Методические рекомендации по составлению рабочих программ и календарно-тематического планирования по географии в свете требований ФГОС.

Учитель года Работая в условиях внедрения Государственных стандартов нового поколения, важной особенностью которых является усиление внимания к конечным результатам учебно-воспитательного процесса, а понятие «результат» должно трактоваться с позиций деятельностного подхода. Для учителя–практика важно понимание, что результаты учебно-воспитательного процесса делятся на:

Учитель года 2010

метапредметные (или надпредметные) результаты, которые отражаются в сформированности универсальных учебных действий (читай — общеучебных умений),

предметные результаты, специфичные для географии ЗУНы,

личностные результаты, формирующиеся у учеников благодаря овладению вышеуказанными умениями, т.е. развитие его личности.

Учителя географии работают по учебникам  разных линий, которые отличаются друг от друга методической концепцией, распределением содержания по классам, рассчитаны на разное количество часов. Поэтому предлагаемые методические рекомендации носят общий характер и не привязаны ни к одному из учебников. Учитель может менять логику изучения, количество часов, отводимых  на ту или иную тему, по своему усмотрению.

Как подготовить, провести и проанализировать урок

в соответствии с требованиями ФГОС

  1. Качество преподавания – ведущий фактор повышения качества образования учащихся в условиях внедрения нового ФГОС. Эффективный урок – основной педагогический инструмент реализации требований ФГОС. На практике пока что нет ни того, ни другого.
  2. Отличительные аспекты современного учебного занятия (урока), реализующего требования ФГОС, системно-деятельностного и компетентностного подходов:
  • современный взгляд на урок как искусственную, открытую, динамичную, централизованную систему, предусматривающую взаимодействие как минимум двух субъектов, приводящее к появлению нового качества. Все системы этого вида имеют абсолютно одинаковую структуру (цель/результат, субъект-объект (второй субъект), содержание, способы деятельности, формы и методы);
  • наличие природосообразной методической структуры учебного занятия как универсальной модели, позволяющей реализовать «трехфазный» ритм процесса познания, построить урок «восхождения к смыслу» изучаемых понятий, явлений, объектов пониманию учащимся места, роли, значения, ценности изучаемого нового в  мировоззрении субъекта, его Я — концепции;
  • алгоритмизация обучения на уроке  – основополагающий принцип реализации системно-деятельностного подхода в освоении базового уровня универсальных учебных действий учебно-познавательной деятельности детей. Без алгоритмизации невозможно овладеть базовым, а значит в дальнейшем и повышенным (функциональным) уровнем ни регулятивных, ни информационно-коммуникативных, ни познавательных УУД;
  • стартовая диагностика уровня сформированности УУД обучающихся как основа для проектирования и мониторинга реализации индивидуальных программ развития учебно-познавательной и поведенческой деятельности детей;
  • индивидуализация обучения на уроке – ведущее условие, при соблюдении которого «каждый без исключения ученик имеет возможность получить качественное образование». Все учащиеся должны получить условия для реализации третьего блока планируемых результатов ФГОС. Поэтому обучение должно проводиться на высоком уровне трудности в зоне ближайшего развития как «сильных», так и «средних» и «слабых» детей. Такое обучение требует от учителя умения создавать и профессионально грамотно использовать систему дидактических учебных задач разного уровня трудности для активного включения каждого ученика на каждом этапе занятия в развивающий цикл УПД;
  • увеличение доли самостоятельной работы учащихся по добыванию и отбору необходимой новой информации непосредственно в ходе урока на базе предварительного обучения применению ими обобщенных способов информационно-коммуникационной деятельности в условиях информационно-образовательной среды школы, характеризующейся избыточным, а не дозированным объемом информации. Постепенное и адекватное уровню развития учебно-познавательной деятельности и, как следствие, степени готовности учащихся к самостоятельной работе изменение функций и отношений педагога с учащимися в ходе урока: от отношений наставничества к отношениям партнерства (сотрудничества) и сотворчества;
  • системно-деятельностный подход к обучению предполагает изучение и  освоение учебного материала каждой темы, учебного предмета в виде укрупненной дидактической единицы и целостной единицы информации, что позволяет воссоздать в сознании обучающихся целостную картину мира, развивать память, способности к свертыванию и развертыванию знаний для их успешного применения на практике. Учебный процесс должен иметь логически завершенный познавательный характер на каждом из этапов занятия;
  • системно-деятельностный подход на уроке предполагает создание системы управления качеством процесса обучения со стороны учителя как основы для получения качественного конечного результата – овладения учащимся умением учиться (добывать необходимые знания, осваивать и применять УУД на практике) и управлять собственной познавательной деятельностью, а также поведением в условиях знакомой и незнакомой окружающей среды, социума.
  1. Современный подход к анализу и оценке качества урока:
  • требует решительного отказа от поэлементного (аспектного) анализа учебного занятия, который применялся ранее, исходя из представлений об уроке как суммативной (интегрированной) системы. Системы такого вида не имеют единой структуры и определенного количества компонентов в отличие от деятельностных систем;
  • наиболее перспективным и адекватным направлением к анализу и оценке качества современного урока с учетом требований системно-деятельностного подхода и нового ФГОС является системный анализ на основе над предметного (управленческого) подхода. Его использование позволяет оценить не только качество (как совокупность результативности и эффективности) совместной деятельности педагога и учащихся, но и степень соответствия уровня ключевых компетентностей педагогов зоне ближайшего развития УУД учебно-познавательной деятельности детей;
  • требует высокого уровня профессиональной компетентности эксперта, владения им обобщенным способом ведения экспертизы качества совместной образовательной деятельности субъектов педагогической системы.

