Практические работы по географии

6 класс. Наблюдения за погодой, высотой солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоёмов. Цель работы: формирование умений вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе.

  1. Изучение форм поверхности, характера залегания пород; ознакомление с водами, их использованием и охраной.

Цель работы: формирование умений характеризовать конкретные формы поверхности, обнажения, водоемы.

  1. Ориентирование на местности.

Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса, плана, местных признаков.

  1. Глазомерная съемка с планшетом небольшого участка местности

Цель работы: обучение умению составлять простейший план местности.

  1. Определение расстояний, направлений.

Цель работы: формирование умений определять направления и расстояния по глобусу и карте; формирование знаний о географическом положении своего населенного пункта.

  1. Определение географических координат

Цель работы: формирование умений определять географические координаты по глобусу и карте; формирование знаний о географическом положении своего населенного пункта.

  1. Определение по карте положения и высоты гор и равнин, географических координат и высоты отдельных вершин.

Цель работы: формирование умений определять географическое положение гор, равнин и их высоту; развитие умений определять географические координаты.

  1. Обозначение на контурной карте названий гор, равнин, вулканов.

Цель работы: формирование умений комплексного использования физической и  контурной карт.

  1. Определение по карте направления и расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря.

Цель работы: развитие умений определять расстояния по карте.

  1. Выявление изменений глубин океанов вдоль одной из параллелей.

Цель работы: формирование умений определять изменения глубин и объяснять причины изменений.

  1. Определение по карте географического положения и глубины морей, географического положения проливов, островов и полуостровов, рек и озер. Обозначение на контурной карте морей, рек, озер, проливов, заливов, островов и полуостровов.

Цель работы: формирование умений определять географическое положение изучаемых географических объектов.

  1. Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов: составление графика температуры, диаграмм облачности и осадков, «розы ветров»; описание погоды за день, месяц.

Цель работы: формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой, делать выводы о состоянии погоды, давать описание погоды.

  1. Ознакомление с компонентами природы своей местности, с проявлением связи между ними на примере природных комплексов, различие которых обусловлено рельефом: использование населением, изменение, охрана. Составление описания природного комплекса (на местности).

Цель работы: формирование умений показывать взаимосвязь между природными компонентами конкретного природного комплекса, влияние рельефа на компоненты; составлять описание изучаемого природного комплекса.

  1. Определение положения государства на материке; нанесение на контурную карту границ государств, названных в теме, столиц и определение их географических координат.

Цель работы: формирование умений работать с политической картой мира, определять положение государств; развитие умений определять географические координаты.

7 класс.

  1. Определение географических координат крайних точек Африки; обозначение на контурной карте названий изучаемых в теме географических объектов.

Цель работы: выявление особенностей географического положения материков; развитие умений комплексного использования физической и контурной карт.

  1. Определение по карте и нанесение на контурную карту элементов, характеризующих физико-географическое положение материка.

Цель работы: выявление особенностей физико-географического положения Южной Америки и их отражение на контурной карте.

  1. Выявление по картам взаимосвязей между компонентами в одном из природных комплексов Южной Америки.

Цель работы: развитие знаний о взаимосвязи компонентов природного комплекса; формирование умений комплексного использования различных карт атласа.

  1. Сравнение климата отдельных частей Северной Америки расположенных в одном климатическом поясе, отражение результатов в таблице.

Цель работы: формирование умений доказывать разнообразие климата внутри одного климатического пояса, выявлять причины, обусловливающие это разнообразие.

  1. Составление по картам и другим источникам знаний описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из названных в программе стран материка (в форме развернутого плана).

Цель работы: формирование умения, используя различные карты атласа, составить краткую характеристику природы, населения и его хозяйственной деятельности любой из изучаемых стран.

  1. Выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа Евразии, обозначение их на контурной карте; сравнение с другими материками.

