Народный костюм Воронежской губернии
Историю края можно узнать, умея видеть и отгадывать тайны, которые до времени скрыты от нас. О прошлом нашего края много могут рассказать обычные предметы – домашняя утварь, игрушки, одежда. На воронежской земле платок появился примерно в XYI – XYII веках. Его древним прообразом был убрус – кусок домашней ткани, который замужние женщины надевали поверх повоя, т.е. повойника. Повойник имел вид мягкой шапочки, которую надевали на девушку сразу после венчания.
Головной платок во все времена был самым желанным подарком для женщин и девиц. Узоры на пуховых платках мастерицы называли «листочки», «паучок», «павлиний хвост», «кошачья лапка». Эти рисунки сохранились в платках, создаваемых в наше время рукодельницами Новохоперского района, традиционно славившегося своими пуховыми платками. В платках Воронежской области характерным узором был «колосок» — символ урожая, плодородия.
Вышивки выполняли не просто для украшения, но и как обереги; они призваны были защитить человека от зла, и несли важную информацию о миропонимании.
Ритуальный характер тех предметов, которые покрывались вышитым узором определял, и композицию рисунка. Вышивки женской одежды и орнаменты на постельных принадлежностях (подзоры) связаны большей частью со свадебным ритуалом, магическими заклятиями, символической узоров. Таковы, к примеру, подвенечные кокошники невест, рубахи, накидки на свадебные повозки. Специальным ритуальным предметом, давно обособившимся от своего бытового двойника, было полотенце с богатой и сложной вышивкой. На полотенце подносили хлеб-соль, полотенца служили вожжами свадебного поезда, на полотенцах несли гроб с покойником и опускали его в могилу. Полотенцами увешивали красный угол; на полотенце помещали иконы. Известны священные рощи с часовенками, куда приносили вышитые полотенца.
Какие же символы традиционно вышивались на одежде, белье и полотенцах? Самым устойчивым и повсеместно распространенным оказался знак просветленного, лучезарного солнца – геометрический ромб, который у древних славян считался кругом. Крючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба, понимались как лучи солнца. Из поколения в поколение вышивальшицы вносили свои дополнения, символ заметно изменился, и получил местное название – «репей». Этот знак-оберег превратился во множественный символ. Помимо древнейшего обозначения бога Солнца он стал символизировать жилище, а точнее — первый венец, деревянного сруба. Сруб колодца, также изображался ромбом – «репьем». «Репей» долгое время служил символом плодородия, огня и жизни. В ряде мест эти символы бытуют и теперь, но в Воронежской области они сохранились и используются больше, чем где-либо. Символ Солнца изображался не только ромбом – «репьем», кругом, а также квадратами, крестом.
Изображение солнца геометрическим кругом в нашей области встречается очень часто. Медные и бронзовые блестки, каменные, перламутровые и другие пуговицы, бусины, жемчужины, «котелки» (круги) из бисера, нашейные «лопухи» из цветных лент, круговые мониста из бисера, мелкие лопушки на детских шапочках и многие другие элементы декора символизируют солнце.
Вторым распространенным элементом воронежского узора можно считать крест. У языческих народов крестом изображали человеческую фигуру с вытянутыми в стороны руками, сам же крест был символом человека, мужчины. Сдвоенный крест обозначал семью, а точнее мужа и жену.
Восьмиконечная звезда в Воронежской губернии называлась кругом, в значении цветка мальвы, которую и сейчас часто можно встретить в палисадниках.
Знаки, бытующие в воронежских узорах в форме точки, символизировали зерно, в виде римской цифры пять – растения.
Общий характер русского народного костюма, который сложился в быту на протяжении многих веков, всегда соответствовал и внешнему облику русского человека, и образу его жизни, труда, характеру и национальному идеалу красоты. Одежда крестьян Воронежской губернии была весьма разнообразной, но преобладал всё-таки южно-великорусский тип по своим местным особенностям, причём различия были в пределах не только нескольких, но и одного села.
Изготавливалась одежда в основном из домотканых материалов: холста, пестряди, набойки, сукна, овчин, позднее из фабричных тканей — кумача, ситца, сатина, плиса, шерстяных тканей.
Воронежские крестьяне носили: женщины — понёвный тип одежды, девушки — сарафанный.
Поневный комплекс состоял из понёвы, рубахи, запана, завески, или фартука, покромки, гаруса, одного — двух монистов и каскада бус, cepeг-янтариков ипушков, головных уборов: кички или сороки, кокошника, комплектов платков, шалей и подшальников — корсетки или летника, шубы дубленой или крытой, куцки или куцынки и набора обуви.
Понева — поясная набедренная одежда, одна из древнейших одежд восточных славян. Из глубины веков она пришла в наш край и сохранилась до 20-х годов прошлого столетия.
Полотно для понев было выткано на ручном домашнем станке, а затем, после сшивки полотен, обильно вышито геометрическим орнаментом.
Основное поле поневы, как правило, было черным и разбивалось на квадраты красными, реже синеватыми, ровными вертикальными и горизонтальными шириной 0,5-1 см полосками. Черные окна квадратов символизировали участки черноземного поля, а полосы означали овраги, дороги, тропы, межи и реки на земле.
В каждом селе такие квадраты-клетки были разных размеров. Ходила молва, что размер клеток указывал, много или мало земли имеют крестьяне в селе. По нижнему краю поневы проходила полоса шириной от 10 до 25 сантиметров, которая сплошь заполнялась тканым и вышитым пышным геометрическим орнаментом. Детали орнамента символически изображали то, что растет на земле.
Комплект одежды девушки — сарафанный. По яркости, цветовой броскости и богатству украшений он был несколько беднее женского, но не менее красив. Он состоял из черного шерстяного сарафана, рубахи, головного убора — клеенки, которую в некоторых местах называли обручем, набора платков, подшальников и шалей. Если женщинам обычай не позволял ходить и работать с непокрытой головой, то девушек он не касался. Они заплетали волосы в одну трехпрядную косу и могли ходить и работать с непокрытой головой.
Этот обычай породил разные виды головных уборов для девушки — открытый тип, который оставлял верх головы открытым. Исключением был покрывной платок: он покрывал всю голову или верхнюю часть ее. Когда девушка выходила замуж, она заплетала не одну, а две косы, открытый тип головного убора заменялся на закрытый. Русская женщина в таком наряде во время движения напоминала то лебедушку, то паву. Недаром в русском фольклоре ее приравнивают к жар – птице, величают голубкой сизокрылой, лебедушкой, утушкой луговой, павушкой, ласточкой-касаточкой. В древние времена представление о женщине у наших предков связывалось с образом птиц. Даже названия головных уборов, идут от названий птиц: «сорока», кика, кокошник и др.
Природа никогда не признавала бесцветья. Это качество она заложила в душу русского народа. Цветовой облик народной одежды строился по принципу сопоставления ярких, контрастных и насыщенных красок, образующих между собой полную гармонию.
Самым любимым цветом в русском народном искусстве, и особенно в одежде, был красный. Слова «красный» и «красивый» для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна-красна. Слово же «прекрасный» означало не внешнюю красоту человека, а его духовный мир, его красивую душу, и в этом плане во все времена предпочтение отдавалось тем людям, у которых красивая внешность и прекрасная душа были гармонично слиты, что соответствовало понятию «прекрасный человек». Красно-оранжевый цвет назывался желто-горячим, цветом солнечного света и тепла.
Яркий малиновый и нежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца. Эти цвета ставили рядом с зеленым и синим цветом или же в их окружении. Тогда эти цвета, как говорили, «горели», напоминая закаты и восходы солнца.
Зеленый цвет символизировал растительный мир: зеленые посевы на крестьянских полях и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, ароматный растительный покров степей, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие. В одежде этот цвет применялся несколько меньше, чем красный.
Умело разбросанные по одежде пятна зеленого цвета вызывают ассоциации с так же красиво разбросанными по воронежской земле лугами, лесами, весенними всходами на полях, садами и огородами.
Желтый цвет был символом кратковременной разлуки, голубой – цвет воды и неба, а также целомудрия, верности, белый – горя и смерти. Голубой применялся редко и в малых количествах в виде узких полосок, квадратиков и нашивных бусинок. Вкрапливался он лишь для того, чтобы усилить звучание окружающего красного цвета и означал бескровность, холод, ненастье, страх.
Коричневый цвет вообще был исключен из палитры и практически не применялся. Его пренебрежительно называли линялым, грязным, суглинным, чумным, т.е. несущим какую-либо заразу.
Черный цвет – излюбленный в Воронежском крае, он символизировал землю и вечный покой. Черный цвет квадратов понёвы уравновешивает многоцветность узорных украшений, подчеркивает ритмическое повторение каждого цвета, создает определенный своеобразный стиль, не нарушая радостного звучания ярких красок.