Какие практические работы по географии в 6 – 9 классах
Практические работы № 3, 4 Ориентирование на местности. Глазомерная съемка с планшетом небольшого участка местности Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса, плана, местных признаков; обучение умению составлять простейший план местности.
- Задание: заполнить таблицы, указав направления и рас-
Практические работы № 5, 6
Определение расстояний,
направлений и географических координат
Цель работы: формирование умений определять географические координаты, направления и расстояния по глобусу и карте; формирование знаний о географическом положении своего населенного пункта.
Практическая работа № 7
Определение по карте положения и высоты гор и равнин, географических координат и высоты отдельных вершин
Цель работы: формирование умений определять географическое положение гор, равнин и их высоту; развитие умений определять географические координаты.
Практическая работа № 8
Обозначение и надписывание на контурной карте названий гор, равнин, вулканов
Цель работы: формирование умений комплексного использования физической и контурной карт.
- Задание: на контурную карту полушарий нанести названия гор, равнин, вулканов, высочайших вершин. Указать 30—
Практическая работа № 9
Определение по карте направления и расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря
Цель работы: развитие умений определять расстояния по карте.
- I. Задание: определить и отметить на контурной карте на-
Практическая работа № 10
Выявление изменений глубин океанов вдоль одной из параллелей
Цель работы: формирование умений определять изменения глубин и объяснять причины изменений.
- Задание: используя шкалу глубин, провести анализ изме-
Практическая работа № 11
Определение по карте географического положения
и глубины морей, географического положения проливов,
островов и полуостровов, рек и озер.
Обозначение и надписывание на контурной карте
морей, рек, озер, проливов, заливов, островов и полуостровов
Цель работы: формирование умений определять географическое положение изучаемых географических объектов.
ГЧяпянир* пять хяпяктрпигтику грпгпяЛичргкогп пплпжрния
Практическая работа № 12
Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов: составление графика температуры, диаграмм облачности и осадков, «розы ветров»; описание погоды за день, месяц
Цель работы: формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой, делать выводы о состоянии погоды, давать описание погоды.
- Задание: используя данные наблюдений за погодой:
Практическая работа № 13
Ознакомление с компонентами природы своей местности,
с проявлением связи между ними на примере
природных комплексов, различие которых
обусловлено рельефом:
использование населением, изменение, охрана.
Составление описания природного комплекса (на местности)
Цель работы: формирование умений показывать взаимосвязь между природными компонентами конкретного природного комплекса, влияние рельефа на компоненты; составлять описание изучаемого природного комплекса.
Практическая работа № 14
Определение положения государства на материке; нанесение на контурную карту границ государств, названных в теме, столиц и определение их географических координат
Цель работы: формирование умений работать с политической картой мира, определять положение государств; развитие умений определять географические координаты.
- Задание: используя политическую карту мира, определить географическое положение и дать краткое описание стран: России, США, Китая, Бразилии, Нигерии (по выбору).
Практическая работа № 1
Определение географических координат крайних точек Африки; обозначение и надписывание на контурной карте названий изучаемых в теме географических объектов
Цель работы: выявление особенностей географического положения материков; развитие умений комплексного использования физической и контурной карт.
Практическая работа № 2
Определение по карте
и нанесение на контурную карту элементов,
характеризующих физико-географическое положение материка
Цель работы: выявление особенностей физико-географического положения Южной Америки и их отражение на контурной карте.
- Задание:
Практическая работа № 3
Выявление по картам взаимосвязей между компонентами в одном из природных комплексов Южной Америки
Цель работы: развитие знаний о взаимосвязи компонентов природного комплекса; формирование умений комплексного использования различных карт атласа.
- I. Задание: с помощью схемы показать взаимосвязь природных компонентой r:
Практическая работа № 4
Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, отражение результатов в таблице
Цель работы: формирование умений доказывать разнообразие климата внутри одного климатического пояса, выявлять причины, обусловливающие это разнообразие.
- Задание: на контурную карту нанести границы климатических поясов Северной Америки, выделить климатические области в пределах климатических поясов.
2_ Зяляние: гпявнить климатические области в поеделах cv6-
Практическая работа № 5
Составление по картам и другим источникам знаний
описания природы, населения
и его хозяйственной деятельности
одной из названных в программе стран материка
(в форме развернутого плана)
Цель работы: формирование умения, используя различные карты атласа, составить краткую характеристику природы, населения и его хозяйственной деятельности любой из изучаемых стран.
. .Чяляние! пплгптпяитк впятит уяпяктрпигтику ппипппм
Практическая работа № 6
Выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа Евразии, обозначение их на контурной карте; сравнение с другими материками
Цель работы: формирование умения сопоставлять карту строения земной коры с физической картой с целью выявления особенностей расположения крупных форм рельефа, сравнивать рельеф материков.
- Задание: на контурной карте с помощью цифр обозначить
Практическая работа № 7
Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам
Цель работы: формирование умений анализировать климатические диаграммы и делать вывод о типе климата.
- Задание: используя предлагаемый план, дать характери-
Практическая работа № 8
Составление характеристики одной из рек материка по плану
Цель работы: формирование умений составлять характеристику реки, используя различные карты атласа, учебник, дополнительную литературу.
Т .Чяпянир.! используя капты атласа и план характеристики
Практическая работа № 9
Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии
и Северной Америке, выявление причин сходства и различий
в чередовании зон
Цель работы: выявление причин, обусловливающих чередование природных зон и различие в их расположении на материках Евразия и Северная Америка.
- Задание: а) Выписать все природные зоны Евразии и
Практическая работа № 10
Составление по картам и другим источникам знаний комплексного описания одной из стран Евразии
Цель работы: формирование умений комплексного использования различных источников географических знаний для описания природы, населения и хозяйства отдельной страны.
- Задание: дать географическую характеристику одной из
Практическая работа №11
Выявление связей между компонентами природных комплексов, обусловленных различиями в получении тепла и влаги; описание природных комплексов с выявлением их особенностей и характера воздействия на них человека; отражение результатов работы в таблице
Цель работы: конкретизация знаний о воздействии света, тепла и влаги, хозяйственной деятельности человека на компоненты природного комплекса.
Примечание: практическая работа проводится на местности,
Практическая работа № 12
Составление простейшего плана местности, на которой изучаются природные комплексы
Цель работы: развитие умений самостоятельно составлять план местности и ориентироваться на ней при движении.
- Задание: составить простейший план местности, в преде-
Практическая работа № 1
Ознакомление с общими и тематическими картами атласа, планами города и района, туристическими схемами, атласами дорог; решение простейших задач (определение расстояний, направлений, абсолютных и относительных высот)
Цель работы: формирование умений отбирать нужные источники картографических знаний и использовать их для практических целей.
- Задание: по Физической каоте России опоелелить:
Практическая работа № 2
Определение по физической карте
географических координат крайних точек, границ РФ,
нанесение их на контурную карту
Цель работы: формирование знаний об особенностях географического положения РФ.
Задание: по физической карте атласа:
Я ПППРПРТТИТк [(«nQUUUP ТПиУМ MCIJ
Практическая работа № 3
Решение задач на определение поясного времени
Цель работы: формирование умений определять поясное время. 1. Задание:
я\ Пппрпрутнт^ на гкппикп гпд пирпй Чрлд тта
Практическая работа № 4
Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий
Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.
I, Задание: сравнить содержание тектонической и
Практическая работа № 5
Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных географических объектов, определение состояния погоды по синоптической карте
Цель работы: формирование умений работать с различными типами климатических карт и с синоптической картой. 1. Задание:
Практическая работа № 6
Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования
Цель работы: формирование умений составлять развернутую характеристику реки, используя различные источники информации.
Зялянис! с ппмптпмп кяпт и учебника вычислить падение
Практическая работа № 7
Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон
Цель работы: формирование умений на конкретных примерах показывать взаимосвязи, существующие между природными компонентами в природной зоне.
Данная практическая работа может быть проведена в форме
Практическая работа № 8
Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов
Цель работы: формирование умений оценивать условия жизни и деятельности человека в любом из природных районов. 1. Задание: используя карты атласа, оценить условия жизни
Практическая работа № 9
Обозначение на контурной карте всех республик, г входящих в состав Российской Федерации
Цель работы: формирование умений работать с картой административно-территориального деления России.
^ НЯ КПНТУП F
Практическая работа № 10
Определение учащимися по статистическим источникам . плотности населения и доли городского и сельского г
населения в своей местности. Сопоставление со средними показателями по стране
Цель работы: формирование умений работать с демографическими показателями и картой плотности населения, сравнивать показатели и делать выводы.
Практическая работа № 11
Определение по статистическим материалам тенденций _1 изменения числа занятых в сфере хозяйства
Цель работы: развитие знаний о населении России, формирование умений работать со статистическими материалами, характеризующими занятость в различных сферах хозяйства, делать выводы на основе их анализа.
- Задание: заполнить таблицу и сделать вывод о тенденциях в занятости населения России.
Практическая работа № 12
Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения
Цель работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.
- Задание:
Практическая работа № 13
Характеристика одного из районов добычи нефти, угля или газа по картам и статистическим материалам
Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику топливной базы по картам и статистическим показателям.
- Задание: сравнить основные показатели двух-трех уголь-
Практическая работа № 14
Составление типовой схемы агропромышленного комплекса
Цель работы: углубление знаний об агропромышленном комплексе, формирование умений отражать графически (с помощью схем) взаимосвязи отраслей сельского хозяйства с промышленным производством.
Практическая работа № 15
Определение эффективности приближения I группы обрабатывающих производств пищевой промышленности к сельскохозяйственным предприятиям
Цель работы: формирование умений проводить простейшие расчеты для доказательства необходимости приближения пищевой промышленности к сельскохозяйственному сырью.
- Задание:
Практическая работа № 16
Характеристика одной из транспортных магистралей но типовому плану
Цель работы: формирование умений давать характеристику транспортной магистрали, используя различные источники информации.
- Задание: дать характеристику одной из транспортных магистралей нашей страны по плану:
Практическая работа № 17
Изучение местного предприятия на экскурсии и описание его по плану (работа проводится в ходе изучения отрасли, к которой относится выбранное предприятие)
Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику местного предприятия на основе материалов, полученных на экскурсии.
- Задание: дать хапактепистику местного ппедпоиятия по
Практическая работа № 18
Составление экономико-географической характеристики территории
Цель работы: формирование знаний о последовательности экономико-географической характеристики территории, умений составлять такие характеристики.
- Задание: составить экономико-географическую характеристику территории по плану:
Практическая работа № 19
Изображение на контурной карте схемы внешних территориально-производственных связей Центральной России
Цель работы: углубление знаний о разделении труда; формирование умений отражать на контурной карте производственные связи, существующие между районами.
- I. Задание:
Практическая работа № 20
Составление экономико-географической характеристики промышленного узла (по выбору учителя)
Цель работы: углубление знаний о взаимосвязи различных отраслей производства; формирование умений составлять экономико-географическую характеристику промышленного узла на основе экономических карт и текста учебника.
- Задание: используя экономическую карту района, вы-
Практическая работа № 21
Составление по различным источникам характеристики одного из ТПК Восточного макрорегиона
Цель работы: формирование умений составлять характеристику ТПК на основе комплексного использования карт атласа, схем и текста учебника.
Задание: дать характеристику ТПК (по вашему выбору), рас-
Практическая работа № 22
Сравнительная характеристика регионов, входящих в состав Российской Федерации
Цель работы: углубление знаний по географии регионов РФ; формирование умений сравнивать хозяйства республик по заданным признакам, вычленять черты сходства и различия.
- Задание: сравнить регионы, входящие в состав России,
Самостоятельная работа № 1
Определение по картам географического положения территории
Цель работы: установить особенности географического положения своей республики (края, области).
Работа предусматривает определение физико-географического и экономико-географического положения. Данные понятия
Самостоятельная работа № 2
Определение по картам плотности и особенностей размещения населения
Цель работы: получить знания об особенностях населения своей местности, о районах с наибольшей и наименьшей плотностью населения.
Самостоятельная работа № 3
Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов
Цель работы: установить особенности природных условий и ресурсов своей местности.
Последовательность работы:
Самостоятельная работа № 4
Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства
Цель работы: определить территориальные взаимосвязи основных отраслей хозяйства своей республики (края, области). Последовательность работы:
Rkiujtphhtk птпягл»
Самостоятельная работа № 5
Составление экономико-географических характеристик ТПК, промышленных узлов и других форм организации хозяйства
Цель работы: получить знания о различных формах организации народного хозяйства на территории своего региона. Последовательность работы:
Самостоятельная работа № 6
Характеристика мероприятий по охране и преобразованию природы
Цель работы: ознакомление с состоянием окружающей среды и подходами к рациональному природопользованию. Последовательность работы:
- Огтпрлрлить прнпвнмр иг
( ммостоятельная работа № 7
( оставление картосхемы внешних экономических связей (| использованием данных производственной экскурсии)
Цель работы: определить внешние экономические связи своей ргспублики (края, области) с другими регионами РФ, с другими i i ранами.
Последовательность работы:
Практическая работа № 1
Характеристика политико-географического положения страны (по выбору)
Цель работы: научить учащихся оценивать политико-географическое положение страны, выявлять положительные и отрица-и’льные черты, отмечать изменение ПГП во времени.
- Задание: используя необходимые карты, справочную лите-
Практическая работа № 4
Построение картосхемы размещения основных районов энергетической, машиностроительной, химической отраслей промышленности мира (по выбору) .
Цель работы: развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью отбора и фиксации на контурной карте промышленных районов и стран с высоким уровнем развития отраслей обрабатывающей промышленности.
Практическая работа № 5
Составление экономико-географической характеристики iфаны (по выбору)
Цель работы: развитие умений давать экономико-географиче-I кую характеристику страны, используя различные источники i (‘((графической информации.
- Задание: дать характеристику экономико-географического
Практическая работа № 6
Составление картосхемы производственных связей стран
Цель работы: формирование умений с помощью картосхем отражать существующие производственные связи между отдельными странами.
- Задание:
Практическая работа № 7
Характеристика территориальных диспропорций
в размещении производства
на примере развитых капиталистических стран
Цель работы: развитие и конкретизация знаний о неравномерности социально-экономического развития отдельных стран И регионов мира (районов внутри страны).
- Задание: сравнить уровень экономического развития
Практическая работа № 8
(оставление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран
Цель работы: формирование умений сравнивать различные страны по основным экономико-географическим показателям, иминлять черты сходства и различия.
Практическая работа № 9 •
Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки (по выбору)
Цель работы: развитие умений сравнивать отдельные страны, выделяя основные особенности природы, населения, хозяйства, отмечать черты сходства и различия, объяснять причины этого.