Поделки из природного материала
Знакомство человека с глиной уходит в глубь веков. Современной науке известен рисунок коровы, который был сделан на глине много тысячелетий до нашей эры далеким предком современного человека.
Как известно, в период феодальной раздробленности территория нынешней Воронежской области была окраиной Рязанского княжества. В последствии княжество вошло в состав Московской Руси. С образованием Русского централизованного государства малонаселенная Воронежская земля стала быстро заселяться и осваиваться русскими людьми. Переселенцы из разных мест России, и, прежде всего, из рязанской земли, привезли в Воронежский край древние приемы изготовления бытовой и художественной керамики и элементы древнего языческого орнамента. Культурное наследие предков, сохранив старую основу, стало развиваться в новое направление. Эстетические представления и духовный мир их формировались в новой жизненной среде, в постоянном общении с новой окружающей их природой.
В XYI веке в Воронежском крае процветали мастерские гончарного искусства. Кроме сосудов различного бытового назначения, они изготавливали кровельную черепицу, строительную и печную керамику. Как правило, эти изделия были цвета обожженной глины и не имели украшений. Кроме обыденной домашней утвари под руками Воронежских гончаров рождались настоящие произведения искусства. Они изготавливали различные декоративные сосуды, фигурки животных и птиц, фольклорных персонажей. Рельефный орнамент расписывался красками минерального происхождения.
Глиняные игрушки в прошлом были широко распространены на территории нынешней Воронежской области.
Вкладывая душу в изготовленные гончарами изделия, каждый мастер стремился отразить свое настроение, свое видение природы и сделать сосуд красивым. Разноцветная глазуровка помогала создавать особое богатство и разнообразие украшениям керамических изделий. Излюбленными цветами были зеленые и желтые, терракотовые и бордово-коричневые. Поверхность сосудов расписывали с помощью нехитрого приспособления: коровьего рожка со вставленным в него срезом полого конца гусиного пера. Краску готовили из глины с добавлением в нее оксидов металлов. После обжига живые узоры приобретали своеобразный блеск и излучали особую теплоту. Покрытие изделий глазурью и поливами делало их особенно мягкими для восприятия, свежими, привлекательными.
Украшая керамические предметы, человек одновременно стремился выразить свои представления о вселенной, а также собственные чувства простыми и доступными символическими знаками в виде ромба, креста, треугольника, спирали, волнистой или ломаной линии, круга и т. д.
Древние славяне-язычники обычно воплощали в зарождающемся искусстве образы доброго божества и злых духов с помощью условных знаков — символов, которые позднее у всех народов мира легли в основу орнаментального искусства. Веселый, красочный лубок (картинка), как правило, представлял собой картину с глубоким содержанием. Глиняный кувшин – не просто полезный предмет домашнего обихода, в нем отражается вдохновение мастера, его отношение к окружающему миру, память о прошлом и мечты о грядущем.
В Воронеже на Чижовке, в районе Селивановой горы, на предприятии организованном братьями Кудряшовыми, более 200 лет производили кафельные изразцы, украшенные рельефным и расписным орнаментом. Чудесным образом латненская гончарная глина превращалась поистине в произведения искусства. Ими облицовывали стены комнат, печи и камины. Мотивы природы Воронежского края руками мастеров переносились по городам и весям России.
По окончании Великой Отечественной войны в Воронеже была создана артель «Керамика». Возродив утерянные и забытые традиции керамического искусства, артель начала изготовливать 163 вида различных игрушек. Как и встарь, они делались из латненской огнеупорной глины. Игрушки отражали окружающий детский мир и сказочные сюжеты: овечки с ягнятами, лошадки, коровы с телятами, куры, гуси, утки, дикие животные и птицы, персонажи из русских сказок и былин. Существующий и ныне Керамический завод производит не только современную керамическую плитку для облицовки стен, но и керамическую посуду. Но если внимательно приглядеться к кувшинам и мискам, которые мы можем увидеть у себя на кухне, можно увидеть орнаменты, которые дошли к нам из глубины веков: желтые и зеленые поля, извилистый край черноземного поля и золото зерна, рассыпанного по полю.
На Рамонской фабрике художественной керамики сохраняют традиции русского народного творчества Воронежского края. Основная идея орнаментов воронежской керамики духовная красота человека и красота родной природы.
Природа обеспечивала человека и одеждой. Издревле женщины шили одежду из тканей ручной домашней выделки. Нити для изготовления тканей изначально добывались большей частью из луба — стеблей дикого хмеля, росшего на полянах лесов в большом изобилии. Его молодые побеги ранней весной употреблялись в пищу. Из богатых лубом стеблей хмеля при обработке получали длинное и крепкое волокно, из которого пряли нити и ткали полотно — холстину. Соплодия хмеля — шишки использовали для изготовления зеленоватой краски для крашения холстины.
Интенсивное использование хмеля привело к истощению его природных запасов. Хмель стали заменять двудомной крапивой в качестве сырья для ткачества. Благо крапивы тогда было очень много. Лубяные волокна ее стеблей были достаточно длинны, прочны и давали превосходные нити, которые использовались для выделки как грубых, так и тонких тканей, изготовления прочных рыболовных снастей, веревок, канатов и многих других предметов домашнего обихода, включая даже кружева, вязанные костяным крючком. Из крапивы также добывали безвредную растительную краску зеленого цвета для подкрашивания пряничного теста и окраски полотен. Жители нашего края считали, что одежда из крапивной ткани обладает лечебными свойствами.
Еще в 1927 -1928 гг. в Воронежском крае можно было встретить мешки, чувалы и кули из грубой, но прочной крапивной ткани. Они так и назывались: крапивные. Сегодня крапивное полотно вырабатывается только в Югославии. Из него ткут шевиот, который высоко ценится на международном рынке.
Возделывание волокнистых растений, в частности конопли и незначительного количества льна, на воронежской земле распространилось повсеместно.
Растения конопли двудомные – мужские и женские. Мужские растения шли на изготовление тонкой ровной ткани, из которой, как правило, изготовлялась праздничная одежда, полотенца для божниц и подзоры, занавески, праздничные скатерти, тонкие кружева, пеленки и т.п. Женские растения давали более грубое волокно, которое шло на изготовление тканей для мешков, фартуков, сумок, попон для ездовых лошадей, сумок для кормления лошадей овсом и т. п. Из крепких нитей ткали парусину, вили веревки, канаты.
Дерево — одно из самых любимых материалов среди воронежских мастеров. Лесные богатства края делали его легкодоступным. Из дерева мастера вырезали не только предметы быта, коньки для крыши дома, резной орнамент для карниза, наличники, ставни для окон, дверей, крылец, разнообразные игрушки и иконостасы. Во многих сёлах умельцы работали, как для односельчан, так и для жителей соседних сёл, а также базаров и ярмарок.
В Бутурлиновке резали доски для изготовления пряников, рубели, вальки, дудки и плошки. Немногие сегодня помнят о том, что с помощью рубели женщины гладили белье. Расписные блюда и шкатулки Павловских мастеров расходились по всему краю.