Использование ИКТ на уроках географии
Освоение информационных технологий — приоритетное направление развития системы образования РФ сегодня, так как это способствует созданию условий для перехода к качественно новому уровню обучения на современном этапе.
Информационно-коммуникативные технологии позволяют нам наиболее полно реализовать свой творческий подход к отбору содержания, выбору методики и технологии преподавания (в соответствии с индивидуальными особенностями: темпераментом, характером, предпочтениями и т.д.), более полно учитывать и реализовать в своей деятельности компетентный подход, отслеживать результаты образовательного процесса, раскрыть возможности использования информационных технологий на разных этапах учебного занятия (опрос, постановка проблемы, изучение материала, отработка навыков, закрепление материала), в организации самостоятельной учебно-познавательной, проектно-исследовательской, творческой деятельности учащихся.
Систематическое использование информационных технологий и компьютера в процессе преподавания способствуют:
— изменениям взаимоотношений учителя и учеников, повышению авторитета учителя, владеющего информационными технологиями и умеющего пользоваться компьютером;
— изменению отношения учащихся к компьютеру и его возможностям, они начинают воспринимать его в качестве уникального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
Интернет на уроке «Использование информационных технологий и Интернет на уроках» — это тема моего самообразования, по которой я работаю второй год.
Я изучила лекции по теме «Интернет-ресурсы на уроках географии», автором которых является Д.В. Заяц.
Эти знания помогли разработать мне уроки с использованием Интернет во время уроков в интерактивном режиме, например, при изучении темы «Население мира» в 10-м классе , рассматривая вопрос о темпах прироста населения. На сайте можно проследить, как изменится численность населения планеты в течение нашего урока. или произвести анализ статистических данных по изменению численности населения нашей страны, открыв сайт (население – основные показатели – численность населения) или сравнить численность населения по субъектам федерации, показатели рождаемости, смертности, естественного прироста На основе анализа сделать вывод. (приложение)
Можно придумать множество других заданий для использования интернет прямо на уроке, но есть определенные трудности с использованием аппаратуры, которую нужно нести в кабинет, а также трудности с выходом в интернет (на переносном ноутбуке это просто невозможно)
Таким образом, считаю, как и многие мои коллеги, что использовать Интернет непосредственно на уроках для класса из 20-30 человек неэффективно. А может быть у моих коллег более удачный опыт и умения подобной работы? Ведь я только учусь! Интернет чаще всего использую для обмена опытом и участия в конкурсах (например, дистанционная обучающая олимпиада по географии, фестиваль педагогических идей «Открытый урок»), для самообразования, для иллюстраций к урокам (новая статистика, фотографии и карты и пр.).
Электронный учебник. На своих уроках использую электронные учебники (1С Образовательная коллекция и Виртуальная щкола Кирилла и Мефодия для 6-10 классов) Электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. ЭУ дополняет обычный, но не заменяет его. Готовясь к уроку, просматриваю ЭУ, определяю, на каком этапе урока наиболее эффективно его применение, так как он содержит не только разделы, объясняющие и иллюстрирующие материал, но и разделы, позволяющие организовать практическую работу и тестирование, которые можно провести как на этапе закрепления материала, так и на этапе проверки знаний.
Наглядные пособия (География 6-10 классы. Библиотека наглядных электронных пособий) Это электронное издание можно использовать практически на каждом уроке. Поэтому очень жаль, что в нашем кабинете географии нет стационарной аппаратуры (в нашей школе один компьютерный класс, там ведутся уроки информатики, и все, кому нужен проектор и ноутбук, переносят их из кабинета в кабинет) Наглядность в географии просто необходима. Иногда ученику достаточно показать картину, видеосюжет, а данное пособие наряду с кратким текстом — показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий) чтобы у него осталось в памяти ощущение данной территории на всю жизнь или запомнился процесс, смоделированный на большом экране.
Презентации позволяют сложный для восприятия материал преподнести в более интересной, доступной форме, показать больше наглядности, сделать процесс обучения более эмоционально-окрашенным, а значит более привлекательным Подготовка презентации с одной стороны отнимает много времени, но с другой стороны, не нужно каждый раз писать на доске, искать картинки, чертить таблицы. Весь материал демонстрируется на большом экране, виден всем, понятен и приятен для восприятия. На своих уроках я часто использую компьютерные презентации для объяснения нового материала Созданные мною электронные уроки-лекции дают возможность организовать активную деятельность ребят на уроке Такие лекции включают задания , направленные на формулирование определений, привлекают учащихся к практическому применению полученных знаний, содержат задания для самостоятельного решения с необходимыми подсказками или комментариями. Основные моменты выделяю на экране, чтобы в тетрадях учащиеся могли выполнить опорные конспекты. Чтобы лекция была живой, включаю вставки — рубрику “Проверь себя” или «Викторина», которая позволяет осуществить обратную связь. Примером может служить лекция по теме «Вулканы» (см. https://festival.1september.ru/articles/503913/ )
Или «Атмосфера» для 6-го класса). Нередко использую и презентации своих коллег, которые нахожу в интернете. Искренне благодарю всех, кто делится своим опытом на его страницах.