 

Постановка целей обучения как условие  реализации  требований  Федерального государственного образовательного стандарта

В «Примерной программе по учебным предметам. География. 6-9 классы», – конкретные требования также отсутствуют, а дана характеристика  основных видов деятельности ученика. Данная ситуация ставит учителя перед необходимостью самостоятельного определения  требований к ожидаемым результатам обучения. Важно определять цели и задачи к разделу, теме и конкретно к каждому  уроку. Причём эти цели необходимо задавать с учетом ожидаемого уровня формирования умений школьников: базового и повышенного.

Цель следует определить как ожидаемый результат обучения, складывающийся из описания поведения (действий), которые должен продемонстрировать ученик, чтобы подтвердить свою компетентность в изучаемом вопросе.

 

Итак, заданные цели обучения — критерий для отбора содержания учебной работы школьников, используемых источников информации и методов обучения. Упражнения, контрольные вопросы, итоговые задания можно применять или составлять только тогда, когда заданы ожидаемые результаты обучения.

Без этого учитель не сможет грамотно организовать и контролировать учебный процесс, а учащемуся  постановка целей обучения помогает

— сконцентрировать внимание на существенных сторонах учебного материала,

 — сознательно направлять усилия на достижение этих целей,

 — прогнозировать и оценивать свои результаты.

Сообщить ученикам о цели обучения, значит пригласить их к разговору на равных, проявить к ним уважение и разделить с ними ответственность за результаты учебной работы.

Следует учитывать, что формулируя цели обучения в рамках урока, равно как и ожидаемые результаты обучения, учитель действует в рамках сложившихся в учебном заведении условий обучения и учитывает:

особенности линий,  УМК, по которым ведётся обучение,

оснащение кабинета географии различными средствами обучения,

существующие в школе профили обучения.

Формулирование цели обучения

Цель обучения определена, если её формулировка позволяет ответить на три вопроса:

что сможет делать учащийся?

при каких условиях он это сможет делать?

каковы критерии оценки деятельности учащегося?

И если на каждый вопрос следует явный ответ, значит, цель определена достаточно полно.

Пример 1.

В федеральном компоненте стандарта основного общего образования по географии, утвержденного Министерством образования и науки, в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», зафиксирована такая цель обучения:

«В результате изучения географии ученик должен знать и понимать различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения».

