Источники географической информации (вопросы и ответы)

космосВопрос 1. Прочитайте описание маршрута. Составьте на его основе план. Ответьте на вопросы. а) Какой масштаб для плана вы выбрали? Почему? б) Какие виды условных знаков вы использовали? в) Туристы, следовавшие по данному маршруту, два раза останавливались и разбивали лагерь. Как вы думаете, где были устроены лагеря? Почему?

 

 

Маршрут начался от автобусной остановки около шоссе, тянущегося с севера на юг. От шоссе он прошел по извилистой грунтовой дороге через луга по азимуту 270° до кромки елового леса, находящегося в 5 км от шоссе. Кромка леса вытянута с севера на юг. Вдоль кромки леса тянется линия электропередач. В лесу: по просеке 3500 м по азимуту 230° до домика лесника, расположенного у родника. Далее по тропинке еще 4 км на запад до восточного берега озера Гусиное. Озеро круглое, диаметром 2 км. С северо-запада в озеро впадает река Быстрая. Северный берег озера зарос редким лесом, остальные берега песчаные.

Ответы

а) Выбор масштаба зависит от размеров листа бумаги, на котором вы собираетесь изображать план. Чтобы план свободно располагался на листе формата А4, лучше выбрать масштаб 1:100 000 (численный), или в 1 см – 1000 м (именованный). Этот масштаб удобен еще и тем, что не приходится совершать сложных вычислений, переводя расстояния на местности, в сантиметры. Можно выбрать и более крупный масштаб, но тогда план нужно строить на листе бумаги больше, чем А4.

б) При построении плана используются следующие виды условных знаков: масштабные контурные (лес, луг, озеро, пески, редколесье), масштабные линейные (шоссе, грунтовая дорога, просека, тропинка, река, линия электропередач), внемасштабные (родник, домик лесника), пояснительные (видовой состав леса).

в) Лагерь целесообразнее всего разбивать у источника воды, поэтому самые подходящие места – это домик лесника у родника и берега озера Гусиное. Место неблагоприятное (влияние электромагнитных полей).

 

Вопрос 2. Установите соответствие населенного пункта, его координат и годового хода температуры. Для каждого пункта постройте график годового хода температуры.

а) Установите соответствие населенного пункта и его географических координат.

а. Архангельск 1. 64º с.ш и 22 º з.д.
б. Баренцбург 2. 72º ю.ш. и 97 º в. д.
в. Восток 3. 65 º с. ш. и 41 º в. д.
г. Рейкьявик 4. 78 º с.ш. и 14 º в. д.

 

б) Постройте графики годового хода температуры для населенных пунктов, представленных в таблице.

  Я Ф М А М И И А С О Н Д
А -34 -44 -55 -63 -63 -67 -67 -71 -67 -59 -44 -32
Б -12 -12 -8 -1 6 12 15 13 8 1 -5 -10
В -1 -1 -1 1 5 9 11 10 8 4 1 -1
Г -16 -18 -20 -14 -5 2 5 5 0 -6 -11 -14

в) Установите соответствие между населенными пунктами части а) и годовым ходом температур части б).

г) Используя график годового хода температур, дайте не описание, а характеристику климата Архангельска.

Ответы.

а)

А. Архангельск   3. 65º с. ш. и 41º в. д.
Б. Баренцбург 4. 78º с.ш. и 14º в. д.
В. Восток 2. 72º ю.ш. и 97º в. д.
Г. Рейкьявик 1. 64º с.ш и 22º з.д.

в)

а. Архангельск     Б
б. Баренцбург Г
в. Восток     А
г. Рейкьявик В

г) Характеристика отличается от описания тем, что в ней не только констатируются факты, но и даются их объяснения, выявляются причинно-следственные связи.

График годового хода температуры в Архангельске свидетельствует о том, что в городе четко выражены времена года: умеренно-холодная зима (сред. температура января -12 ºС) и относительно теплое лето (сред. температура июля +15 ºС). Это говорит о том, что климат Архангельска умеренный. Данные о средних температурах января и июля, а также годовой ход и годовая амплитуда температуры (27 º) указывают на то, что город не может быть расположен в пределах морского, континентального, резко континентального и муссонного климата. Он расположен в области умеренно континентального климата. Средняя температура июля указывает на то, что город расположен на севере области умеренно континентального климата. Это можно проверить, найдя Архангельск на карте по его географическим координатам.

Полную характеристику климата Архангельска можно составить,  используя другие источники информации.

Критерии оценки заданий обучающего тура Дистанционной обучающей олимпиады по географии 2010.

 

Вопрос 3. Проанализируйте пять изображений природных зон Земли из космоса (скачать архив изображений, .zip, 2.2 Mb, https://geo.metodist.ru/doog/2010/obuch/space_image.zip).

Разместите эти снимки в определенном порядке с учетом географической закономерности.

Запишите имена файлов изображений в выбранном Вами порядке.

На основании какой закономерности Вы распределили космоснимки именно так?

Чем объясняется эта закономерность?

Перечислите не менее двух признаков для каждого космоснимка, по которым Вы определили его место в выбранном Вами порядке.

 

Ответ.

 

gyd.jpg – арктическая пустыня,

vcx.jpg – тундра,

lkj.jpg – тайга,

bmn.jpg – степь,

ewq.jpg – пустыня.

 

Космоснимки иллюстрирую природные зоны, и их следует расположить с севера на юг (или с юга на север), учитывая географическую зональность.

Основные признаки, по которым можно определить природную зону:

gyd.jpg – арктическая пустыня.

Большая часть территории покрыта снегом и льдом. Хорошо видно покровное оледенение, т.к. языки ледника спускаются к морю. Отсутствуют явные признаки растительности.

vcx.jpg – тундра.

Обилие небольших по  размеру блюдцеобразных озер. Меандрирующие (извилистые) полноводные реки с неглубокими долинами. Разница в растительном покрове в долинах рек и на междуречьях.

lkj.jpg – тайга.

Большая часть территории покрыта лесом с явно выраженными фрагментами вырубок. Небольшая высота, с которой мы можем рассмотреть поверхность, позволяет заметить острые верхушки деревьев, что говорит о преобладании хвойных видов.

bmn.jpg – степь.

Главный признак – распаханность территории, она определяется по геометрически правильной нарезке полей. Хорошо видны овраги как часть овражно-балочной сети. Фрагменты лесов расположены в балках.

ewq.jpg – пустыня.

Отсутствие растительности. Цвет проселочной дороги совпадает с цветом грунта, что говорит о чрезвычайно незначительном плодородном горизонте почвы.

 

Вопрос 4. Прочитайте отрывок из книги Давида Львовича Арманда «Как измерили Землю» (М.: Детиздат, 1940).

 

«В 827 году два арабских астронома, Халиб-ибн-Абдул-Малик и Али-ибн-Иса, с группой помощников пришли на гладкую, как стол, пустынную равнину Синджар в северной Месопотамии. Они измерили высоту Полярной звезды и, разделившись, разошлись — на север и на юг. Обе партии шли и измеряли пройденный путь шестами. Северная партия остановилась тогда, когда Полярная звезда оказалась на 1° выше, чем вначале, южная — когда она оказалась на столько же ниже.

Таким образом, каждая партия отошла от начальной точки вдоль меридиана на 1° широты и измерила длину дуги, соответствующей этому градусу. Потом астрономы вновь сошлись, чтобы сравнить результаты. Результаты почти совпали. Длина одного градуса  оказалась равной 56 2/3 арабской  мили.

 

Мы не можем проверить точность их работы, так как не знаем достоверно, чему равнялась арабская миля. В одной старинной рукописи сказано, что она равна 4000 локтей, локоть же равен ширине 8 кулаков, кулак — ширине 4 пальцев, палец — толщине 6 ячменных зерен, а ячменное зерно — толщине 6 волос с ослиной морды.

 

Современным ученым, пожелавшим хоть приблизительно проверить точность вычислений арабов, пришлось заняться стрижкой ослов. Из многочисленных измерений ими было установлено, что толщина волоса с ослиной морды равна 0,(4) мм (ноль четыре десятых в периоде). Если за одиннадцать веков ослы не стали более или, наоборот, менее грубошерстными, длина земной окружности по арабскому измерению оказывается равной: 0.(4)*6*6*4*8*4000*56.(6)*360/1000*1000=41.799 км

Прекрасный результат для того времени!»

 

Выделите основные этапы исследований, проведенных в древности и в наши дни.

Определите цель каждого из этих исследований.

Установите методы исследования, применённые на каждом этапе.

Назовите источники информации, которые использовали исследователи в древности и в наши дни.

 

Ответ.

1. Исследования в древности.

 

Основные этапы:

1) Наблюдение и измерение на местности.

Цель – установить длину меридиана равную одному градусу.

Источник информации – природные объекты (положение звезд, ровная поверхность пустыни, которая позволила точно отмерить необходимое расстояние).

2) Сравнение результатов исследования северной и южной партий арабских астрономов, расчет длины одного градуса по меридиану.

Цель – получить точные результаты.

Источник информации – результаты наблюдений и измерений северной и южной группы.

 

Современные исследования.

 

Основные этапы:

1) Исследование древних рукописей.

Цель – установить величину арабской мили.

Источник информации – старинные рукописи.

2) Наблюдение и измерение волос с ослиной морды.

Цель – установить толщину волос на морде ослов.

Источник информации – природные объекты.

3) Расчет длины дуги меридиана равной одному градусу в километрах и расчет земной окружности по меридиану.

Цель – определить длину дуги меридиана в 1º.

Источник информации – результаты исследований древних арабских астрономов и исследования современных ученых.

 

Вопрос 5. Несмотря на то, что человек в большей степени «существо оседлое», но страсть к перемене мест им все-таки движет. И причины для этого могут быть самые разные: начиная от перемены места жительства (страны, города, населенного пункта) до поездки на работу, в школу, на каникулы; равно как частота поездок и их продолжительность.

Предлагаем вам провести небольшое исследование территориальной подвижности разных поколений.

Силами членов команды организуйте социологический опрос, но так, чтобы его результаты были более или менее репрезентативными (т.е. соответствующими действительности).

Цель опроса – выяснить территориальную подвижность людей разных поколений: поколения ваших дедушек и бабушек, поколения ваших родителей и вашего поколения (членов команды).

Составьте перечень вопросов для социологического опроса.

Проанализируйте полученные данные с составлением таблицы.

Сделайте выводы об особенностях территориальной подвижности людей разных поколений, аргументируя различия, которые вы обнаружили.

 

Ответ.

Выполнение пятого задания условно разделялось на три этапа:

1. Составление анкеты для исследования территориальной подвижности населения.

В широком смысле под территориальной подвижностью понимается все многообразие пространственного движения населения. Сюда включаются не только переезды из одних населенных пунктов в другие, ежедневные поездки на работу или учебу за пределы населенных мест, прибытие в тот или иной район на временные (в том числе сезонные) работы, поездки в командировки, отпуск и другие перемещения, но и те пространственные перемещения, которые совершаются в пределах одного и того же населенного пункта.

Оценивать территориальную подвижность населения можно по разным показателям (например, дальность поездок и их частота). На основе этих показателей надо было сформулировать вопросы анкеты.

2. Проведение исследования. Для получения достоверных данных необходимо опросить достаточно большое количество людей (не менее 100 человек) и учесть два параметра: 1) соотношение между мужчинами и женщинами должно быть примерно одинаковым; 2) количество опрошенных по разным возрастам (поколения дедушек-бабушек, пап-мам, ваших сверстников) должно быть одинаковым.

3. Обработка и анализ полученных данных. При формулировании выводов о территориальной подвижности людей различных поколений необходимо указать причины различий (если они есть).

 

Ответ на вопрос 6.

При ответе на этот вопрос, важно понять, что речь идёт о географических особенностях природы Восточно-Европейской равнины  — рельеф, климат, внутренние воды (реки), почвенно-растительные зоны,  а также  об экологических проблемах.

 

При оценивании  ответов необходимо учитывать:

а) правильную  географическую характеристику природных особенностей равнины;

б) умение составить короткий   географически достоверный  текст.

 

  1. Восточно – Европейская (Русская) равнина – одна из крупнейших по площади равнин земного шара  — это обширный участок земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью, отдельные  участки которого  различаются по высоте. На  её территории выделяются такие виды равнин: низменности( до 200 м над уровнем моря) и возвышенности,  абсолютная высота которых от 200 до 500 м.

Равнинность способствовала передвижению народов из Азии в Европу и обратно, формированию русского народа.

 

  1. Равнинность рельефа способствуют проникновению арктических воздушных масс далеко на юг,  тропических с юго-запада  и умеренных континентальных воздушных масс  с юго-востока — далеко на север, морских умеренных с запада далеко на восток.

Это и объясняет достаточно высокие температуры летом на северном побережье в субарктическом поясе и довольно холодные зимы на юге Русской равнины и смягчает климаты  территорий, отдаленных от побережья Атлантического океана.

 

  1. Речная сеть большей части Восточно-Европейской (Русской) равнины  отличается густотой, что способствовало тому, что наши предки могли использовать волок для  перехода из одной речной системы в другую, а позже соединять  реки  каналами.

Такие особенности речной системы способствовали освоению и исследованию территорий, расселению  населения,  развитию торговых отношений и т.д.

 

  1. Наиболее активно земледельческое освоение территорий велось на юге, в лесостепной и степной полосе, в зоне распространения чернозёмов.

В лесной зоне, где   почвы  менее плодородные,   требовались постоянные  мелиоративные мероприятия — внесение удобрений, защита полей от зарастания, расчистка от камней и валунов. Развивалось  очаговое  подсечно-огневое земледелие, животноводство,

лесной промысел  и  разнообразные ремёсла.

  1. В южных районах России  неправильная распашка  полей приводит к образованию овражной сети  под влиянием временных водотоков, а также выдувание лёгких песчаных почв  при сильных ветродуях, или перенос  и  развевание  неукреплённых песков из одних районов в другие.

 



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

© 2023 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru