Интегрированный урок география физика. Литосфера
Интегрированный урок географии и физики Тема урока: “Теория литосферных плит и ее практическое значение»
Цели урока:
Интегрированный урок Презентация География физика. Скачать
Интегрированный урок География физика. Скачать
а) образовательная: познакомить учащихся с теорией литосферных плит и, используя физические законы, способствовать представлению и пониманию стихийных явлений литосферы;
б) развивающая: формировать мировоззренческую идею о постоянном движении земной коры, создать условия для раскрытия причин и следствий стихий литосферы путем использования межпредметных связей;
в) воспитательная: воспитывать у учащихся понимание важности учета взаимосвязи природных явлений и хозяйственной деятельности человека.
Средства обучения:
Учебник: В.А Коринская, И.В. Душина География материков и океанов Дрофа.- М., 2006г. , атлас: География материков и океанов, демонстрационные материалы для проведения опытов, раздаточный материал (карточки).
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала:
А) Актуализация (учитель географии) (слайд 1)
Мы в 6 классе знакомились с гипотезами происхождения Земли. Существует много гипотез происхождения Земли, но гипотеза Шмидта-Фесенкова имеет меньше противоречий и отвечает на большее количество вопросов. Хотелось бы напомнить вам ее. По этой теории первоначально планета была холодной, затем стала разогреваться, а в последствии стала вновь остывать. При этом «лёгкие» элементы поднимались, а «тяжёлые» опускались. Так сформировалась первоначальная земная кора. Тяжёлые элементы образовали внутреннее вещество планеты – ядро и мантию.
— Образование земной коры длительный и сложный процесс. Его подразделяют на этапы:
1. Тонкая земная кора легко прорывается лавой.
2. Лава, выливаясь на земную поверхность, образует базальт. Под воздействием внешних сил базальт разрушается и образуется океаническая земная кора.
3. Океаническая земная кора также тонкая, а планета молодая нестабильная, подвижная, поэтому океаническая кора легко сминается в складки.
4. Лава в местах разломов и складок внедряется в толщу океанической земной коры, образуя слой гранита. Так образуется новый тип земной коры – материковая земная кора.
Посмотрите на рисунок в учебнике (стр. 23) и давайте вспомним, чем отличаются два типа земной коры. (слайд 2)
Хребтами горбились породы,
Взрывались, плавились, кипя.
И миллионы лет природа
Лепила самое себя.
С. Щипачев.
Какой процесс описал автор данным выражением «Хребтами горбились породы, Взрывались, плавились, кипя»?
Как вы понимаете выражение «Лепила самое себя»?
Сколько лет понадобилось нашей планете, чтобы принять современный мир
(слайд 3-6)
Итак, спустя огромное количество лет наша планета стала такой, какой мы ее видим на современном этапе.
Но подчас нам природа не кажется такой красивой и дружелюбной (слайд 7-8)
Как вы считаете, почему мы часто наблюдаем такие картины на нашей планете?
Какие движения происходят в земной коре?
Б) Постановка цели и задач урока
В) Формирование новых знаний и умений.
Информация учителя географии: (слайд 9)
— Согласно новейшим представлениям земная кора не является монолитным панцирем. Она разбита на гигантские блоки, которые называются литосферными плитами. Плиты лежат на пластичном слое мантии, по которому и происходит их скольжение. Они медленно (1-6 см в год) перемещаются от хребтов к линиям желобов.
– Впервые о возможном движении (дрейфе) материков высказал гипотезу немецкий ученый Альфред Вегенер в 1912 году в книге «Возникновение материков и океанов», глядя на очертания материков, как на части одной открытки, которые могут дополнять друг друга. Он предположил, что когда-то существовал единственный материк.
1. Что такое гипотеза? (Гипотеза – это предположение).
2. В чем суть гипотезы дрейфа материков? (На основании возможного совмещения береговых линий некоторых материков, высказано предположение, что на Земле существовал единый материк, который потом раскололся)
3. Почему для описания движения материков мы используем глагол «дрейф», а не плавание, передвижение или какой-то аналогичный? (Дрейф – это пассивное несамостоятельное передвижение)
В доказательство своей теории Вегенер привел следующие аргументы:
а) в Африке и в Южной Америке были обнаружены одинаковые слои горных пород;
б) в Африке и в Южной Америке были обнаружены одинаковые окаменелые остатки животных.
– Но КАК материки двигаются, Вегенер объяснить не смог.
– Лишь когда появились новые приборы, в конце 40-х годов, ученые смогли это сделать. Новая теория получила название «Теория движения литосферных плит».
Мы с вами знаем, что география тесно связана практически со всеми учебными предметами которые вы изучаете. Изучая природу, человек всегда стремился ответить не только на вопрос «Что происходит? Как?», но и на вопрос «Почему происходит?».
Учитель физики: Ответить на последний вопрос можно с помощью теоретических знаний, являющихся основой физической теории. Вот и сейчас, попробуем объяснить, почему существовавший изначально единственный материк Пангея разделился. (слайд 10)
Этот суперконтинент омывался океаном, называемым Панталассой и занимавшим все остальное пространство на Земле. Сама планета имела плотность в 2-3 раза выше, чем она имеет сейчас. Однако Пангея оказалась не прочным, не долговечным образованием. Со временем течение мантии внутри планеты, избыточное давление под литосферой, вызванное большей скоростью вращения земли, вызвали процесс расширения и увеличения диаметра планеты. Произошел раскол материка. Это было примерно 200 млн. лет назад. Пангея раскололась на 2 материка: Лавразию и Гондвану. Между ними появился океан Тетис (ныне это глубоководные части Средиземного, Черного, Каспийского морей и мелководный Персидский залив). Затем произошло дальнейшее деление на отдельные материки, пока не образовался современный облик Земли.
Опыт, подтверждающий данную гипотезу: на слегка надутый воздушный шарик прикрепить тонкую бумагу, затем продолжать его надувать – бумага разорвется.
Какая же сила передвигает плиты литосферы?
Движение их ученые связывают с перемещением вещества в мантии. Мантия несет на себе земную кору, как тонкий лист бумаги. (слайд 11)
Тепло ядра Земли заставляет мантийное вещество подниматься (как вода при кипении), образуя вертикальные потоки мантии, раздвигающие литосферные плиты. При остывании возникают нисходящие потоки. Тогда литосферные плиты сдвигаются, сталкиваются и образуются горы.
Г) Практическая работа с картой.
Информация учителя географии:
— Выделяют 7 гигантских плит и десятки плит поменьше.
— Плиты постоянно находятся в движении, значит, они должны сталкиваться и расходиться. В результате расхождения литосферных плит образуются срединно-океанические хребты, а столкновения приводят к образованию нескольких форм рельефа.
1.Назовите и покажите крупные литосферные плиты и определите особенность их названий.
2.Определите, из каких частей состоит большинство крупных плит и какими типами земной коры они образованы.
3. Есть крупные литосферные плиты, которые отличаются от названных. Назовите их.
4. Определите особенности строения: а) Тихоокеанской плиты, б) Индо-Австралийской плиты.
5. Литосферные плиты движутся в горизонтальном направлении. Расскажите, в каком направлении и с какой скоростью перемещаются плиты: 1) Тихоокеанская, 2) Антарктическая.
6. Приведите примеры стран, которые расположены в областях современных границ литосферных плит.
7. Какие катастрофические природные явления могут происходить на территории этих государств?
Д) Работа в тетрадях. Схематическое изображение образования планетарных форм рельефа при столкновении, или расхождении литосферных плит.
3. Закрепление материала:
А) Работа с учебником (п.4) и карточками (устно заполнить пропуски в предложениях)
В земной коре выделяют 3 слоя -___________________. По особенностям строения и толщине можно выделить два разных ее типа — ___________________. Толще ______ тип земной коры.