Цель работы: формирование умения сопоставлять карту строения земной коры с физической картой с целью выявления особенностей расположения крупных форм рельефа, сравнивать рельеф материков.

  1. Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам.

Цель работы: формирование умений анализировать климатические диаграммы и делать вывод о типе климата.

  1. Составление характеристики одной из рек материка по плану.

Цель работы: формирование умений составлять характеристику реки, используя различные карты атласа, учебник, дополнительную литературу.

  1. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление причин сходства и различий в чередовании зон.

Цель работы: выявление причин, обусловливающих чередование природных зон и различие в их расположении на материках Евразия и Северная Америка.

  1. Составление по картам и другим источникам знаний комплексного описания одной из стран Евразии.

Цель работы: формирование умений комплексного использования различных источников географических знаний для описания природы, населения и хозяйства отдельной страны.

  1. Выявление связей между компонентами природных комплексов, обусловленных различиями в получении тепла и влаги; описание природных комплексов с выявлением их особенностей и характера воздействия на них человека; отражение результатов работы в таблице (практическая работа проводится на местности).

Цель работы: конкретизация знаний о воздействии света, тепла и влаги, хозяйственной деятельности человека на компоненты природного комплекса.

  1. Составление простейшего плана местности, на которой изучаются природные комплексы

Цель работы: развитие умений самостоятельно составлять план местности и ориентироваться на ней при движении.

8 – 9 классы.

  1. Ознакомление с общими и тематическими картами атласа, планами города и района, туристическими схемами, атласами дорог; решение простейших задач (определение расстояний, направлений, абсолютных и относительных высот).

Цель работы: формирование умений отбирать нужные источники картографических знаний и использовать их для практических целей.

  1. Определение по физической карте географических координат крайних точек, границ РФ, нанесение их на контурную карту.

Цель работы: формирование знаний об особенностях географического положения РФ.

  1. Решение задач на определение поясного времени

Цель работы: формирование умений определять поясное время.

  1. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий

Цель работы: формирование умений комплексного использо­вания тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

  1. Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных географических объектов, определение состояния погоды по синоптической карте

Цель работы: формирование умений работать с различными типами климатических карт и с синоптической картой.

  1. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования.

Цель работы: формирование умений составлять развернутую характеристику реки, используя различные источники информации.

  1. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон.

Цель работы: формирование умений на конкретных примерах показывать взаимосвязи, существующие между природными компонентами в природной зоне.

  1. Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов.

Цель работы: формирование умений оценивать условия жизни и деятельности человека в любом из природных районов.

  1. Обозначение на контурной карте всех республик, входящих в состав Российской Федерации.

Цель работы: формирование умений работать с картой административно-территориального деления России.

  1. Определение учащимися по статистическим источникам плотности населения и доли городского и сельского населения в своей местности. Сопоставление со средними показателями по стране

Цель работы: формирование умений работать с демографиче­скими показателями и картой плотности населения, сравнивать показатели и делать выводы.

  1. Определение по статистическим материалам тенденций изменения числа занятых в сфере хозяйства.

Цель работы: развитие знаний о населении России, формирование умений работать со статистическими материалами, характеризующими занятость в различных сферах хозяйства, делать выводы на основе их анализа.

  1. Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Цель работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.

  1. Характеристика одного из районов добычи нефти, угля или газа по картам и статистическим материалам.

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику топливной базы по картам и статистическим показателям.

  1. Составление типовой схемы агропромышленного комплекса.

Цель работы: углубление знаний об агропромышленном комплексе, формирование умений отражать графически (с помощью схем) взаимосвязи отраслей сельского хозяйства с промышленным производством.

  1. Определение эффективности приближения I группы обрабатывающих производств пищевой промышленности к сельскохозяйственным предприятиям

Цель работы: формирование умений проводить простейшие расчеты для доказательства необходимости приближения пищевой промышленности к сельскохозяйственному сырью.

  1. Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.

Цель работы: формирование умений давать характеристику транспортной магистрали, используя различные источники информации.

  1. Изучение местного предприятия и описание его по плану (работа проводится в ходе изучения отрасли, к которой относится выбранное предприятие)

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику местного предприятия на основе материалов, полученных на экскурсии.

  1. Составление экономико-географической характеристики территории.

Цель работы: формирование знаний о последовательности экономико-географической характеристики территории, умений составлять такие характеристики.

  1. Изображение на контурной карте схемы внешних территориально-производственных связей Центральной России.

Цель работы: углубление знаний о разделении труда; формирование умений отражать на контурной карте производственные связи, существующие между районами.

  1. Составление экономико-географической характеристики промышленного узла.

Цель работы: углубление знаний о взаимосвязи различных отраслей производства; формирование умений составлять экономико-географическую характеристику промышленного узла на основе экономических карт и текста учебника.

  1. Составление по различным источникам характеристики одного из экономических районов.

Цель работы: формирование умений составлять характеристику района на основе комплексного использования карт атласа, схем и текста учебника.

  1. Сравнительная характеристика регионов, входящих в состав Российской Федерации

Цель работы: углубление знаний по географии регионов РФ; формирование умений сравнивать хозяйства республик по заданным признакам, вычленять черты сходства и различия.

География своей территории.

  1. Определение по картам географического положения территории.

Цель работы: установить особенности географического положения своей республики (края, области).

  1. Анализ по картам плотности и особенностей размещения населения

Цель работы: получить знания об особенностях населения своей местности, о районах с наибольшей и наименьшей плотностью населения.

  1. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов

Цель работы: установить особенности природных условий и ресурсов своей местности.

  1. Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства

Цель работы: определить территориальные взаимосвязи основных отраслей хозяйства своей республики (края, области). Последовательность работы:

  1. Составление экономико-географических характеристика промышленного центра и форм организации хозяйства расположенных в нем.

Цель работы: получить знания о различных формах организации хозяйства на территории своего региона.

  1. Характеристика мероприятий по охране и преобразованию природы.

Цель работы: ознакомление с состоянием окружающей среды и подходами к рациональному природопользованию.

  1. Составление картосхемы внешних экономических связей.

Цель работы: определить внешние экономические связи своей республики (края, области) с другими регионами РФ, с другими странами.

10 – 11 классы

  1. Характеристика политико-географического положения страны.

Цель работы: научить учащихся оценивать политико-географическое положение страны, выявлять положительные и отрицательные черты, отмечать изменение политико-географического положения во времени.

  1. Анализ ресурсообеспеченности отдельных стран.

Цель работы: формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран с помощью карт и статистических материалов.

  1. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями различных территорий.

Цель работы: формирование умений анализировать данные о взаимосвязи между размещением населения, хозяйства и природными условиями различных территорий.

  1. Построение картосхемы размещения основных районов энергетической, машиностроительной, химической отраслей промышленности мира.

Цель работы: развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью отбора и фиксации на контурной карте промышленных районов и стран с высоким уровнем развития отраслей обрабатывающей промышленности.

  1. Составление экономико-географической характеристики страны.

Цель работы: развитие умений давать экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники графической информации.

  1. Составление картосхемы производственных связей стран.

Цель работы: формирование умений с помощью картосхем отражать существующие производственные связи между отдельными странами.

  1. Характеристика территориальных диспропорций в размещении производства на примере развитых стран мира.

Цель работы: развитие и конкретизация знаний о неравномерности социально-экономического развития отдельных стран и регионов мира (районов внутри страны).

  1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран

Цель работы: формирование умений сравнивать различные страны по основным экономико-географическим показателям, выявлять черты сходства и различия.

  1. Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки.

Цель работы: развитие умений сравнивать отдельные страны, выделяя основные особенности природы, населения, хозяйства, отмечать черты сходства и различия, объяснять причины этого.



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

© 2024 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru