Методические рекомендации преподавания географии в общеобразовательных учреждениях Воронежской области в 2014-2015 учебном
Особенности преподавания географии в общеобразовательных учреждениях Воронежской области в 2014-2015 учебном году доцент кафедры ТММЕНО ВОИПКиПРО кпн Чурляев Ю. А. 1. Нормативно-правовые документы
Преподавание предмета в 2014 – 2015 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19.12.2012 г. N 1067 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».
- Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
- Приказ департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 01.02.2012 года № 56 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Воронежской области»
- Приказ департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 13 апреля 2012№ 354 Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
2. Учебно-методическое обеспечение
2.1. Основное общее образование
Согласно ст. 28 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ (с изменениями и дополнениями) к компетенции образовательного учреждения относится определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе. Подробная информация об УМК, включая рабочие программы по географии (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах: 1. http://www.drofa.ru 2. http://www.russkoe-slovo.ru 3. http://www.vgf.ru 4. http://www.mnemozina.ru 5. http://www.prosv.ru В помощь учителю географии в преподавании предмета и в связи с переходом на ФГОС второго поколения рекомендуем пользоваться методическими рекомендациями, которые имеются в авторских рабочих программах к УМК по географии для основной общей школы. В соответствии с ФГОС количество часов для школ, являющихся пилотными, предусмотренное для изучения географии в 5-9 классах, распределяется в соответствии с приказом департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 01.02.2012 года № 56 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Воронежской области»
Наименование предмета |
Классы |
||||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
География |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
Географическое краеведение |
1 |
1 |
Для образовательных учреждений, не являющихся пилотными, количество часов определяется в соответствии с федеральным БУП и приказом департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 01.02.2012 года № 56 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Воронежской области»
Наименование предмета |
Классы |
|||
6 |
7 |
8 |
9 |
|
География |
1 |
2 |
2 |
2 |
Географическое краеведение |
1 |
1 |
Обращаем внимание, что дополнительные часы на изучение географии в 6 классе могут быть добавлены из компонента общеобразовательного учреждения при шестидневной неделе обучения. Для самостоятельного написания рабочих программ рекомендуем руководствоваться следующими изданиями: 1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. ‑ М: Просвещение, 2011. ‑ (Стандарты второго поколения). 2. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы : проект. ‑ 2-е изд. перераб. ‑ М.: Просвещение, 2011. ‑ (Стандарты второго поколения). 3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. ‑ 2-е изд. ‑ М.: Просвещение, 2011. В помощь учителю географии в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации в 9-м классе выпущены следующие издания:
- Крылова, О.В. География: тренажер для подготовки к государственной итоговой аттестации (ГИА) за курс основной школы: 9 класс / О.В. Крылова – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
- Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс: Тематические тренировочные задания. География / ФИПИ; авт.-сост.: Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. В.В. Барабанов. – М.: Эксмо, 2013.
- Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География / ФИПИ; авт.-сост.: В.В. Барабанов, А.П. Кузнецов, И.Б. Шилина. – М.: Интеллект-Центр, 2013.
- Эртель, А.Б. География. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации 2013 : учебно-методическое пособие / А. Б. Эртель. ‑ Ростов н/Д: Легион, 2013.
Дополнительную информацию можно найти на сайтах: 1. www.fipi.ru 2. https://ege.edu.ru
2.2. Среднее (полное) общее образование
Подробная информация об УМК по географии (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах: 1. https://www.drofa.ru 2. https://www.russkoe-slovo.ru 3. https://www.vgf.ru 4. https://www.mnemozina.ru 5. https://www.prosv.ru На базовом уровне в 10-11 классах рекомендуются учебники, завершающие линию основной школы. В помощь учителю географии в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации выпущены следующие издания: 1. Единый государственный экзамен 2013. География: учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ; авт.-сост.: В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – М.: Интеллект-Центр, 2013. 2. География. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена / ФИПИ; Э.М. Амбарцумова, В.Б. Пятунин. ‑ М.: Русское слово, 2013. 3. Эртель, А.Б. География. Подготовка к ЕГЭ – 2013: учебно-методическое пособие / А.Б. Эртель. ‑ Ростов н/Д: Легион, 2013. – (Готовимся к ЕГЭ). Дополнительную информацию можно найти на сайтах: 1. www.fipi.ru 2. www.edu.ege.ru При выборе профиля рекомендуем руководствоваться от 01.02.2012 года № 56 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Воронежской области» В соответствии с федеральным БУП и приказом департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области количество часов, предусмотренное для изучения географии в 10-11 классах, следующее:
Наименование уровня |
Предмет |
Средняя (полная) школа (часы в неделю) |
|
10 кл. |
11 кл. |
||
Базовый уровень | география |
1 |
1 |
Профильный уровень | география |
3 |
3 |
3. Особенности преподавания географии
в 2014-2015 учебном году
Обращаем внимание на следующие особенности в преподавании географии в 2014 – 2015 учебном году: 1. В ОУ, являющихся пилотными, преподавание географии ведётся с 5-го класса согласно особенностям ФГОС ООО. 2.В инвариантной части БУП-2004 г. выделяется не менее 10% учебного времени на изучение регионального компонента, который предоставляет большие возможности для изучения своей местности и края в отдельных курсах географии. 3. В условиях быстро меняющейся образовательной среды сформулированы общие требования к уровню подготовки выпускников. Среди них важнейшие умения: — отбирать необходимые источники информации, уметь работать с ними, в том числе с текстом учебника, географическими картами и различной информацией на цифровых носителях; — систематизировать, анализировать, обобщать и синтезировать информацию; -оценивать территориальные аспекты природных и общественных процессов; — искать решения географических задач и проблем; — выражать свою точку зрения, принимать участие в обсуждении проблем развития различных территорий. 4. Географические знания способствуют социализации учащихся, т.е. формированию компетентностей в гражданско-общественной, социально-трудовой и бытовых сферах. Формирование этих компетентностей происходит в условиях использования в практике преподавания современных педагогических технологий – информационной, проектно-исследовательской, модульной, технологии критического мышления, дифференцированного, личностно-ориентированного, проблемного обучения и др. В практической части преподавания предмета рекомендуется выполнять все практические работы, предложенные авторами программ, но в календарно-тематическое планирование вносить тот практикум, за который должна быть выставлена оценка. Все изменения практической части авторской или примерной программы рекомендуется отметить в пояснительной записке рабочей программы II вида.
Примерное количество практических работ и экскурсий.
Класс |
Количество практических работ |
Количество экскурсий |
6 |
9 |
2 |
7 |
10 |
1 |
8 |
7 |
1 |
9 |
7 |
1 |
10-11 |
7 |
4. Рекомендации по работе с одарёнными детьми в рамках преподавания географии в 2014 – 2015 учебном году
Система поддержки талантливых детей является одним из приоритетных направлений в проекте «Наша новая школа», в связи, с чем рекомендуем организовать: 1. Проведение диагностики для определения направленности интересов, интеллектуальных способностей и творческого потенциала, глубины знаний учащихся, широты предметной направленности интересов школьников, ориентировки на проблемный вопрос, работы с литературой с целью вовлечения учащихся в проектно-научно-исследовательскую деятельность. 2. Деятельность учащихся в рамках НОУ, выполнение учащимися научно-исследовательских работ различных видов и направлений под руководством учителя-предметника. 3. Проведение предметных курсов в рамках образовательного учреждения. 4. Деятельность учащихся по индивидуальным планам развития творческих способностей. 5. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня. Обращаем внимание на новое Положение о Всероссийской олимпиаде школьников (приказ Минобрнауки РФ от 2 декабря 2009 г. № 695). 6. Систему обеспечения и консультационно-методической поддержки профильного обучения, реализуемого, в том числе, посредством индивидуальных образовательных программ учащихся, сетевого взаимодействия образовательных учреждений. В данных учреждениях не только проводятся занятия с одарёнными детьми, но и осуществляется помощь в подготовке к конкурсу научно-исследовательских проектов учащихся «Эврика».
- 5. Предпрофильная подготовка, профильное обучение.
Базисным учебным планом в IX классах в рамках предпрофильной подготовки и профильных классах средней школы введены элективные курсы (курсы по выбору). Следует обратить внимание на преподавание и значение элективных курсов в 9 – 11 классах и чётко уяснить их значение и роль в современном образовании. Они выполняют три основные функции: 1. Развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне и получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ и ГИА 9. 2. «Надстройку» профильного учебного предмета, когда такой дополнительный профильный учебный предмет ставится в полной мере углублённым. 3. Удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Для проведения курсов по выбору рекомендуем использовать следующие сайты: www.profile-edu.ru , сайты издательств «Дрофа», «Вентана-Граф» и др.
6. Использование оборудования
для оснащения кабинета географии в 2014 – 2015 учебном году
Эффективность усвоения учащимися учебного материала во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Наряду с научно-обоснованной учебной программой курса, оптимальной методикой проведения занятий важной представляется наличие соответствующей современным тенденциям в образовании учебно-материальной базы (УМБ) необходимых передовых средств обучения. Под УМБ понимается, прежде всего, предметный кабинет и его оснащение различными материальными средствами обучения, соответствующими развитию науки, техники и педагогики, а так же требованиям документов Министерства образования и науки РФ. Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», приказе Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений». Обращаем внимание, что данный документ выполняет функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, федеральные требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений. В современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в практику преподавания принципиально новые носители информации (в первую очередь мультимедиа). Многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и развития умений и навыков учащихся. Обращаем внимание на необходимость ознакомления с перечнем оборудования в примерной программе по географии (в рамках ФГОС ООО). В пособии «Современный кабинет географии: метод. пособие / А.А. Летягин.- М. Дрофа, 2009. изложены основные требования к оборудованию кабинетов географии и их оснащению новейшими техническими средствами, санитарно-гигиеническими требования кабинету, советы по использованию территории школьного двора и окружающего пространства на уроках географии, приведен паспорт кабинета. В целях рационального использования оборудования в кабинете географии, повышения качества преподавания необходимо: 1. Сочетание в преподавании новейших информационных технологий и словесно-логического, наглядного способов передачи знаний. 2. Активизация применения информационно-компьютерных технологий на уроках. Компьютер должен рассматриваться как обучающая машина, открывающая новые возможности для преподавателя и для учащихся. Использование готовых программных продуктов при проведении лекций, тестирования, изучения исторических источников, дидактических компьютерных сред и программных комплексов, содержащих справочники, обучающие и контролирующие блоки, динамическую графику с конкретной тематикой, -идеальный вариант оптимизации обучения предмету. 3. Сохранение накопленного опыта, собранного методического материала, иллюстраций и текстовых подборок в электронном виде. 4.Наличие подключения к Интернету, что позволит регулярно пополнять собственную коллекцию цифровых ресурсов. При этом представляется необходимым обязательное копирование наиболее важных материалов. По статистике средний срок жизни сайта в Интернете не превышает полутора-двух лет, и обнаруженный однажды качественный ресурс через некоторое время может оказаться недоступным. При наличии TV-тюнера возможно производить запись телевизионных программ и их кодировку в формат, пригодный для демонстрации на оборудовании, установленном в кабинете. 5. Наличие внутренней сети в ОУ, в которой могут быть выделены две отдельные папки (подраздела): «Методические материалы» (предоставляется только учителям) и «Географические ресурсы» (открыта для всех, но с дифференциацией возможностей: учащиеся могут открывать и копировать необходимые документы; учителя обладают правом размещать и удалять файлы). 6. В календарно-тематическом планировании необходимо указывать использование учебного оборудования кабинета географии. 7. В целях рационального использования оборудования кабинета географии, повышения качества преподавания также необходимы: — библиотечный фонд (учебные пособия, дидактические материалы, определители); — печатные пособия (таблицы, портреты, карты, альбомы демонстрационного и раздаточного материала); — информационно-коммуникативные средства (мультимедийные обучающие программы); — технические средства; — экранно-звуковые пособия (видеофильмы и видеофрагменты, слайды, транспаранты); — учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности); — натуральные объекты (коллекции, гербарии). Обращаем ваше внимание, что, к примеру, учебные пособия по методике преподавания предмета географии, которые относятся к библиотечному фонду, могут быть использованы учителем сроком издания более 5 лет. Также, натуральные объекты в виде коллекций минералов, выпущенные 10 и более лет назад с одной стороны представляют ценность, а с другой своими размерами позволяют практически школьникам определять их свойства. Размеры современных коллекций минералов слишком малы.
Особенности преподавания географии в 8 – 9 классах
Блок «География России» (8-9 классы) — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения географии
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В чем преимущества учебников 5-6 класс по географии. Во-первых, интегрированное содержание курса современных знаний о широком использовании в географических исследованиях информационных и коммуникационных технологий. Например, использование изображений Земли из космоса, данных глобальной системы позиционирования и Интернет-ресурсов географической тематики. Во-вторых, способствует расширению географического кругозора школьников как о географических объектах своей местности, так и о памятниках Всемирного природного и культурного наследия человечества и его российской составляющей. Решение задачи формирования географического мышления учащихся невозможно без практического применения знаний и умений в учебной деятельности. Поэтому в содержание курса и учебника интегрировано значительное число практических работ на местности, которые направлены на развитие познавательных интересов учеников, воспитание любви к своей местности, своему региону, своей Родине. В содержании учебника по «Начальному курсу географии» используются не абстрактные примеры, а конкретные географические объекты, имеющие национальное и мировое значение. Такой подход к конструированию учебного курса позволил обратить внимание учителя и учащихся на основные компетентности, формируемые в процессе географического образования, а также способствует пониманию учащимися культуры других народов, сложившейся в определенных природных условиях. Учебный текст насыщен знаниями по географии России, а также заданиями для выполнения практических работ с использованием краеведческого материала, что позволяет реализовать региональный компонент содержания географического образования. В содержании учебника особое внимание уделено материалу, способствующему неформальной мотивации учебной деятельности школьников на всех этапах обучения. Для этого в каждый содержательный элемент учебника заложены ответы на вопросы «Зачем мы изучаем эти географические объекты и процессы? Ради чего мы осуществляем данную деятельность?» Насыщенность наглядными средствами, которые обеспечивают понимание и активность всех учащихся, наличие разноуровневых заданий, — все это способствует решению триединой цели образовательного процесса обучения, воспитания и развития географически грамотной личности будущего гражданина России.