Поурочные разработки по географии 8 класс. Просвещение.

Достижение качественно новых результатов образования — цель введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Вся идеология нового стандарта ориентирована на воспитание и развитие личности, а способность эффективно использовать полученное образование становится и целью, и основным образовательным результатом. Механизм реализации этого главного требования заключается в системно-деятельностном подходе, который напрямую связан с формированием универсальных учебных действий (УУД).

Поурочные разработки по географии 8 класс. Скачать

Овладение универсальными учебными действиями даёт

возможность самостоятельного успешного усвоения новых

знаний, умений и компетенций, включая организацию

собственной учебной деятельности. С помощью развития

универсальных учебных действий расширяются возможно-

сти ориентации в различных предметных областях, а так-

же самостоятельного пополнения, переноса и интеграции

знаний, проявления собственных творческих замыслов,

сотрудничества и коммуникации, постановки задач, пла-

нирования действий, практического решения личностных

и социально значимых проблем.

Показателем достижения основных образовательных

результатов ФГОС является овладение системой личност-

ных, метапредметных и предметных учебных действий. На

практике это проявляется в формировании у обучающихся

способности и готовности к решению разнообразных учеб-

но-познавательных и учебно-практических задач. Путь к

достижению этой цели лежит через включение школьника

в активную учебно-познавательную деятельность. Инстру-

мент, позволяющий это сделать, — система учебных за-

даний, побуждающих обучающихся активно участвовать в

познавательной деятельности и развивать требуемые спо-

собности.

Осуществление заложенного в ФГОС перехода от моде-

ли контроля знаний к модели обеспечения качества обра-

зования будет неизбежно связано с изменениями в работе

учителя. На что стоит обратить внимание в первую оче-

редь?

  1. Требования ФГОС существенно расширяют традици-

онные представления (нормирование предметных резуль-

татов), заставляя рассматривать планируемые результаты

комплексно, включая метапредметные и личностные результаты. Заметим, что речь не идёт о снижении важнос

предметных знаний, умений, навыков, но акценты смеща-

ются в сторону деятельностного и ценностного компонен-

тов в общем процессе развития личности.

  1. Учебный материал и система учебных заданий в

учебнике и в сопровождающих его изданиях учебно-мето-

дического комплекта (на печатных и электронных носите-

лях, а также в виде online-ресурса) должны оптимальным

образом обеспечивать достижение планируемых результа-

тов. Другими словами, решать задачи воспитания, форми-

рования системы ценностей и системы основополагающих

элементов научного знания, а также освоения универсаль-

ных учебных действий и компетенций, составляющих ос-

нову умения учиться.

  1. Форма представления учебного материала в учебнике

должна поддерживать деятельностное освоение содержа-

ния. Чем тщательнее разработаны аппарат ориентировки

и организации усвоения, тем легче будут решаться задачи

по самоорганизации и саморегуляции, приданию личност-

ного смысла учению.

  1. В повседневной практике особого внимания потре-

буют: приобретение обучающимися опыта проектной де-

ятельности, совершенствование навыков работы с инфор-

мацией, развитие читательской компетенции, активное

использование информационных технологий. Это означает,

что учитель столкнётся с необходимостью включения в ра-

боту элементов инновационных практик и проектирования

учебного процесса (например, построение урока как систе-

мы учебных заданий).

Не следует забывать, что эффек тивность урока во

многом зависит от организации разно образной самосто-

ятельной деятельности обучающихся: поиска новых зна-

ний, решения различных проблем, включения в диалог,

обесп ечивающий развитие индивидуальных осо бенностей

школьников, формирование географической куль туры.

Особенности курса «География России».

Учебник как инструмент достижения

планируемых результатов

В структуре географического образования курс «Геог-

рафия России» занимает центральное место. Этот курс зна-

комит обучающихся с особенностями природы, населения,

хозяйства России в целом, а также отдельных её регио-

нов и своей малой родины. Это один из самых значимых

школьных курсов, его содержание направлено на станов-

ление человека как гражданина, патриота, рачительного

хозяина своей страны и малой родины, активно участвую-

щего в решении ключевых проблем.

Особенностью содержания курса «География России»

является его ориентация на личность школьника (раскры-

тие его индивидуальности, самостоятельности, интересов)

и рассмотрение современных направлений географичес-

кой науки с её проблемами, идеями, стратегиями, обус-

ловленными мировыми глобальными процессами, а так же

системой ценностей современного об щества.

В курсе «География России» сохранены преемствен-

ность и внутрипредметные связи с курсами 5—7 классов

(«География Земли»). Учтены также метапредметные свя-

зи (история, биология и др.), индивидуальный опыт и пси-

хофизиологические особенности обучающихся.

Курс «География России», изучаемый в 8 и 9 клас-

сах, рассматривается как единый интегрированный

курс, обеспе чивающий формирование целостной геогра-

фической кар тины своей страны и своей области (ре-

спублики, края). В учебнике для 8 класса содержится

общий обзор природы, населения, хозяйства России, а в

учебнике для 9 класса рассматриваются географические

районы.

В 8 классе изучаются темы:

«Россия в мире». В теме рассматривается Россия на

картах мира и часовых поясов, изучается, как ориентиро-

ваться по карте России, как формировалась территория

страны, в чём состоит наше богатство и наследие;

«Россияне». Тема содержит параграфы о численности,

воспроиз водстве, миграциях, рынке труда и занятос ти на-

селения, а также знакомит с «демографическим портре-

том» россиян, многообразием народов и их разме щением

по территории страны, городами и сельскими поселения-

ми, проблемами урбанизации;

«Природа». В теме рассматриваются история развития

земной коры и её ресурсы, рельеф, климат, внутренние во-

ды и моря России, почвы, а так же проблемы, обусловлен-

ные взаимодействием природы и хозяйства;

«Природно-хозяйственные зоны». Тема знакомит с ос-

новными природными зонами России, осо бенностями их

хозяйственного освоения и проблемами, вызванными ан-

тропогенным воздействием человека;

«Хозяйство». Тема содержит общий обзор хозяй ства

России. В ней вводятся понятия о производственном, че-

ловеческом и природно-ресурсном капитале страны, струк-

туре экономики (функциональной, отраслевой, территори-

альной), характеризуются особенности экономики России

и пути её дальнейшего развития. Рассматриваются отдель-

ные отрасли и отраслевые комплексы, а также транспорт-

ная, социальная и информационная структура — их про-

блемы и перспективы.

В 9 классе изучаются темы:

«Регионы России», в которой обучающиеся познако-

мятся с различными видами районирования и крупными

природными регионами, экологической ситуацией и эко-

логической без опасностью в России;

«Европейская Россия» и «Азиатская Россия», в которых

раскры ваются особенности географических районов России.

В Заключении помещён материал о странах — соседях

России, сферах её влияния.

Учебник лишь одно из средств реализации основной об-

разовательной программы и достижения образовательных

результатов, но он может очень сильно облегчить (или, на-

оборот, затруднить) работу учителя при реализации требо-

ваний ФГОС.

Педагогам, преподающим географию по учебникам ли-

нии «Полярная звез да», хорошо знакомы их структура и

свойства как учебной книги. Концепция предметной линии

предполагает, что учебник несёт (помимо иных) функцию

организатора учебной деятельности. Эта функция реали-

зуется через чёткую организацию и структурированность

учебного материала. Так, традиционное предметное содер-

жание учебника дополнительно оснащено:

  • системой практико-ориентированных и личностно

ориентированных разноуровневых заданий (в том числе

мультимедийных);

  • системой помощи в самостоятельной работе (модели

действия, пошаговые инструкции, напоминания, полезные

советы, ссылки на дополнительные ресурсы);

  • системой деятельностных уроков «Учимся с «Поляр-

ной звездой»;

  • системой подготовки к аттестации «Лёгкий экзамен».

Планируемые результаты освоения основной образова-

тельной программы достигаются при условии успешного

решения задач установленных классов. Эти задачи направ-

лены на: 1) освоение системы знаний; 2) самостоятельное

приобретение, перенос и интеграцию знаний; 3) решение

проблем; 4) сотрудничество; 5) коммуникацию; 6) самоор-

ганизацию и саморегуляцию; 7) формирование ценностно-

смысловых установок; 8) придание личностного смысла уче-

нию и рефлексию; 9) формирование ИКТ-компетентности.

В учебниках линии «Полярная звезда» и сопровожда-

ющих её электронных образовательных ресурсах учитель

найдёт спектр заданий, обеспечивающий все указанные

классы задач. Система заданий разного уровня сложности

позволяет моделировать различные учебные ситуации и

включает (помимо традиционных):

  • задания, предусматривающие работу в парах и груп-

Пах

  • задания, предусматривающие поиск различных ис-

точников информации;

  • интегрирующие задания общеучебного и метапред-

метного характера;

  • задания, предусматривающие самоконтроль и само-

оценку;

  • творческие (исследовательские) задания;
  • проекты, дискуссии, обсуждение эксперимента и т. п.