Творческие работы учащихся – презентации При изучении какой-либо темы я предлагаю учащимся сделать проект-презентацию, в которой они покажут степень владения материалом, проявят свои творческие способности. Так, например, в 7 классе учащимся предлагается выполнить проекты-презентации на тему “Природа материков”, «Жизнь в океане» , в 8 классе по географии России «Природные зоны», «Заповедники России», географии КБР «Растительный мир КБР», «Животный мир КБР» в 9 классе «Характеристика одной из отраслей промышленности» и т.д. Выполняя эти задания, учащиеся используют все имеющиеся у них знания по предыдущим темам, знания по информатике (работа с программой Power Point, сканирование фотографий, поиск информации и иллюстраций в интернете), а затем публично защищают свои работы.
При использовании такого типа заданий выясняю желающих и индивидуально даю инструкции по выполнению задания, по ходу работы консультирую, просматриваю рабочий материал. Требую и эстетически красивого оформления работы: соблюдения одного стиля в PowerPoint или Word, высокого качества схем и изображений. Оцениваю не только содержание, но и оформление и соблюдение требований инструкции. По итогам рефлексии можно сделать выводы, что такая форма работы детям нравится. Хотя сначала многие из них берутся за дело с неохотой, в процессе деятельности интерес и желание у них возрастает, а после презентации своей работы они гордятся своим результатом. У учащихся в ходе работы над презентациями развиваются интеллектуальные, организационные, коммуникативные способности, трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, проявляются изобретательность, приобретается опыт публичного выступления, который им пригодится в дальнейшем.
Интерактивная доска. Один из основных вопросов учебного процесса состоит в том, как повысить уровень усвоения учебного материала, т.е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания. Использование в образовании электронных интерактивных досок вносит в учебный процесс новое качество, поскольку не только заметно облегчает подготовку и проведение урока, но и открывает такие возможности, которые до появления интерактивных досок просто не существовали.
Введение элементов компьютерных технологий позволяет мне значительно разнообразить учебный процесс, выводит его на качественно новый уровень, дополняет учебные пособия, а также развивает личность, формирует её познавательную активность, творческий потенциал. Работа с компьютером требует больших временных и материальных затрат, случаются и разного рода технические заминки. Но, несмотря на все это использование новых информационных технологий на уроках географии имеет огромные преимущества. Компьютер помогает сделать работу красивой и эстетичной, повышает интерес к занятиям и формирует положительную мотивацию к изучению географии.
Я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий – это современный подход к изучению нашего предмета, который действительно помогает сделать процесс обучения живым, наглядным и более интересным. Внедрение компьютерных технологий в образовательную среду урока позволяет стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала
Используемые источники:
https://www.bestreferat.ru/referat-50316.html
Приложение:
Технологическая карта урока
Численность населения мира (10 класс)
Цели и задачи:
- Познакомиться с численностью населения мира и темпами прироста населения планеты в интерактивном режиме
- Продолжить формирование умений, навыков работы с электронными источниками информации, статистическими данными, опубликованными в Интернет
Виды деятельности учащихся: работа в Интернет, поиск статистических данных по теме урока; практическая работа «Сравнение численности населения и показателей рождаемости и смертности в странах мира разной типологии»
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Вступление (5 мин.) | Сообщение темы, целей, плана урокаИнструктаж по работе с ПК | Составление конспекта, выход в ИнтернетОткрыть сайт обратить внимание на постоянно обновляющиеся цифры записать численность населения в мире на данный момент времени. |
2. Изучение нового материала ( 5 мин) | Беседа численности населения мира, изменении численности населения во времени, разнообразии стран по численности населения | Открыть сайт (справочник ЦРУ), выбрать страну, найти статистические данные |
3. Практическая работа(10 мин.) «Сравнение численности населения и показателей рождаемости и смертности в странах мира разной типологии» | Инструктаж по выполнению работы | Сравнить численность населения и естественный прирост (рождаемость- Birth rate) и смертность (Death rate) в странах Большой Семерки.Определить естественный прирост населения в наименее развитых странах (Чад, Эфиопия, Афганистан), Отразить полученные данные в конспекте. |
4.Проверка работы (5 мин.) | Устно вслух проверка работы | |
5. Выводы по уроку. Вопросы для закрепления (10 мин.) | Беседа: Какие факторы влияют на изменение численности населения планеты?На какие группы можно разделить все страны мира по естественному приросту населения?Каковы темпы прироста населения в час?
|
Отвечают на вопросы. Делают вывод по теме
Открыть сайт ( Population Clock) записать численность населения в мире на данный момент времени, сделать вычисление |
7. Домашнее задание (5 мин.) | Объявление и комментирование оценок, домашнего задания | Рефлексия |
прекрасно