План местности
Урок 6. Тема урока: План местности. Цели и задачи урока: создать у учащихся представление о плане местности и условных знаках. Оборудование: топографические карты, аэроснимки, карта полушарий, раздаточные наборы условных знаков, проектор. Ход урока: I. Орг.момент
План местности. Урок 6
II. Проверка домашнего задания – 5 минут
— Какие небесные тела образуют Солнечную систему? ( В состав солнечной системы входят 8 планет- Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Нептун, Сатурн.
— Расскажите о Луне. Как она влияет на Землю? ( Действие Луны проявляется явлении морских приливов и отливов)
III. Изучение нового материала. – 25 минут
Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «План местности, условные знаки» знания этой темы пригодятся вам в будущем.Ребята, вы видели план местности? Нет? А план здания? Нашей школы? А разве Вы не обращали внимания на план пожарной эвакуации в коридоре. Да? Значит, Вы можете сказать, что на этом плане изображено? Правильно! – Уменьшенное изображение нашей школы. При изучении географии пользуются изображениями поверхности Земли – космической съемкой, аэрофотосъемкой, планом местности, географической картой и глобусом. Космическая съемка – фотографирование поверхности Земли со спутников. Аэрофотосъемка – получение изображения земной поверхности при фотографировании с летящего самолета.
Начнем с плана местности. Записать тему урока в тетради. Знания этой темы пригодятся вам в будущем. Когда вы пойдете в поход, вам нужно приготовиться к условиям неизвестной местности, в которой вы никогда не были, нужно продумать, какое снаряжение, какую одежду взять, возможно — подготовиться к переходу реки, оврага и т. д.Откуда вы сможете получить информацию о районе похода?(по карте). Учитель показывает две карты: географическую и топографическую. Какую карту нужно взять в поход? (топографическую) Почему именно топографическую карту?(она подробная, удобнее использовать для изучения района, где будет проходить маршрут похода) . Давайте запишем, что же такое план местности и условные знаки в географии. План – это чертёж, изображающий в уменьшенном виде небольшую часть местности с помощью условных знаков.
Значение топографических планов – они необходимы при любой хозяйственной деятельности, в быту (план квартиры, садового участка и т.п.). Специалисты, которые составляют топографические планы (т.е. ведут съемку местности), называются топографы. Наука топография (отдел картографии) родилась еще в Древнем Египте, когда надо было определить размеры и границы плодородных участков во время разлива Нила. При раскопках в Вавилоне была найдена статуя военачальника с планом крепости в руках. Уже тогда топография применялась в военном деле.
Для того чтобы работать с топографической картой, нужно уметь ее читать. Нельзя читать, не зная азбуки. Азбукой карты являются условные знаки. На старых картах знаки были рисованными, а сейчас используют графические условные знаки. Они одинаковы для всех стран мира. Пользуясь атласом, рассмотрите их (какие используются цвета?).
Требования к изображению условных знаков — простота, непохожесть друг на друга, отдаленное сходство с изображаемым предметом, аккуратность вычерчивания. Топографическая карта (план) – изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков.
Представьте, что вы идете в поход далеко от своего дома. Вам нужно приготовиться к условиям неизвестной местности, в которой вы никогда не были, нужно подумать, какое снаряжение, какую одежду, обувь взять, возможно, подготовиться к переходу реки, оврага и т.д.
— Откуда вы сможете получить информацию о районе похода? (По карте).
Показать две карты: топографическую и географическую.
— Какую карту нужно взять в поход?
— Какое изображение местности лучше и удобнее использовать для изучения и описания района, где будет проходить маршрут похода? (Топографическую карту)
— Почему именно топографическую карту?
Следует обратить внимание учащихся на то, что на карте указаны: породный состав леса; названия, направления течения, ширина реки; названия населенных пунктов; характерные черты дорог: проселочная, грунтовая, шоссе; тип моста; болота, луга; высота местности.
IV. Закрепление. 15 минут
Топографический диктант.
Учитель рассказывает рассказ об экскурсии учащихся в ближайший лес. Ученики вычерчивают маршрут, о котором рассказывает учитель, и обозначают топографические знаки, которые встречаются на маршруте.
Домашнее задание: Начертить маршрут от дома до школы используя полученные знания о карте.
понравилось актуально доступно спасибо