С точки зрения особенностей учебников, которые опти-

мизируют достижение образовательных результатов, стоит

обратить особое внимание на деятельностные параграфы

«Учимся с «Полярной звездой». Материал этих парагра-

фов ориентирован на развитие УУД (личностных, регуля-

тивных, познавательных, коммуникативных) и позволя-

ет решать параллельно учебные задачи разных классов.

В учебнике для 8 класса таких пара графов 9:

  1. Проблемный вопрос: есть ли страны холоднее, чем

Россия?

  1. Сравниваем половозрастные пирамиды регионов Рос-

сии.

  1. Представляем информацию о полезных ископаемых

России.

  1. Оцениваем климатические условия России на основе

различных источников информации.

  1. Решаем проблему: преобразование рек.
  2. Сравниваем, моделируем и выбираем: природные зо-

ны для жизни и деятельности человека.

  1. Реализуем проект (конференция «Что мы оставим

потомкам»).

  1. Планируем деятельность, работаем с информацией

(АПК).

  1. Изучаем сферу услуг своего района.

Все эти параграфы снабжены либо пошаговыми ин-

струкциями, либо комментариями и рекомендациями,

обеспечивающими вариативность в выполнении заданий

(по указанию учителя). В силу многовекторной сущности

материала этих параграфов работа с ними позволяет на-

глядно продемонстрировать ступеньку в достижении пла-

нируемых результатов.

С учётом мини-атласа в Приложении учебника и элек-

тронного ресурса информационно-образовательная среда

УМК оказывается весьма ёмкой и функциональной. Вы-

сокая степень разнообразия заданий позволяет эффективно

осваивать не только предметную, но и междисциплинар-

ные программы.

Важная особенность, отмеченная многими учителями

как весьма полезная характеристика аппарата усвоения, —

специаль ная графически оформленная система повторения и

под готовки «Лёгкий экзамен». Маршрут «Лёгкий экзамен»

идёт параллельно тексту от «Полярной звезды» в верхнем

углу каждой страницы с остановками на самых важных

точках: определениях (голубой фон), утвержде ниях, отбор

которых основан на содержании экзамена ционных вопросов

(жёлтый фон), промежуточных выводах (розовый фон) и ин-

струкциях (зелёный фон). Маршрут предназначен для под-

готовки к ответу на уроке, проверочной работе, экзамену.

Самостоятельная деятельность обучающихся строится:

  • на изучении и анализе информации: текста, карт, ри-

сунков, статистических данных;

  • на детальной проработке материала с помощью руб-

рик «Шаг за шагом», «Анализируем график», «Читаем

карту», «Анализируем диаграмму»;

  • на изучении текста рубрики «Стоп-кадр», углубля-

ющей и поясняющей содер жание параграфа;

  • на проработке материала параграфов «Учимся с «По-

лярной звездой»;

  • на рефлексии (как я делаю? Зачем я делаю? Так ли

я сделал?);

  • на анализе обобщений по темам, позволяющих де-

лать мировоззренческие и ценностные выводы;

  • на поиске информации в Интернете.

Организация различных видов деятельности осущест-

вляется индивидуально, в процессе групповой и фронталь-

ной работы.

Таким образом, учебник нацелен на самостоятельную

деятельность, продуцирующую знание в практической,

творческой, конструктивной форме.

Формулирование целей образовательной деятельности

обучающихся осуществляется на основе географическо-

го содержания курса. Под целями понимают ожидаемые

результаты дея тельности школьников, которых удаётся

добиться за определённый период времени (урок, тема,

курс). Цели реализуются путём достижения личностных,

метапредметных и предметных результатов освоения ос-

новной образовательной программы, причём обучающие

задачи ориентируют на достижение предметных результа-

тов, развивающие задачи — на достижение метапредмет-

ных результатов, воспитательные задачи — на достижение

личностных результатов (формирование универсальных

учебных действий).

Технологии обучения

Реализация системно-деятельностной и личностно ори-

ентированной модели обуче ния обусловливает примене-

ние при изучении курса «Гео графия России» в 8 классе__



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:
© 2021 , Уроки географии