Интерактивное обучение на уроках географии
Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации жизнедеятельности школьного сообщества. Отсюда очевидна целесообразность использования в практике обучения и воспитания школьников инновационных образовательных технологий. Динамичное развитие общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребёнку стать и оставаться самим собой в постоянно изменяющемся социуме.
Интерактивное обучение на уроках географии Скачать статью
«Обычно легче изменить индивидов, собранных в группу,
чем изменить любого из них в отдельности».
В правильности слов американского психолога Курта Левина я убедилась, на протяжении нескольких лет осваивая интерактивные методы обучения. Выбор данной технологии был не случайным. По своему замыслу, целям, принципам, содержательному и организационному аспектам интерактивные методы очень близки к АСО (адаптивной системе обучения), элементы которой я ввела в свою педагогическую практику в 1996 году. Став участницей образовательной программы для общественно-активных школ (ОАШ), организованной российско-американским центром «Сотрудничество» в городе Красноярске в 1999 году, я освоила методику использования элементов эффективного тренинга на уроках и во внеурочной деятельности.
Технология интерактивного обучения даёт мне возможность нестандартно организовывать УВП, обеспечивать мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке. Интерактивные методы направлены на становление активной, субъектной позиции в учебной (и иной) деятельности, на развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.
Методика интерактивного обучения в малых группах позволяет
- решать конкретно-познавательные, коммуникативно-развивающие и нравственно-воспитательные задачи;
- создать творческую соревновательную атмосферу среди учащихся, научить их уважать ценности и правила работы, принятые группой.
Данная технология помогла мне решить очень важные педагогические задачи:
- Мои уроки географии и природоведения дети любят и с удовольствием их посещают.
- Академическими знаниями по предмету школьники овладевают на достаточно высоком уровне.
- Свободная форма общения на уроках формирует у ребят положительную Я-концепцию, воспитывает социально-успешную личность.
Приоритетной формой работы на моих уроках является коллективная: в статических, динамических, вариационных парах, групповая и межгрупповая.
Уверена, что коллективная деятельность оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребёнка. Снимается официальная атмосфера класса, чувство скованности; идёт обучающее общение. В ходе диалога, полилога развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления.
Потребность в общении есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности.
«Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения» (А. Сент-Экзюпери)
Именно поэтому на своих уроках стремлюсь максимально использовать феномен группового влияния на индивидуальные способности личности.
На уроке каждая группа учащихся получает пакет с вопросами и дополнительным материалом («Работа», «Отдых», «Питание и здоровье», «Американский дом»). Ребята прочитывают, обдумывают, обрабатывают информацию; выбирают форму её подачи всему классу и, наконец, представляют.
Учащиеся – большие выдумщики, фантазёры, каких только форм представления информации они не придумывают: разговор о работе и деньгах проходил в «офисе» одной из американских фирм между «коллегами»; в «молодёжном кафе» встретились друзья: беседа шла о том, как они проводят свой досуг; в «американский дом» пришёл корреспондент одной из русских газет и взял интервью у «хозяев дома»; популярная «телепередача» была посвящена питанию и здоровью американцев. Это может быть и научная конференция, экзамен в школе и т.д. Школьные портфели превращаются в «телевизоры», «видеокамеры», рюкзаки туристов; свёрнутая в трубочку тетрадь – в «микрофон».
В заключение урока – интерактивное упражнение «Портрет». Ребята на листах ватмана рисуют «среднего американца» и составляют его словесный портрет, включающий информацию, полученную на уроке.
«Вход в тему». Слово учителя: «Пигмеи! Об их существовании вроде бы знают все. А вот о том, как они живут, имеют представление очень немногие.
Группа «учёных-этнографов» из нашего класса заинтересовалась жизнью этого удивительного народа, маленьких людей, обитающих в непроходимых лесах Африки. Им довелось побывать в гостях у пигмеев, увидеть их жизнь изнутри».
5 учащихся класса будут играть роль учёных-этнографов. Остальные ребята разделены на две группы (лучше по желанию): слушатели-оптимисты и слушатели-пессимисты. Именно они примут участие в разрешении делового конфликта. «Учёные» после выступлений присоединяются к одной из групп.
I часть конференции. Выступления «учёных-этнографов».
- Кто такие пигмеи?
- Как живут пигмеи?
- Чем занимаются мужчины-пигмеи?
- Чем занимаются женщины-пигмеи?
- Кому поклоняются пигмеи?
