Обнаженная природа или метагеография
Что такое метагеография? Метагеография – попытка образного представления и изучения различных географических пространств. Земное пространство анализируется и переживается через призму культурных глобальных и цивилизационных процессов.
Она объединяет научный и художественный способы видения окружающего мира. С образной точки зрения рассматриваются путешествия и культурные ландшафты, страны и города, современный мир в целом. Особый интерес представляет метагеографическое осмысление автором литературных произведений – таких, как “Чевенгур” Андрея Платонова и “Лолита” Владимира Набокова. Метагеография может быть интересна и полезна как ученым-гуманитариям: культурологам, филологам, историкам, политологам, философам, так и широкому кругу людей.
По сравнению с традиционной географией метагеография означает выход на новый методологический уровень. В основе метагеографии идея взлета, парения, полета, наращивания дистанции, осознание рельефа самого пространства. Возникает метапространство – новое пространство, или пространство географических образов. Происходит образное самоустроение, образная самоорганизация пространства.
Работа с географическими образами ведется в самом языке, с языком и самим языком. Надо говорить о геополитике языка, который как бы сам осуществляет экспансию. Геополитика языка соседствует с геофилософией языка, которая исследует разрывы и растяжения языковой ткани. В рамках геополитики и геофилософии языка возможно метагеографическое описание русского языка. Язык сам создает свою географию, это и есть метагеография.
В итоге, в первом приближении возможны три основные интерпретации метагеографии: 1) изучение метагеографии как конкретного пространства каких-либо географических образов. Такая интерпретация не несет, как правило, аксиологической нагрузки, ее можно условно назвать позитивистской; 2) метагеография как геополитика и геофилософия языка – эту интерпретацию можно назвать натуралистической; 3) исследование метагеографии как определенной геоморфологии языка, описания его рельефа. Такая интерпретация может быть условно названа постмодернистской.