Многие особенности строения и развития земной коры объясняет теория немецкого ученого ___________________, получившая название__________________. Согласно этой теории земная кора состоит из ____________________. Их границы проходят по _________ или по ______________. Самых крупных плит — ______________. Причиной, заставляющей их двигаться, является — ______________________. Если сближаются две плиты с материковой корой, то образуются _________________. Если сближаются плита с материковой корой и плита с океанической корой, то образуются ____________________.
Б) Анализ информации, представленной в виде таблиц, схем, карт.
Информация учителя географии:
Наряду со сравнительно медленными движениями земной коры, в отдельных ее участках происходят очень быстрые движения (мгновенные). От этого происходит смещение или разрыв блоков земной коры. Образуется сейсмическая волна. Из – за нее содрогаются и рвутся горные породы.
Пограничные области между литосферными плитами называют сейсмическими поясами. В этой зоне расположено большинство действующих вулканов, происходят 95% землетрясений.
По данным ЮНЕСКО ежегодно на Земле происходит примерно 20 катастрофических, 150 разрушительных, примерно 7 тысяч сильных, 19 тысяч умеренных, 150 тысяч слабых и несколько млн. неощутимых человеком землетрясений.
Я предлагаю вам внимательно посмотреть предложенные статистические материалы и найти взаимосвязь между ними. (слайд 12-15)
Население планеты старается жить в наиболее благоприятных районах земного шара. Мы видим огромное скопление мегалополисов на побережье, на границах литосферных плит. Тем самым человек становится наиболее уязвимым перед природными стихиями.
Как вы думаете, одинаково ли влияние и последствия стихийных природных явлений в разных регионах земного шара?
Землетрясения, происходящие на границах плит, становятся виновниками опасных волн цунами, которые незаметны в океанах, но опасны на побережьях. Поэтому за этими областями ведется наблюдение.
Опыт, подтверждающий процесс образования цунами. (Тарелка с водой. Снизу щелкнуть по дну тарелки не сильно – ничего не произойдет. Если стукнуть сильно – вода выплеснется из тарелки).
Учитель физики объясняет, почему это так происходит (Закон Паскаля).
В) Оценка последствий стихийных бедствий (слайд 16)
Какое стихийное явление произошло 11 марта 2011 года в Японии? (цунами)
(Краткое сообщение заранее подготовленного ученика о данном стихийном бедствии.) (слайд 17)
Землетрясения и цунами в Японии происходят очень часто. Естественно, там есть службы, которые постоянно ведут наблюдения за состоянием земной коры, строятся сейсмоустойчивые здания и т.д. Тогда почему же последствия данной катастрофы столь трагичны?
Дополнительный материал учащегося из области астрономии о том, что все тела притягиваются друг к другу, Луна притягивает Землю (приливы, отливы). Одной из гипотез произошедшей катастрофы является то, что Луна подошла очень близко к Земле, сила притяжения увеличилась, следовательно, литосферные плиты притягивались к Луне больше обычного, и из-за этого увеличилась активность внутренних сил Земли.
Г) Работа со схемой «Последствия цунами» сопровождается показом фотографий японской катастрофы. (слайд 18-22)
Последствия цунами
Первичные последствия |
Массовая гибель людей |
Разрушение зданий, береговых и портовых сооружений |
Выброс судов на берег |
Выброс на берег различных тяжелых предметов, наносящих повреждения людям и зданиям |
Затопление больших территорий и размывание берегов |
Выламывание окон, дверей, повреждение крыш зданий |
Вторичные последствия |
Пожары, взрывы |
Разрушение химически и радиационно опасных объектов |
Разрушение коммунальных систем жизнеобеспечения |
Д) Знакомство с памяткой «Действия населения во время цунами»
4. Подведение итогов урока
В чем смысл «Теории литосферных плит»?
Какие физические процессы приводят к дрейфу литосферных плит?
Какие явления происходят на границах литосферных плит и как они влияют на хозяйственную деятельность человека?
К каким последствиям приводит размещение мегополисов на границах литосферных плит?
5. Оценивание учащихся
6. Д/З