Материал должен быть интересным, занимательным, достаточным для решения познавательного конфликта.
II часть конференции. Познавательный конфликт.
Учитель выступает в роли организатора дискуссии, следит за тем, чтобы деловой конфликт не перерос в эмоциональный. Выслушав всех учащихся, предлагает их вниманию рассказ об эксперименте, проведённом в 70-е годы в Заире. Цель: убедить учащихся в том, что каждый народ за тысячелетия привык жить по-своему, поэтому приобщать «дикарей» к цивилизованному миру надо с большой осторожностью. Да и нужно ли им это? Ведущий передачи «В поисках приключений» Михаил Кожухов закончил одну из своих передач такими словами: «Вот так они и живут! Попробуйте убедить меня в том, что их жизнь беднее и менее яркая, чем наша».
Уроки из серии «Земля – планета людей» стремлюсь сделать динамичными, увлекательными, «живыми». Информация учебника о населении материков достаточно однообразна и откровенно скучна. Поэтому для расширения информационно-образовательного поля беру себе в «союзники» СМИ – журналы «Вокруг света», «Эхо планеты», «География в школе», «Чудеса и приключения», газеты «Аргументы и факты», «Собеседник», телепередачи «В поисках приключений», «Непутёвые заметки», использую и имеющуюся в школе медиатеку.
Разработанные мною уроки позволяют школьникам погрузиться в многообразие культурных миров, подняться на более высокий уровень духовности, гуманистических качеств личности.
Интерактивные формы обучения – это постоянное общение, сотрудничество, это работа мысли. Здесь нет равнодушных и безучастных. Учебная деятельность осуществляется по формуле «научишься сам, когда научишь другого», обучение, развитие и воспитание органически сливаются. На своих уроках активно использую элементы эффективного тренинга: ролевые, деловые, имитационные игры, театрализацию, «мозговой штурм», упражнения.
Деловая игра. Театрализация.
Деловые и ролевые игры – хорошая форма для коллективного познания. Они моделируют реальные жизненные ситуации, «взрослую» деятельность; опираются на опыт детей, способствуют его обогащению и развитию. Именно такое деловое общение позволит учащимся в будущем строить конструктивные партнёрские отношения.
Урок природоведения в 5 классе. Тема: «Горные породы».
Мировоззренческую идею «горные породы как объекты красоты и охраны» учащимся помогает постичь заранее подготовленная инсценировка «Приоткрой малахитовую шкатулку» по мотивам сказов П.П. Бажова. Главные действующие лица: Медной горы хозяйка, Данила-мастер, братцы (или сестрицы) Чароитовый, Нефритовый, Лазоревый.
Вопрос «горные породы как объекты изучения и пользы» учащиеся осваивают в ходе деловой игры «НИЛ» (научно-исследовательская лаборатория). Каждая группа – научная лаборатория. Лаборатория №1 – «Гранит», лаборатория №2 – «Каменный уголь» и т.д. Учащиеся изучают свойства горной породы по образцу, заполняют систематизирующую таблицу, готовят «научный отчёт», в случае затруднений могут обратиться за помощью к «старшему научному сотруднику» — учителю.
Результаты работы убеждают ребят в исключительном разнообразии горных пород, их практической ценности.
Интерактивные упражнения.
Урок природоведения в 5 классе. Тема: «Наше удивительное Солнце».
Упражнение «Коллаж». Интереснейший материал для этого упражнения я взяла из журнала «Наука и жизнь» 70-х годов издания.
Класс делится на группы: «Древние греки», «Древние китайцы», «Древние австралийцы», «Народы древней Африки».
Задание:
- Прочитайте текст.
- Нарисуйте то, что представили себе.
- Вырежьте рисунок и приклейте на лист ватмана на доске.
- Расскажите о том, как древний народ представлял себе Солнце.
- Сделайте вывод о том, как древние люди относились к Солнцу. Как вы относитесь к Солнцу?
Оборудование: лист ватмана, бумага, фломастеры, ножницы, клей, карты-задания, карточки с дополнительным материалом.
Урок природоведения в 5 классе. Тема: «Мир звёзд».
Упражнение «Своя опора».
Свой рассказ о температуре, цвете и яркости звёзд сопровождаю составлением схемы, рисунками, символами (использую разные виды «опор»). Дети слушают, участвуют в диалоге, привлекаются к составлению схемы, «расшифровке» символов. На магнитной доске закрепляется схема и модель:
Здравствуйте. Вы молодец!!!.А вы может помогать мне