Игровые приемы на уроках географии
Пять методических приемов, которые позволят вам сделать урок географии интересным и разнообразным. Прием «крестики-нолики». «Крестики – нолики» — игровой прием, основанный на интеллектуальном соревновании учащихся. Играть можно индивидуально или командами. Игра идет по правилам обыкновенных «крестиков – ноликов», но чтобы поставить крестик или нолик в выбранную клеточку нужно ответить на вопрос учителя или команды-соперника. В принципе, этот прием учитель может использовать при обычном устном опросе, такой опрос по качеству ничем не уступает обыкновенному, но проходит гораздо интереснее.
Прием «Вторая половина». Перед уроком учитель готовит набор карточек, по количеству учеников в классе. Карточки могут быть двух видов: 1) с вопросами, 2) с ответами. На каждый вопрос есть правильный ответ. Только его надо найти. В определенный момент урока учитель раздает каждому по одной карточке, а затем по команде учителя все ученики встают из-за парт и начинают искать свои половинки. Для них начинается самый главный процесс в их подростковой жизни – процесс общения. Пара учеников первыми нашедшими друг друга садится на первую парту рядом с учительским столом, следующая за ними. После того, как заполнен весь первый ряд начинается заполнение второго ряда и.д. Подобные приемы делают урок географии интересным и способствуют формированию положительного отношения учеников к географии.
Прием «Узнай меня». Этот прием представляет из себя особую форму загадки. На доске вешается большая фотография или плакат. Плакат закрыт отдельными листочками и детям не виден. В моей практике таких листочков обычно 9. На каждом листочке написан вопрос. Если играющий отвечает на него то он имеет право снять листок и увидеть часть картины. После этого ход передается следующей команде и теперь она может выбрать любой вопрос на который будет отвечать. Цель игры – определить, что изображено на рисунке. Смысл применения этого приема состоит в том, чтобы сделать урок более разнообразным и привлекательным для детей.
Прием «Мели Емеля». Этот прием развивает монологическую речь учащихся, учит их не теряться в неожиданной ситуации и одновременно придает уроку шарм психологического тренинга. Прием очень простой. Учитель заготавливает несколько карточек с названиями тем, о которых ученик, скорее всего, не знает ничего или знает очень мало. Ученик наугад вытаскивает карточку и после двухминутной подготовки должен прочесть для всего класса мини-лекцию о выбранном объекте. Временной интервал этой лекции ограничен 2 или 3 минутами. Если ученик не смог проговорить все заранее оговоренное время, то считается, что он с заданием не справился.
Прием «Летающий мяч». Учитель приносит на урок небольшой детский мяч. Он объявляет тему сегодняшней игры. Предположим, что это реки. Учитель бросает мяч любому ученику и называет вопрос. Ученик должен поймать мяч и сказать ответ. Причем, он должен это сделать мгновенно. Тот кто не может это сделать выбывает из игры. Обычно этот прием рекомендуют для 6 – 7 классов. Однако, я проводил его и с десятиклассниками, и, поверьте, игра идет даже интереснее, чем в среднем звене.