Национальный костюм Воронежской области. Презентация с музыкальным сопровождением.
Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества В южнорусском женском костюме или поневном комплексе самой главной деталью была понева. К южнорусским губерниям относятся Воронежская, Тамбовская, Орловская, Нижегородская, Курская, Тульская)
Понева – это прабабушка современной юбки. Понева непременно одевалась поверх рубахи, далее шел передник, затем “навершник” и завершал костюм головной убор. В поневном комплексе ярко выражен многослойный характер русского костюма.
Костюмы отличались друг от друга, но при этом имели общие черты:
— прямой, расширенный к низу силуэт изделия и рукавов;
— преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке;
— использование декоративных узорных тканей с эффектом золота и серебра, отделка вышивкой, тканью другого цвета, мехом.
Древнерусская одежда имела свои особенности: некоторые виды одежды имели рукава длиннее рук. Их обычно собирали в мелкие складки. А если “спустить рукава”, то работать было почти невозможно.
Поэтому о плохой работе говорят, что она сделана “спустя рукава”. Такие платья носили очень богатые люди. Те, кто был победнее, носили короткие платья, лучше приспособленные к ходьбе и работе
nНачиная с 17 века, на землю Воронежской губернии переселилось много украинцев. Поэтому при всей схожести с другими южно русскими губерниями здесь существовали самобытные художественные явления, характерные только для этих мест. Особенно ярко это своеобразие отразилось в народной одежде. Женщины одевали рубахи вышитые шерстяными нитями, вышивка украшала рукава и верхнюю часть рубахи, иногда их расшивали золотыми нитями и блестками, сверху рубахи одевали поневу. Еще одной особенностью костюма этой губернии были: накладной воротник и длинные манжеты – нарушники, полностью закрывающие руки. Нарушники одевали только в особо торжественных случаях, их пришивали к рукавам рубахи или делали съемными. Нарушники украшали лентами, кружевом, бисером. Вокруг головы повязывали налобник, украшая его зеленой полоской ткани. Особенно хороша понева расшитая гладью зелеными, красными, желтыми нитями. Примером умения декорировать одежду, может служить и такой предмет, как передник, он не только защищал одежду, но и создавал цельный цветовой ансамбль.
nВоронежского края была более однотипной, чем женская. В состав костюма входили рубаха, порты, пояс, обувь, головной убор. Праздничные рубахи украшали тканьем и вышивкой по вороту, разрезу на груди, краю рукавов и подолу. Орнаменты на рубахах и техника их исполнения были те же, что и у женских рубах. Как правило, мужские рубахи шили с косым разрезом ворота, то есть – косоворотки. Порты изготовляли из полосатого домотканого материала или набойки. Зимой поверх полотняных портов надевали суконные штаны. Обязательной принадлежностью как женского, так и мужского костюма был пояс. Находиться в обществе без пояса считалось крайне неприличным, а распоясать человека означало обесчестить его. Кроме того, русские считали, что пояс оберегает человека от нечистой силы (особенно от лесных и домашних духов), способствует благополучию и удаче того, кто его носит. У русских широко бытовали тканые, вязанные и плетеные пояса. Изготовляли их из льняной и шерстяной пряжи.
nВерхняя одежда, которую надевали поверх комнатной, была многообразна. Мужская верхняя одежда отличалась от женской отделкой и украшениями, крой же был практически одинаков. Шили верхнюю одежду из сукна, шерстяной ткани, меха и украшали вышивкой, аппликациями из кожи и ткани.
Зимой носили шубы, тулупы, полушубки черного и коричневого цвета. Как правило, надевали их мехом внутрь. Одежда из овчины (тулуп или шуба) была обязательным атрибутом свадебного обряда. Считалось, что мех животного служит оберегом для жениха и невесты от недоброго человека
Национальный костюм Воронежской области. Презентация с музыкой скачать.
Оставьте свой комментарий, спасибо!