Положение о памятниках природы Воронежской области
Положение о памятниках природы Воронежской области» (утверждено Постановлением Администрации Воронежской обл. от 16.01.1996 N 41) 1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об особо охраняемых природных территориях» и Типовым положением о государственных природных заказниках и памятниках природы, утвержденным приказом Минприроды РФ N 33 от 14.12.1992.
Положение об охране памятников природы. Скачать
2. Памятниками природы объявляются отдельные уникальные природные объекты и комплексы, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях, как естественного, так и искусственного происхождения.
3. В зависимости от своей уникальности, экологической, научной и иной ценности природные объекты и комплексы могут быть объявлены памятниками природы федерального и регионального значения.
4. Территории, занятые памятниками природы, являются особо охраняемыми природными территориями.
5. Памятниками природы не могут быть объявлены природные объекты и комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников, заповедных зон национальных парков, памятников истории и культуры, а также входящие в состав природных комплексов, уже объявленных памятниками природы.
II. ЦЕЛИ ОБЪЯВЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ПАМЯТНИКАМИ ПРИРОДЫ
6. Основной целью объявления природных объектов и комплексов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии.
III. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ
7. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши, водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:
— участки живописных местностей;
— эталонные участки нетронутой природы;
— участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи и т.п.);
— места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов;
— лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений и т.п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;
— природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
— уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты;
— геологические обнажения, имеющие научную ценность;
— местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
— участки рек, озер, водно — болотных комплексов, водохранилищ, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;
— природные гидроминеральные комплексы;
— термальные источники, месторождения лечебных грязей;
— отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья — долгожители и имеющие историко — мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, холмы, валуны, родники, истоки рек, утесы, проявления карста, пещеры и т.п.).
IV. ПОРЯДОК ОБЪЯВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ И КОМПЛЕКСОВ ПАМЯТНИКАМИ
8. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению органа исполнительной власти Воронежской области, согласованному с территориальным специально уполномоченным органом в области охраны окружающей природной среды.
9. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения органом исполнительной власти Воронежской области по представлению специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды Воронежской области.
10. Пересмотр статуса природных объектов и комплексов, объявленных памятниками природы, происходит в том же порядке, что и их организация.
11. Объявление природных объектов и комплексов памятниками природы производится, как правило, без изъятия земельных участков, на которых они расположены, у собственников земли, землевладельцев и землепользователей. Отвод земельных участков для заявленных целей допускается в исключительных случаях с соответствующим обоснованием его необходимости в установленном порядке, с передачей земли в государственную собственность.
12. В целях защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности.
V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЖИМА ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ
13. На территории расположения памятников природы и их охранных зон, а также в отношении самих памятников запрещается всякая хозяйственная и иная деятельность, угрожающая состоянию и сохранности охраняемых природных объектов и комплексов.
14. Режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых памятниками природы сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных участков, обеспечивается территориальным специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды Воронежской области.
15. Режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых памятниками природы не сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных участков, обеспечивается непосредственно собственниками, владельцами и пользователями этих земельных участков.
16. Передача памятника природы под охрану предусматривается в решении государственного органа об объявлении природного объекта или комплекса памятником природы, принимаемым по согласованию с физическими или юридическими лицами, под охрану которым передается памятник природы, что закрепляется в паспорте памятника природы.
17. На каждый памятник природы заводится паспорт, оформляемый специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды Воронежской области и утверждаемый решением государственного органа об объявлении природных объектов и комплексов памятником природы.
18. В паспорте памятника природы указываются:
— наименование памятника природы и его значение (федеральное, региональное);
— местонахождение памятника природы;
— краткое описание памятника природы;
— описание границ памятника природы и его охранной зоны;
— площадь, занимаемая памятником природы и его охранной зоной (раздельно);
— режим охраны, установленный для памятника природы и его охранной зоны (раздельно);
— наименования и юридический адрес собственников, владельцев, пользователей земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона.
Кроме того, паспорт памятника природы включает:
— фотографии размером не менее 9 х 12 см, иллюстрирующие на момент составления паспорта состояние памятников природы и его наиболее ценных участков или отдельных объектов;
— карту — схему, позволяющую ясно представить границы и местонахождение памятника природы и его охранной зоны.
19. Паспорт памятника природы хранится в специально уполномоченном государственном органе в области охраны окружающей природной среды Воронежской области. Копии паспорта памятника природы должны храниться собственниками, владельцами, пользователями земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, местной администрацией, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды района (города), на территории которого он расположен.
20. Памятники природы и их охранные зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ. Информационное содержание этих знаков согласовывается со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды Воронежской области.
21. Все памятники природы и их охранные зоны в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
22. Расходы по обеспечению установленного режима памятников природы и их охранных зон при необходимости возмещаются за счет государственного бюджета органа государственной власти, принявшего решение об их объявлении, а также внебюджетных государственных и общественных экологических фондов.
VI. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ
23. Использование памятников природы допускается в следующих целях (если они не включены в перечень запрещенных видов деятельности для конкретного памятника природы):
— научных (мониторинг состояния окружающей природной среды, изучение функционирования и развития природных экосистем и их компонентов и т.п.);
— эколого — просветительских (проведение учебно — познавательных экскурсий, организация и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска слайдов, буклетов и т.п.);
— рекреационных (транзитные прогулки);
— природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных и т.п.);
— иных, в том числе производственных, целях, не противоречащих задачам объявления данных природных объектов и комплексов памятниками природы и установленному в их отношении режиму охраны.
24.Режимом охраны памятника могут быть предусмотрены сезонные и иные ограничения для определенных видов его использования.
25. Разрешения на использование конкретного памятника природы в тех или иных целях выдаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды Воронежской области.
VII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ
26. Государственный учет и инвентаризация памятников природы, а также выявление природных объектов и комплексов с целью их последующего объявления памятниками природы осуществляется специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
VIII. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ РЕЖИМА ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ
27. Контроль за соблюдением установленного режима охраны памятников природы и их охранных зон осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды.
28. Лица, виновные в нарушении режима государственного памятника природы, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комитета охраны
окружающей среды и природных
ресурсов Воронежской области
А.Т.ШЕПЕЛЕНКО