Поурочные разработки по географии 8 класс. Просвещение.
Достижение качественно новых результатов образования — цель введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Вся идеология нового стандарта ориентирована на воспитание и развитие личности, а способность эффективно использовать полученное образование становится и целью, и основным образовательным результатом. Механизм реализации этого главного требования заключается в системно-деятельностном подходе, который напрямую связан с формированием универсальных учебных действий (УУД).
Поурочные разработки по географии 8 класс. Скачать
Овладение универсальными учебными действиями даёт
возможность самостоятельного успешного усвоения новых
знаний, умений и компетенций, включая организацию
собственной учебной деятельности. С помощью развития
универсальных учебных действий расширяются возможно-
сти ориентации в различных предметных областях, а так-
же самостоятельного пополнения, переноса и интеграции
знаний, проявления собственных творческих замыслов,
сотрудничества и коммуникации, постановки задач, пла-
нирования действий, практического решения личностных
и социально значимых проблем.
Показателем достижения основных образовательных
результатов ФГОС является овладение системой личност-
ных, метапредметных и предметных учебных действий. На
практике это проявляется в формировании у обучающихся
способности и готовности к решению разнообразных учеб-
но-познавательных и учебно-практических задач. Путь к
достижению этой цели лежит через включение школьника
в активную учебно-познавательную деятельность. Инстру-
мент, позволяющий это сделать, — система учебных за-
даний, побуждающих обучающихся активно участвовать в
познавательной деятельности и развивать требуемые спо-
собности.
Осуществление заложенного в ФГОС перехода от моде-
ли контроля знаний к модели обеспечения качества обра-
зования будет неизбежно связано с изменениями в работе
учителя. На что стоит обратить внимание в первую оче-
редь?
- Требования ФГОС существенно расширяют традици-
онные представления (нормирование предметных резуль-
татов), заставляя рассматривать планируемые результаты
комплексно, включая метапредметные и личностные результаты. Заметим, что речь не идёт о снижении важнос
предметных знаний, умений, навыков, но акценты смеща-
ются в сторону деятельностного и ценностного компонен-
тов в общем процессе развития личности.
- Учебный материал и система учебных заданий в
учебнике и в сопровождающих его изданиях учебно-мето-
дического комплекта (на печатных и электронных носите-
лях, а также в виде online-ресурса) должны оптимальным
образом обеспечивать достижение планируемых результа-
тов. Другими словами, решать задачи воспитания, форми-
рования системы ценностей и системы основополагающих
элементов научного знания, а также освоения универсаль-
ных учебных действий и компетенций, составляющих ос-
нову умения учиться.
- Форма представления учебного материала в учебнике
должна поддерживать деятельностное освоение содержа-
ния. Чем тщательнее разработаны аппарат ориентировки
и организации усвоения, тем легче будут решаться задачи
по самоорганизации и саморегуляции, приданию личност-
ного смысла учению.
- В повседневной практике особого внимания потре-
буют: приобретение обучающимися опыта проектной де-
ятельности, совершенствование навыков работы с инфор-
мацией, развитие читательской компетенции, активное
использование информационных технологий. Это означает,
что учитель столкнётся с необходимостью включения в ра-
боту элементов инновационных практик и проектирования
учебного процесса (например, построение урока как систе-
мы учебных заданий).
Не следует забывать, что эффек тивность урока во
многом зависит от организации разно образной самосто-
ятельной деятельности обучающихся: поиска новых зна-
ний, решения различных проблем, включения в диалог,
обесп ечивающий развитие индивидуальных осо бенностей
школьников, формирование географической куль туры.
Особенности курса «География России».
Учебник как инструмент достижения
планируемых результатов
В структуре географического образования курс «Геог-
рафия России» занимает центральное место. Этот курс зна-
комит обучающихся с особенностями природы, населения,
хозяйства России в целом, а также отдельных её регио-
нов и своей малой родины. Это один из самых значимых
школьных курсов, его содержание направлено на станов-
ление человека как гражданина, патриота, рачительного
хозяина своей страны и малой родины, активно участвую-
щего в решении ключевых проблем.
Особенностью содержания курса «География России»
является его ориентация на личность школьника (раскры-
тие его индивидуальности, самостоятельности, интересов)
и рассмотрение современных направлений географичес-
кой науки с её проблемами, идеями, стратегиями, обус-
ловленными мировыми глобальными процессами, а так же
системой ценностей современного об щества.
В курсе «География России» сохранены преемствен-
ность и внутрипредметные связи с курсами 5—7 классов
(«География Земли»). Учтены также метапредметные свя-
зи (история, биология и др.), индивидуальный опыт и пси-
хофизиологические особенности обучающихся.
Курс «География России», изучаемый в 8 и 9 клас-
сах, рассматривается как единый интегрированный
курс, обеспе чивающий формирование целостной геогра-
фической кар тины своей страны и своей области (ре-
спублики, края). В учебнике для 8 класса содержится
общий обзор природы, населения, хозяйства России, а в
учебнике для 9 класса рассматриваются географические
районы.
В 8 классе изучаются темы:
«Россия в мире». В теме рассматривается Россия на
картах мира и часовых поясов, изучается, как ориентиро-
ваться по карте России, как формировалась территория
страны, в чём состоит наше богатство и наследие;
«Россияне». Тема содержит параграфы о численности,
воспроиз водстве, миграциях, рынке труда и занятос ти на-
селения, а также знакомит с «демографическим портре-
том» россиян, многообразием народов и их разме щением
по территории страны, городами и сельскими поселения-
ми, проблемами урбанизации;
«Природа». В теме рассматриваются история развития
земной коры и её ресурсы, рельеф, климат, внутренние во-
ды и моря России, почвы, а так же проблемы, обусловлен-
ные взаимодействием природы и хозяйства;
«Природно-хозяйственные зоны». Тема знакомит с ос-
новными природными зонами России, осо бенностями их
хозяйственного освоения и проблемами, вызванными ан-
тропогенным воздействием человека;
«Хозяйство». Тема содержит общий обзор хозяй ства
России. В ней вводятся понятия о производственном, че-
ловеческом и природно-ресурсном капитале страны, струк-
туре экономики (функциональной, отраслевой, территори-
альной), характеризуются особенности экономики России
и пути её дальнейшего развития. Рассматриваются отдель-
ные отрасли и отраслевые комплексы, а также транспорт-
ная, социальная и информационная структура — их про-
блемы и перспективы.
В 9 классе изучаются темы:
«Регионы России», в которой обучающиеся познако-
мятся с различными видами районирования и крупными
природными регионами, экологической ситуацией и эко-
логической без опасностью в России;
«Европейская Россия» и «Азиатская Россия», в которых
раскры ваются особенности географических районов России.
В Заключении помещён материал о странах — соседях
России, сферах её влияния.
Учебник лишь одно из средств реализации основной об-
разовательной программы и достижения образовательных
результатов, но он может очень сильно облегчить (или, на-
оборот, затруднить) работу учителя при реализации требо-
ваний ФГОС.
Педагогам, преподающим географию по учебникам ли-
нии «Полярная звез да», хорошо знакомы их структура и
свойства как учебной книги. Концепция предметной линии
предполагает, что учебник несёт (помимо иных) функцию
организатора учебной деятельности. Эта функция реали-
зуется через чёткую организацию и структурированность
учебного материала. Так, традиционное предметное содер-
жание учебника дополнительно оснащено:
- системой практико-ориентированных и личностно
ориентированных разноуровневых заданий (в том числе
мультимедийных);
- системой помощи в самостоятельной работе (модели
действия, пошаговые инструкции, напоминания, полезные
советы, ссылки на дополнительные ресурсы);
- системой деятельностных уроков «Учимся с «Поляр-
ной звездой»;
- системой подготовки к аттестации «Лёгкий экзамен».
Планируемые результаты освоения основной образова-
тельной программы достигаются при условии успешного
решения задач установленных классов. Эти задачи направ-
лены на: 1) освоение системы знаний; 2) самостоятельное
приобретение, перенос и интеграцию знаний; 3) решение
проблем; 4) сотрудничество; 5) коммуникацию; 6) самоор-
ганизацию и саморегуляцию; 7) формирование ценностно-
смысловых установок; 8) придание личностного смысла уче-
нию и рефлексию; 9) формирование ИКТ-компетентности.
В учебниках линии «Полярная звезда» и сопровожда-
ющих её электронных образовательных ресурсах учитель
найдёт спектр заданий, обеспечивающий все указанные
классы задач. Система заданий разного уровня сложности
позволяет моделировать различные учебные ситуации и
включает (помимо традиционных):
- задания, предусматривающие работу в парах и груп-
Пах
- задания, предусматривающие поиск различных ис-
точников информации;
- интегрирующие задания общеучебного и метапред-
метного характера;
- задания, предусматривающие самоконтроль и само-
оценку;
- творческие (исследовательские) задания;
- проекты, дискуссии, обсуждение эксперимента и т. п.
С точки зрения особенностей учебников, которые опти-
мизируют достижение образовательных результатов, стоит
обратить особое внимание на деятельностные параграфы
«Учимся с «Полярной звездой». Материал этих парагра-
фов ориентирован на развитие УУД (личностных, регуля-
тивных, познавательных, коммуникативных) и позволя-
ет решать параллельно учебные задачи разных классов.
В учебнике для 8 класса таких пара графов 9:
- Проблемный вопрос: есть ли страны холоднее, чем
Россия?
- Сравниваем половозрастные пирамиды регионов Рос-
сии.
- Представляем информацию о полезных ископаемых
России.
- Оцениваем климатические условия России на основе
различных источников информации.
- Решаем проблему: преобразование рек.
- Сравниваем, моделируем и выбираем: природные зо-
ны для жизни и деятельности человека.
- Реализуем проект (конференция «Что мы оставим
потомкам»).
- Планируем деятельность, работаем с информацией
(АПК).
- Изучаем сферу услуг своего района.
Все эти параграфы снабжены либо пошаговыми ин-
струкциями, либо комментариями и рекомендациями,
обеспечивающими вариативность в выполнении заданий
(по указанию учителя). В силу многовекторной сущности
материала этих параграфов работа с ними позволяет на-
глядно продемонстрировать ступеньку в достижении пла-
нируемых результатов.
С учётом мини-атласа в Приложении учебника и элек-
тронного ресурса информационно-образовательная среда
УМК оказывается весьма ёмкой и функциональной. Вы-
сокая степень разнообразия заданий позволяет эффективно
осваивать не только предметную, но и междисциплинар-
ные программы.
Важная особенность, отмеченная многими учителями
как весьма полезная характеристика аппарата усвоения, —
специаль ная графически оформленная система повторения и
под готовки «Лёгкий экзамен». Маршрут «Лёгкий экзамен»
идёт параллельно тексту от «Полярной звезды» в верхнем
углу каждой страницы с остановками на самых важных
точках: определениях (голубой фон), утвержде ниях, отбор
которых основан на содержании экзамена ционных вопросов
(жёлтый фон), промежуточных выводах (розовый фон) и ин-
струкциях (зелёный фон). Маршрут предназначен для под-
готовки к ответу на уроке, проверочной работе, экзамену.
Самостоятельная деятельность обучающихся строится:
- на изучении и анализе информации: текста, карт, ри-
сунков, статистических данных;
- на детальной проработке материала с помощью руб-
рик «Шаг за шагом», «Анализируем график», «Читаем
карту», «Анализируем диаграмму»;
- на изучении текста рубрики «Стоп-кадр», углубля-
ющей и поясняющей содер жание параграфа;
- на проработке материала параграфов «Учимся с «По-
лярной звездой»;
- на рефлексии (как я делаю? Зачем я делаю? Так ли
я сделал?);
- на анализе обобщений по темам, позволяющих де-
лать мировоззренческие и ценностные выводы;
- на поиске информации в Интернете.
Организация различных видов деятельности осущест-
вляется индивидуально, в процессе групповой и фронталь-
ной работы.
Таким образом, учебник нацелен на самостоятельную
деятельность, продуцирующую знание в практической,
творческой, конструктивной форме.
Формулирование целей образовательной деятельности
обучающихся осуществляется на основе географическо-
го содержания курса. Под целями понимают ожидаемые
результаты дея тельности школьников, которых удаётся
добиться за определённый период времени (урок, тема,
курс). Цели реализуются путём достижения личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения ос-
новной образовательной программы, причём обучающие
задачи ориентируют на достижение предметных результа-
тов, развивающие задачи — на достижение метапредмет-
ных результатов, воспитательные задачи — на достижение
личностных результатов (формирование универсальных
учебных действий).
Технологии обучения
Реализация системно-деятельностной и личностно ори-
ентированной модели обуче ния обусловливает примене-
ние при изучении курса «Гео графия России» в 8 классе__