Следует отметить, что слова «знать и понимать» описывают лишь состояние ученика, оценить которое не представляется возможным. Цель обучения должна содержать описание действий ученика, подлежащих оценке, т.е. выражаться с учётом специфики деятельностного обучения.

В ходе подготовки к уроку эта цель должна быть определена следующим образом:

«После изучения курса географии учащиеся основной школы смогут:

перечислить не менее трех общих черт и не менее трех различий плана, глобуса и карты;

указать в полученном списке географических карт те из них, которые относятся к тематическим, общегеографическим или являются планом местности;

распознавать (называть) условные знаки (элементы легенды) на географической карте, плане, глобусе;

соотносить объекты, отображённые на географической карте, плане, глобусе с их фотоизображениями;

перечислить не менее трех способов картографического изображения объектов;

выбрать карту необходимого масштаба для решения учебной задачи;

аргументировать в письменной форме принципы выбора картографического источника для решения поставленных учебных задач».

Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, научиться осуществлять деятельность.

Деятельность учителя заключается

в проектировании учебной деятельности,

организации учебной деятельности,

управлении учебной деятельностью, а не в передаче знаний.

Таким образом, специфика деятельностного обучения – не усвоение готового знания, а создание условий для его происхождения.

Пример 2. В ходе работы над курсом «География материков и океанов» была описана цель обучения:

“Обучаемый должен распознать в предложенном ему тексте посвященном  географическому положению Африки, ошибки, которые связаны с ложным представлением о географической карте мира до эпохи Великих географических открытий”.

Действие ученика, связанное с демонстрацией достижения этой цели, невозможно наблюдать непосредственно. Его необходимо операционализировать, т.е. выразить в явном виде, связать с “видимым” действием или индикатором.

В результате подобного уточнения целей обучения формулировка изменилась:

“Обучаемый должен распознать (найти и выделить, подчеркнуть…, ) в предложенном ему тексте, посвященном географическому положению Африки, ошибки, которые связаны с ложным представлением о географической карте мира до эпохи Великих географических открытий”.

Таким образом, выполнено преобразование неявного исполнения в явное.

Условия реализации целей обучения

В ходе разработки ожидаемых результатов обучения, определяя условия выполнения действий учащегося, необходимо поставить следующие вопросы:

Что разрешается использовать обучаемому  в ходе исполнения  ожидаемых от него действий?

Включает ли описание целей обучения указания на эти действия?

В какой форме могут быть представлены результаты действий?

Пример.

В процессе разработки целей обучения в курсе «География России» одна из них была сформулированы так: «Ученик должен определить показатель специализации района по какому-либо виду продукции».

Для учителя формулировка ясна. Однако для школьника надо привести пример. Тогда цель учебной деятельности будет выглядеть так: «Ученик на основе анализа статистических материалов должен рассчитать показатель специализации экономического района по какому-либо виду продукции с помощью формулы K=П/Н, где П — доля продукции района в общем производстве страны (по данной отрасли); Н – доля населения района в общем населении страны».

Условия  достижения цели необходимо определять и для формирования индивидуальной траектории обучения школьников, изменяя сложность (уровень) задания. С помощью достаточно простого примера, описанного выше, решается задача формирования базовых учебных навыков работы с источниками информации, а первую очередь статистическими. Однако, если изменить условия в описании учебной задачи и предложить учащимся самостоятельно найти способ определения специализации района (на основе рекомендуемых источников информации), то это приведёт к изменению сложности задания, расширению формируемых учебных умений.

Критерии оценки реализации целей обучения

Критерии должны быть сообщены учащимся для того, чтобы зафиксировать, как будет оцениваться выполнение требуемого действия. Наиболее часто встречающийся критерий — точность (безошибочность) выполнения требуемых действий, которую можно определить по количеству ошибок. Быстрота выполнения действия — также типичный пример использования критерия в описании целей обучения.

Пример: «Установите соответствие между названием страны и её столицей в списке из 30 пар названий за 10 минут».

Критерии позволяют ученику самостоятельно оценить и скорректировать собственные результаты обучения.

Памятка для  формулирования целей обучения.

Шаг 1. Выберите глагол, который лучше всего передает желаемое поведение обучаемого (исполнение). Исполнение описывается только таким словом, которое означает определенное действие. Глаголы “знать” и “понимать” описывают не действие, а состояние ученика, который “знает и понимает”. Напротив, глаголы «перечислять», «указывать», «выбирать», «выделять», «демонстрировать», «соотносить», «написать» и т.п. определяют желаемые действия школьника.

Шаг 2. Определите условия, при которых должно выполняться желаемое поведение. В условиях целесообразно указать:

источники географический информации, к которым может обратиться учащийся для выполнения учебной задачи (например, «с помощью физической карты РФ»),

способ, методику выполнения задания. Например, «в письменной форме дайте характеристику географического положения Уральских гор, используя материал таблицы №4 «Приём определения географического положения гор».

Шаг 3. Сделайте черновой набросок формулировки цели, используя выбранный вами глагол и условия.

Шаг 4. Напишите  критерии, которым должно удовлетворять желаемое исполнение. Эта часть описания цели обучения поможет ребёнку самостоятельно оценить уровень выполнения здания.

Шаг 5. Отредактируйте получившуюся формулировку, стараясь сделать её, по возможности, ясной и лаконичной. Обратите внимание на соответствие исполнения и условий.

 

            Программа по географии для 5-9 классов в свете требования ФГОС ООО, предусматривает решение следующих основных задач:

— обеспечение соответствия образовательной программы по предмету требованиям Стандарта;

— обеспечение преемственности изучения в начальной школе курса «Окружающий мир» и начального курса географии в 5, 6 классах;

— достижение планируемых результатов освоения программы по предмету;

— формирование образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

— выявление и развитие способностей обучающихся, их профессиональных склонностей через систему организации проектной деятельности, наблюдения и практических работ в географической среде;

— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности.

В основе реализации программы географического образования должен лежать системно-деятельностный подход.

При составлении рабочей программы необходимо учитывать психолого-педагогические особенности развития детей 11-15 лет, связанные:

— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы, к овладению этой учебной деятельностью;

— с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) качественного преобразования учебных действий от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

— с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества.

Рабочие программы по учебным предметам учителем составляются на основе следующих документов:

Структура рабочей программы

Титульный лист

1.Пояснительная записка

Указать цели и задачи обучения. Указать рабочую программу издательства, на основе которой составлена данная программа. Общая характеристика предмета. Описание места учебного предмета в учебном плане. Таблица тематического распределения часов. Обоснования изменения практической части.

2. Результаты обучения (на личностном, метапредметном и предметном уровнях).

3. Содержание обучения

Перечислить изучаемые разделы и темы с указанием числа часов по разделам и темам, которые будут изучаться при раскрытии этого раздела и темы.

4. Перечень практических работ

При необходимости.

5. Требования к подготовке учащихся по предмету

Перечислить требования в соответствии с ФГОС ООО.

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Список литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплект (УМК).

 

Рекомендации по составлению календарно-тематического планирования.

При составлении КТП для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО рекомендуется добавить два столбца: содержание и результаты обучения (УУД). В содержании отмечается основное содержание по темам из тематического планирования программы издательства или примерной программы. Результаты обучения используются из тех же источников, но на уровне характеристики основных видов деятельности учеников (на уровне учебных действий). Однако можно отметить, что в примерной и программе издательств представлены в основном познавательные универсальные действия. Поэтому учителю рекомендуется самостоятельно выделить личностные, регулятивные и коммуникативные УУД. Также предлагается в виде значков отметить каждый УУД. Пример: (Л) — личностные УУД; (Р) — регулятивные УУД; (П) — познавательные УУД и (К) — коммуникативные УУД.

Доцент ВИРО Чурляев Ю. А.

 



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

© 2024 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru