Литературный Воронеж

Работа по собиранию, обработке и анализу фольклорного материала в Воронежской области началась еще в Х1Х веке. Первые записи воронежских песен и пословиц были сделаны известным воронежским поэтом – А.В.Кольцовым. Эту же работу продолжили: поэт И.С. Никитин, знаменитый издатель русских народных сказок, фольклорист и мифолог А.А. Афанасьев, писатели А.И. Эртель, Е.М. Милицина и настойчивый энтузиаст распространения воронежской народной песни  М.Е. Пятницкий.

В  «Воронежском литературном сборнике», изданном в 1861 г. были опубликованы пословицы и поговорки, собранные А.В. Кольцовым, свадебные обряды, несколько  поверий, народные песни, запись былины о битве Ильи Муромца с сыном. В нашем крае родились и такие былины, как «О бытии Ильи Муромца с сыном» и «О богатыре Мишуте Даниловиче».
Крестьяне  хорошо представляли себе что такое былина, некоторые знали по именам былинных богатырей, отдельные отрывки, эпизоды. Ряд былинных божеств передавался в виде сказок. Былины, по своему размеру и по характеру исполнения ближе всего к песням. Особенностью их является то, что они иногда «играются», т. e. поются хором.
Песни – былины посвящены они народным героям и описывают исторические события. Названия таких песен – былин говорят сами за себя: «Князь Михайло», «Взятие Астрахани», «Князь Василий Васильевич Голицин», «Казнят князя Долгорукого», «Воровал тут вор Копейкин»),  былина об Илье Муромце и баллада «Князь Волконский и Ваня-клюшничек».
Выражение любви к природе нашло отражение  в народных песнях –«Горы», «Лучина», «Долина», «Снежки белы, лопушисты», «Кукушечка кукует», «У нас по морю», «Сарафанчик».
В книге Е.Э. Линевой мы встречаем удивительное по выразительности описание об исполнения лирической песни воронежской крестьянкой Степанидой Дмитриевной Кашириной: «Она запела мою любимую песню «Лучинушку», которую я всюду искала… «Ой, да лучина моя, лучинушка», – заводит Митриевна своим звучным голосом. «Ах, что же ты, моя лучинушка, не ярко да ты горишь?» – голосами, в которых  звучат упрек и жалость, подхватывают другие бабы, вместе на одной ноте, и сейчас же расходятся врассыпную, на разные на разные подголоски. Митриевна проводит до конца главную мелодию, но дает полную волю другим голосам, сдерживая всех вместе и соединяя их без всяких внешних приемов. Все смотрят на нее и невольно подчиняются ея властному взгляду, заражаются ея вдохновением, ея сдержанною страстностью. Две из баб поют низкими голосами. То примыкая к Митриевне, то отделяясь на нее на мгновение и опять сейчас же сливаясь с ее голосом. А над низкими голосами старух вьются звонкие молодые голоса. Каждый ведет свое, ни один не пропадает и не теряет своего характера. Оттого гармония целого так полна и жизненна…»
Говоря об истории собирания воронежской песни,  нельзя не вспомнить славное имя Митрофана Ефимовича Пятницкого. М.Е. Пятницкий родился и вырос в самом сердце России, в самом живописном уезде Воронежской губернии – Бобровском, ставшим поистине настоящей сокровищницей для воронежских фольклористов. Сказки, легенды, песни бережно сохранялись здесь из поколения в поколение.
Село Александровка – родина М.Е. Пятницкого –  и по сей день является одним из песенных центров Воронежской области. Там действует свой народный хор, существует богатый краеведческий музей, живут люди, хранящие славную песенную традицию.
Сказки Анны Куприяновны Барышниковой («Как братья правду искали», «Иван-болтун», «Золотой колодец», «Барин и швец», «Умная жена») и Анны Николаевны Корольковой («Еруслан Лазаревич», «Сестрица Аленушка», «Мальчик с пальчик»,  «Овсинка») известны далеко за пределами Воронежской области.
Анна Куприяновна Барышникова (1868-1954) происходила из семьи сказочников: и ее отец Куприян, и ее дед Левон были известными во всей округе сказочниками. Жили они в селе Большая Верейка.
Сказки Куприянихи, а их исследователи насчитывают 116, — социально-бытовые, о животных и волшебные. Традиционные герои волшебных сказок у Куприянихи    показываются в разнообразных сюжетных ситуациях, украшены меткими сравнениями и метафорами, оживлены рифмой: «Огромный мир  красочных чудесных образов встает перед нами. Верхом на золотом коне скакал Иван-меньшой за котом-игруном, гусаком-плясуном и лисицей-цимбалкой. Братья-охотники шли через крутые горы, густые леса, синие моря искать птицу прекрасную — перья красные, мудрая Марья-Королевна, сидя в жарко натопленной горнице, потешалась над своими незадачливыми женихами, а Иванушка-дурачок, обратав козла, ехал свататься к ней. По царскому саду, надкусывая краснобокие яблочки, тайно ходила девушка-безручка, оклеветанная злою невесткой. Хитрый царевич-дроздовик, прикинувшись нищим побирушкой, выгонял дурь из своей строптивой невесты-княжны, приучая ее к мужицкой пище и труду».
Сказки А.К. Барышниковой полны экспресси, они необычайно красочны, богаты красным словцом, насыщены юмором. Вот как начинается сказка «Иван-болтун»:
«В некотором царстве, в некотором государстве жили старик со старухой. Что старик ухлопает, то старуха слопает. Встает рано старик и говорит:
Вставай, старуха, разогревай мне сковородку, пошел я на охотку.
Ходил-ходил по лесу – никакого вещества не нашел. А старуха сковородку грела, пока она не покраснела.
Идет старик – сидит птичка, под ней двадцать одно яичко».
Чтобы узнать, что же было дальше, надо прочитать сказки бабушки Куприянихи.  Сегодня это не так легко сделать, ведь они сохранили особенности языка прошлых столетий: «В некотором царстве, в некотором государстве, в том, в котором мы живем, под номером седьмым, иде мы сядим, снег горел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не ряшили»; «Прилятела баба-яга. – Русь-кость пахня! – Ух, – говорить (красавица), – по Руси лятала и Руси набралась! Она ягу накормила, напоила и спать положила».
Другой выдающейся воронежской сказочницей была Анна Николаевна Королькова. Она родилась в 1892 году, в селе Старая Тойда Анненского района Воронежской области в семье крестьянина-бедняка. Любовь к народной сказке и песне Анна Николаевна унаследовала от своего деда, который еще в детстве был поводырем  слепых певцов, от своей матери и крестьянина – «старого старика» – Степана Ивановича Растругина, в доме которого будущая сказочница работала в няньках. В послевоенное время А.Н.Королькова жила в Воронеже и часто выступала со своими сказками в самых разных аудиториях.

Для сказок Корольковой наиболее характерными являются  положительные герои богатырских и «волшебных», которые воплощают в себе идеал ума, силы, храбрости, бескорыстия, простодушия, красоты. Сказочные богатыри в сказках Корольковой являются защитниками родной земли, бедных, вдов, сирот. Такова, например, сказка «Заветный меч кладенец и Волшебное кольцо».

В годы Великой Отечественной войны у народных сказителей появились новые сказания, лучшие из которых: «Богатырь-освободитель и Змей-горыныч», «Мудрая мать», «Заветный меч-кладенец и волшебное кольцо», «Волк-людоед», «Как тетка Авдотья фашиста поймала», «Как фашистский генерал к партизанам попал». Это песни и плачи: «Причитание по угнанным в фашистскую неволю советским девушкам», «Плач по убитым в боях за Родину», «Причитание по замученным фашистами советским гражданам». Это песни-переделки («Катюша», «На закате ходит Гитлер») и   частушки того времени.
Народное творчество не ограничивалось только сказаниями, былинами, сказками. Из уст в уста передавались многочисленные пословицы, присказки, колыбельные,  считалки, пословицы и поговорки
Воронежский край издавна славится как край песенный. В 1911 г. Митрофан Ефимович Пятницкий создал крестьянский хор. Чарующая деревенская поэзия сохранялась в песне в первозданной чистоте и удивительной красе. Время меняет не только сказки, но и песни.  В песнях Воронежского хора  звучали слова о патриотизме народа-богатыря:



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

© 2021 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru