Народы Африки. 7 класс.География. Презентация.
Исследование народов Африки. Конкурсный урок-презентация. Чурляев Юрий Алексеевич МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №78 г. Воронеж. Цели и задачи: Сформировать представление учащихся о разнообразии народов Африки. Развивать умения использовать различные источники географической информации. Воспитывать толерантность к другим народам и культурам.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедиа проектор, ноутбук, настенная физическая карта полушарий, настенная контурная карта мира, Большой географический атлас школьники, Географический атлас мира (один на парту), тест и бланк с вопросами для работы на уроке каждому ученику.
Презентация_Африка Скачать
Ход урока (длительность урока 45 минут)
- I. (Слайд 1) Организационный момент (2 минуты). Объявление темы урока.
- II. (Слайд 2) Повторение (5 минут). Урок начитается с повторения географической карты Африки. Учитель открывает гиперссылку Мировая физическая карта.exe
1. Учитель работает со всем классом. На интерактивной доске, на электронной физической карте он подписывает 5 (пять) географических объектов Африки: 1. Горы Атлас, 2. Драконовы горы, 3. Водопад Виктория, 4. Полуостров Сосали, 5. Вулкан Килиманджаро, ученики записывают их в тетрадь. Затем учащиеся обмениваются работами и проверяют друг друга работы и выставляют оценки (за пять правильных ответов 5, за четыре – 4 и т.д.)
2. Два учащихся в это время работают у настенной карты, задавая друг другу вопросы, и оценивая друг друга.
- III. (Слайд 3) Изучение нового материала(20 минут). Учитель объявляет план урока. Вовремя объяснения учащиеся работают на бланке ответов по плану.
План урока
- 1. Расы и народы Африки
- 2. Плотность населения Африки
- 3. Религиозный состав Африки
- 4. Размещение народов и численность населения Африки
- 5. Рабство и колонизация на Африканском континенте
(Слайд 4) Бланк ответов учащихся (Вопросы к уроку)
Исследование народов Африки
Фамилия Имя Дата
- Есть ли различия между черными и белыми людьми (найдите внешние и внутренние различия)?
- В кого верят народы Африки?
- Какие религии распространены на Африканском континенте?
- Как повлияло рабство на численность населения и хозяйство Африки?
- Какие народы проживают в Африке. Какие условия жизни и традиции у этих народов?
(Слайд 5) Повторение темы: Расы. Учащиеся анализируют внешние различия рас.
(Слайд 6) Учащиеся работают с атласом: Большой географический атлас школьника. Стр. 40. Карта Расовый состав населения. Отвечают на вопрос: Каков расовый состав Африки и как они распространены на континенте. Каковы причина такого распространения? Учитель включат диктора (записанного в презентации), учащиеся слушают о прародине первого человека.
(Слайд 7) Плотность и размещение населения в Африке учащиеся изучают по Большому географическому атласу школьника. Стр.38.
Изучая карту плотности населения Африки, учащиеся отвечают на вопрос: Какова плотность населения Африки, каковы причины неравномерного заселения территории?
(Слайд 8) На следующем этапе учащиеся изучают религиозный состав Африки. Отвечают на вопрос: Какие религии исповедуют африканские народы. Большой географический атлас школьника. Стр.41.
(Слайд 9) Колонизация Африки. Учащиеся знакомятся с колониальным прошлым Африканских народов. Географический атлас мира. Стр. 6. Отвечают на вопрос: Каким странам принадлежали африканские территории, и как это повлияло на развитие этих народов?
(Слайд 10) Учащиеся слушают диктора и отвечают на вопрос: Почему африканские народы отстают в своем развитии от народов Европы?
(Слайд 11) Учитель сообщает об особенностях народонаселения африканского континента их занятиях: — В Африке проживает более 500 народов, относящихся к 16 различным языковым семья.
(Слайд 12) На слайде представлена карта народов Африки. Диктор сообщает об особенностях этих народов, о количестве жителей на африканском континенте, о расселении народов на материке.
(Слайд 13) Народы Западной Африки. На слайде появляется карта народов Западной Африки, и диктор сообщает, какие народы проживают в этой части материка и чем они занимаются. Учащиеся записывают названия народов в тетрадь.
(Слайд 14) Народы Северной Африки. Учащиеся изучают карту, представленную на слайде. Знакомятся с народами Северной Африки – это Семитские народы, которые относятся к европеоидной расе: арабы, берберы, туареги. Часть арабов, до сих пор кочует со стадами верблюдов по Сахаре. Их называют – бедуины
(Слайд 15) Народы Восточной Африки. По этому слайду учащиеся изучают КУШИТСКИЕ НАРОДЫ. Кушитские народы образовались в результате смешения европеоидной и экваториальной рас. Это Народы: эфиопы, амхара, сомали.
(Слайд 16) Народы Южной и Центральной Африки. На этом слайде учащиеся знакомятся с народами БАНТУ — Бушмены, Готтентоты, Буры, Зулусы. Банту – это самая многочисленная группа африканских народов. Они населяют южную половину материка.
(Слайд 17 -18) Слайд 17 и 18 знакомит учащихся с самыми высокими и самыми низкими людьми, не только африканского континента, но и мира. На слайде 17 диктор сообщает об особенностях этих народов.
(Слайд 19) Слайд 19 знакомит учащихся с Нилотскими племени. Многие традиции мир унаследовал именно от африканских народов, в том числе и эту: После замужества женщины племени мурси разрезают нижнюю губу и вставляют туда специальную пластинку. Это может быть мочка уха.
(Слайд 20) На слайде 20 представлены вопросы к фильму, после просмотра которого учащиеся должны на них ответить.
(Слайд 21) Демонстрация фильма «Народы Африки» (9 минут), который составлен автором презентации. В фильме используются сюжеты Первого телевизионного канала и канала Пятерочка, программы: «Их нравы», «Моя планета», а также фрагменты видеофильмов серии Золотой глобус: «Кения», «ЮАР».
Учащиеся смотрят фильм о народах Африки их культуре, занятиях. Все увиденные и услышанные данные обрабатываются учащимися. Ученики на основе полученных данных отвечают на вопросы в бланке.
IV. (Слайд 22) Закрепление материала (7 минут). На слайде 22 опять появляются вопросы. Совместно с учителем учащиеся на них отвечают. Учитель делает акцент на ответе на главный вопрос, который был поставлен ещё в начале урока: — Есть ли различия между черными и белыми людьми? И повторяет слова ведущего программы МОЯ ПЛАНЕТА: «У души нет цвета!».
V. (Слайд 23) Домашнее задание по учебнику (2 минуты) В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева География материков и океанов. §30. Составьте презентацию об одной из стран Африки.
(Слайд 24, 25) Список используемых ресурсов.
Тезисы
Конкурсный урок-презентация по теме: Исследование народов Африки. Автор Чурляев Юрий Алексеевич МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №78 г. Воронеж. Цель урока: Сформировать представление учащихся о разнообразии народов Африки. Урок предусматривает использование интерактивной доски (работа с интерактивной картой). При изучении учебного материала в классе используется единый атлас: «Большой географический атлас школьника», который имеется в кабинете географии в количестве 30 экземпляров. Особенность урока заключается в использовании учебного фильма, изготовленного автором презентации, и составленного из различных источников (телевидение, диски, учебные фильмы и т.п.)