бывшего СССР. Наглядные тому примеры — межэтнические столкновения в Фергане, Оше, сложная природно-экологическая ситуация в бассейнах Амударъи и Сырдаръи.
Другие факторы, «провоцирующие» вспышки национализма. Существует немало других факторов, способствующих эскалации межэтнических трений.
Среди них — экономический. Экономика как совокупность производственных отношений и видов хозяйственной деятельности составляет тот универсальный базис, над которым возвышаются юридическая и политическая надстройки и тесно примыкают все формы общественного сознания. В этом смысле все социальные явления так или иначе связаны с экономикой.
В условиях высокоразвитых западных обществ нет прямой зависимости между уровнем социально-экономического развития и стремлением к самоопределению. Например, в странах Западной Европы эффективная национальная политика — это одно, а мера взаимного притяжения или отталкивания народов — совсем другое. Между Бельгией и Люксембургом реальный валютный союз существует почти на протяжении семи десятилетий, и никому не приходит в голову на основании высочайшей интегрированности Бельгии и Люксембурга требовать их политического слияния или объединения хотя бы на уровне конфедерации. Мы не коснулись некоторых других причин, ведущих к дестабилизации межэтнических отношений (в частности, неуправляемого демографического развития в отсталых странах и др.). Каждый из них содержит ярко выраженный географический аспект.
Трайбализм — старая болезнь Африки. Термин «трайбализм» происходит от англ. tribe — племя. В современной литературе и политической жизни с ним чаще всего связывают межплеменные распри, крайне враждебное отношение одной этнической группы к другой, этношовинистическую политику.
География современного трайбализма широка — от Латинской Америки до островов Океании. Однако наибольшее распространение это явление получило в
Африке, к югу от Сахары, где все еще сохраняются архаичные институты и организации, связанные с родо- племенным строем. Но дело не только в этом. Население Черной Африки — это калейдоскоп этносов, довольно грубо потревоженных эпохой колониализма. В рамках колониальных границ оказались народы разной этнической принадлежности, разных языков, отличные по уровню социально-экономического и культурного развития.
Однако было бы неверно во всем винить одно прошлое и колониализм в частности. Ведь трайбализм в иных странах обострился уже после обретения ими политической независимости. При этом трудно сказать, какие конкретно факторы послужили «динамитом» для крупных вспышек насилия. В одних случаях — это узурпация власти в руках верхушки какого-либо одного племени или союза племен. В других — результат борьбы за пресную воду, земельные угодья, пастбища. В третьих — стремление отделиться, получить суверенитет. При этом социально-экономический прогресс, способный через развитие товарно-денежных отношений сломать племенные «перегородки», все еще мало заметен. В первую очередь это касается крестьян, которые до сих пор ведут полунатуральное примитивное хозяйство. Их поголовная неграмотность, невежество, оторванность от центров культурной жизни — питательная почва для сохранения трайбализма.
К югу от Сахары практически нет страны, где трайбализм так или иначе не проявлял бы себя. Так, в Бурунди 85% пятимиллионного населения составляют племена хуту. Сложилось так, что исторически власть была сосредоточена в руках значительно меньшего по численности племени тутси. Недовольство хуту этим обстоятельством вылилось в 1972 г. в кровавое побоище с многотысячными жертвами с обеих сторон. По аналогичному сценарию развивались события и в 1994 г. с той лишь разницей, что жертв было намного больше. Много лет на межплеменной основе «полыхает пожар» в Чаде, где сложилось противостояние между жителями севера (кочевниками — людьми арабского происхождения) и юга (земледельцами, в чьих жилах течет негритянская кровь). В жертвенном костре нашли свой печальный конец многие тысячи жителей этой страны. Далее можно говорить о Нигерии, Эфиопии, Мали, Буркина-Фасо, Мавритании и многих других странах, где взаимная ненависть и агрессивность этнических групп периодически приводят к трагическим развязкам.
Ведущие ученые и политические деятели мира в качестве главного «рецепта» преодоления трайбализма предлагают ускорение общего развития стран «третьего мира» во всех сферах — от социальной и экономической до духовной. Ясно, что такой «рецепт» столь же прост, сколь и трудно осуществим.
