Изучение и онисание фауны в полевых условиях
Изучение фауны начинается с предварительного ознакомления по литературным источникам с природными условиями и видовым составом животного мира исследуемой территории.
План описания фауны в полевых условиях.
1. В дневник записываются климатические условия, растительность (по угодьям), виды промысловых животных, виды животных по местам обитания (смешанный лес, опушка лиственного леса, вырубки и др.). Составляется список вредителей полей, луга.
2. Определяется, группа животных, которых следует изучать в походе (звери, птицы, насекомые и т. д.) Для определения видов птиц, насекомых необходимо пользоваться полевыми определителями.
3. В полевых условиях изучение среды обитания животных проводится по биотопам. Для этого составляются маршруты, и описание ведется по методу профилей.
В дневник заносятся: дата, состояние погоды, название биотопа, по которому проходит профиль маршрута, подробное содержание наблюдений за животными:
место встречи;
вид животного;
где замечено (на дереве, на лугу, в кустарнике, на опушке смешанного леса, на вырубке и т. д.);
поведение животного при встрече;
размер, окраска, форма (на глаз);
4. Место встречи отмечается на маршрутной ленте и карте условными знаками.
При обнаружении нор, гнезда, крика или песни птицы установить, кому они принадлежат. На профиле точно обозначаются все виды встреченных животных, норы, гнезда и виды птиц, чей крик, пение было слышно.
При опросе местных жителей, охотников, лесников установите:
а) меры борьбы с вредителями леса и их результаты;
б) меры охраны и восстановления животных;
в) новые виды акклиматизированных животных;
г) какие виды животных исчезли и чем вызвано их исчезновение;
д) как отразилось исчезновение видов животных на численности других видов животных;
е) участие школьников в охране местной фауны.
На карте обозначьте условными знаками все виды животных, обитающих в исследуемой местности.