Национальные религии
Локализация национальных религий. Одной из наиболее распространенных национальных религий является индуизм, который исповедуют несколько сот миллионов человек, преимущественно в Индии (95% всех индуистов). С некоторой долей условности индуизм можно считать мировой религией, поскольку его приверженцы, кроме Индии, живут в Пакистане, Бангладеш, Непале, Шри-Ланке.
Последователи индуизма есть также в ЮАР, на о. Бали (Индонезия), в Маврикие и некоторых других районах Земли (особенно в странах Юго-Восточной Азии и Африки, куда он был привнесен в разное время переселенцами из Индии).’ Однако Пакистан и Бангладеш (районы концентрации большинства индуистов из оставшихся 5%) в прошлом входили в состав единой Индии, поэтому индуизм традиционно считается национальной религией.
Весьма многочисленны ряды приверженцев конфуцианства — одной из китайских религий и одновременно философско-этической системы, разработанной в V в. до н. э. в Древнем Китае мыслителем Конфуцием. Главное в конфуцианстве — вопросы этики, морали и управления государством. Цель каждого конфуцианца — нравственное самоусовершенствование, почтительное уважение к старшим, почитание родителей и т. п. Общая численность последователей конфуцианства неизвестна.
Гораздо меньше последователей даосизма — другой религии Китая, выросшей из философии даосизма (вероятно, несколько миллионов человек). В основе этого вероучения — поиски вечного счастья, достигаемого 10 добродетелями (сыновний долг, терпение, самопожертвование и т. п.). Основная цель приверженцев даосизма — достижение долголетия, для чего используется множество методов, начиная со специальной диеты и кончая различными физическими упражнениями.
Такой же «компактной», узколокализованной религией (социально-философским учением) является синтоизм, сложившийся в Японии еще в средние века и впоследствии принявший форму культа (обожествления) императорской династии. Приверженцами синтоизма являются многие японцы (несколько десятков миллионов человек).
Как было сказано выше, к числу национальных религий относится также иудаизм, возникший в I в. до н. э. в Палестине и распространенный среди евреев. О числе верующих (иудаистов) достоверных статистических данных нет. Большинство приверженцев сосредоточены в двух странах: Израиле (официальная религия государства) и США. Возникнув из языческого политеизма древнееврейских племен, иудаизм впоследствии становится монотеистической религией. Характерные особенности иудаизма: вера в единого бога Яхве, вера в мессию (спасителя), догмат о богоизбранности верующих. Источники вероучения этой религии — Ветхий Завет (признаваемый и более поздним христианством) и Талмуд («комментарии» к ветхозаветным книгам).
Кроме основных религиозных верований, на Земле можно обнаружить многие десятки племенных религий, особенно в Африке, частично в Азии и Океании. Некоторые традиционные религии именуют фетишизмом, в основе которого лежит религиозное почитание фетишей, т. е. материальных предметов, естественных или искусственно изготовленных и наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Другие традиционные религии рассматриваются как разновидность анимизма — веры в существование душ и духов, в наличие фантастических, сверхъестественных существ, будто бы управляющих предметами и явлениями материального и нематериального мира. Третьи местные верования и обряды сводятся к «грубому колдовству» или магии. Магией именуются приемы и действия, которым суеверное воображение приписывает способность непостижимым, сверхъестественным образом оказывать принудительное воздействие на те или иные объекты реального и фантастического мира. Четвертые называются тотемизмом, под которым подразумевается совокупность представлений мифов, обрядов и обычаев, связанных с верой в фантастическое, сверхъестественное родство между людьми, с одной стороны, и животными или растениями (реже — неодушевленными предметами) — с другой.
Проанализировать географию традиционных религиозных верований на планете практически невозможно: эти верования не поддаются точному учету (особенно в Африке).
вопросы и задания
- В чем состоят особенности формационного и цивилизацион- ного подходов к изучению истории человечества? (Вспомните материал курса «Экономическая и социальная география мира».)
- По мнению О. Шпенглера, «умирающая культура» перерождается в цивилизацию. Можно ли согласиться с такой точкой зрения?
- Можно ли утверждать, что гипотетическое племя каннибалов (т. е. людоедов) обладает культурой, т. е. совокупностью материальных и духовных ценностей? Аргументируйте свою позицию.
- Проверьте, как вы усвоили значение следующих терминов и понятий: самоидентификация членов этноса и цивилизации; рядоположенность культур; иерархичность культур; мировая религия; национальная религия; местная религия.
рекомендуемая литература
- Агеева Р. А. Какого мы роду-племени? — М., 2000.
- БаЛандин Р. К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. — М., 1988.
- Бромлей Ю., Подолъный Р. Человечество — это народы. — М., 1990.
Галич М. История доколумбовых цивилизаций. — М., 1990.
- Демография. — М., 2004.
Словарь по экономической, социальной и политической географии. — М., 2003.
Дискуссия на тему
«Мировая и национальная культура»
вопросы для дискуссии
- Существует ли мировая культура?
- Надо ли стремиться к унификации национальных культур?
- Какой смысл можно вложить в выражение «общеевропейский дом»?
- Если общеевропейский дом существует, то каковы его географические границы?
- Что означают выражения «европеизация», «американизация», «русификация»?