Россия и глобальный этнический кризис. Неотъемлемая часть глобального этнического кризиса — межнациональные конфликты на постсоветской территории. Это не международные конфликты в традиционном смысле этого понятия, поскольку зарождались они не в международной сфере, а в рамках единого государства. В то же время, строго говоря, сегодня эти конфликты уже не являются внутренними, потому что с распадом СССР произошла их фактическая интернационализация.
Многие люди старшего поколения выросли в убеждении, что народы СССР обладали полным равноправием и суверенитетом и что за годы советской власти они достигли «невиданного расцвета». К большому сожалению, это не соответствует действительности. В годы перестройки выяснилось, что национально-государственное устройство страны нуждается в совершенствовании, правовой статус национальных автономий оказался не вполне справедливым, права народов, репрессированных во время сталинского произвола, требуют восстановления. По существу, нерешенными оказались и вопросы защиты национальной самобытности малочисленных народов, а также народностей, не имеющих своих национально-территориальных образований или проживающих вне их границ.
Обострились и межнациональные распри на территории самой Российской Федерации (рис. 43). Возникли «горячие точки» в Чечне, Ингушетии, Дагестане и т. д. С утратой и дискредитацией коммунистических идеалов в общественной жизни многих российских народов образовался «вакуум», быстро заполнившийся иными идеями и движениями. Их лидеры, используя этнические лозунги («противодействие имперской России»), попытались развернуть военные действия, приведшие к гибели многих людей, появлению проблем беженцев, безработицы, нищеты местного населения.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- Этнические кризисы анализируются в рамках многих наук, в том числе этногеографии — научного направления, сформировавшегося на стыке этнографии и географии. Не могли , бы вы в этой связи очертить примерный круг проблем, которыми призвана заниматься этническая география?
- Изучите рисунок 43. Приведите примеры, подтверждающие его, пользуясь материалами прессы того времени.
- Обсудите содержание понятий «государственный интерес» и «национальный интерес». В каких случаях их различение приобретает особую важность?
- Приведите примеры этнических кризисов, корни которых1 очень мало связаны с проявлением этнонационализма.
- Что скрывается за термином «трайбализм»? Почему наибе лее опасные формы его проявления имеют место в Африке к югу от Сахары?
- Какие конкретные исторические перипетии формирования Российской империи, а затем Советского Союза «заложили» мощный фундамент межэтнической конфликтности?
- Попытайтесь дать оценку межэтническим конфликтам на территории бывшего СССР. В каких случаях ваша собственная позиция не совпадает с официальной точкой зрения? Аргументируйте ее.
- По данным переписи 1989 г., численность населения, назвавшего родным языком русский, составляла: на Украине — 32,8%, в Белоруссии — 31,9%, Казахстане — 47,4%, Молдавии — 23,1%, Латвии — 42,1%, Киргизии — 25,5%, Эстонии — 34,8% и т. д. Почему данный фактор эскалации межэтнических трений проявляется в этих странах по-разному?
- Проверьте, как вы усвоили значение следующих терминов и понятий: этнический кризис; этнический конфликт; конф- ликтообразующий фактор; ассимиляционные процессы; депопуляция этноменьшинств; трайбализм; образ «котла» в процессе национальной консолидации США; образ «лоскутного одеяла» в процессе национальной консолидации США.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимосвязь. — М., 1989.
Бромлей Ю., Подолъный Р. Человечество — это народы. — М., 1990.
Гумилев JI. Н. География этноса в исторический период. — Л., 1990.
Гумилев Л. Н. От Руси к России. — М., 1992. Депортация народов СССР (1930—1950 гг.): материалы к серии «Народы и культуры». Вып. XII. — М., 1992. Материалы по этнической географии России / сост. Б. С. Хо- рев и др. — М., 2001.
Население и кризисы. — М., 1997—1998. Вып. 2, 3, 4. Территориальная организация общества и проблемы межнациональных отношений. — Л., 1990.