Приемы работы с картой на уроках географии
Приемы работы с картой на уроках географии. Цель: Формирование интереса учащихся к географическим знаниям с помощью технологии развивающего обучения. Развитие внимания, памяти, логического мышления.
Из всех существующих отечественных технологий технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных.
Термин «развивающее обучение» сейчас трактуется очень широко, настолько широко, что почти любое обучение объявляется развивающим. Любое педагогическое действие имеет своей целью развитие ребенка. С этой точки зрения обучение в любой форме есть элемент развития, а следовательно любое обучение всегда является развивающим.
По способу мотивации деятельности ребенка-субъекта образовательного процесса, технологии развивающего обучения разделяются на группы, учитывающие различные потребности, способности и другие качества личности.
С моей точки зрения суть развивающего обучения сводится к развитию умения самостоятельно извлекать информацию, критически ее перерабатывать и самостоятельно делать из этой информации выводы. По способу мотивации деятельности ребенка я сторонник технологии развивающего обучения И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова, которая предусматривает развитие творческого мышления.
Мышление не является единственной задачей развивающего обучения. Мышление, память и внимание это основная база для развития личности. Развивающее обучение преследует три главных цели: развитие логического мышления, развитие памяти и развитие внимания.
Приведу некоторые приемы при работе с политической картой для развития памяти, внимания, логического мышления, которые я использую в своей работе.
«Навигатор». Ученик поворачивается спиной к карте. Мысленно путешествуя по карте, ученику предлагается назвать страны, по которым пройдет его путешествие из заданной учителем страны в конечную точку. Например, какие ты страны сможешь посетить, совершая путешествие из России в Испанию.
«Навигатор 2». У карты два ученика. Один стоит к карте спиной, другой начинает движение указкой по карте, рассказывая о направлении и тех странах, которые встречаются на его маршруте. Учитель говорит «Стоп». Стоящий спиной к доске ученик, должен назвать страну, на которую в данный момент показывает указка. Ученики меняются местами, если дан правильный ответ.
«Цепочка». Перед учениками, лежат атласы с политической картой. Учитель называет страну или столицу и ученик должен найти на карте страну или столицу, начинающуюся на ту букву, на которую окончился объект заданный учителем. За первым учеником в игру вступает второй и так далее. Этот прием не только развивает внимание учащихся, но и позволяет легко, без сильного напряжения, запомнить карту.
«Буква». Ученикам предлагается написать за определенное время как можно больше названий столиц или стран, на определенную букву.
«Силуэт». Ученик должен узнать страну по силуэту. Силуэт страны изображается на бумаге или доске с прилегающими к ней странами.
«Река-столица». Ученикам предлагается назвать столицы (города) стоящие на реках. Провести можно в виде состязания.
«Дуэль». Для дуэли к карте вызываются два ученика. Первый ученик задает вопрос по карте, второй должен на него ответить. Затем ученики меняются.
«Географический диктант». Географические диктанты являются широко распространенной формой контроля знаний учащихся. Наиболее распространенной формой диктанта, является диктант по контурной карте, когда учитель зачитывает список географических объектов под номерами, а ученик должен поставить в соответствующем месте контурной карты соответствующий номер. Второй тип диктанта это диктант по терминологии. В этом случае учениками в тетради пишутся несколько географических терминов, а учитель вслух читает дефиниции данных терминов под номерами. Ученик же должен напротив каждого термина поставить соответствующий номер.
«Найди общее». Даются две страны. Ученик должен найти как можно больше общего. Например: Алжир – Саудовская Аравия.
1. Обе пересекает Северный тропик.
2. Исповедуют ислам.
3. Обе страны относятся к афразийской языковой семье.
4. Плотность населения 20чел./км2.
5. Преобладание мужского населении.
«Поиск аналогов». Учитель называет город, а ученики должны найти как можно больше его аналогов. Например, возьмем город Дели.
Дели – Дакар (Оба начинаются на букву «Д»)
Дели – Бразилиа (Современные столицы)
Дели – Исламабад (Обе Расположены далеко от морей)
Дели – Мадрид (Оба расположены в северном полушарии)
Дели – Каир (Столицы с одинаковым количеством жителей)
Дели – Найроби (Обе расположены в зоне саванн) и т. д. и т.п.
«Классификация стран». Классификация может быть различна. Например, распределить предложенные страны по численности, по охвату территории, по вероисповеданию, по ВВП, по уровню развития, по формам правления и т.д. Или предложить сгруппировать страны, по каким либо признакам.
«Контур». Интересно проходит проверка знаний с использованием настенных контурных карт. На этих картах можно писать фломастером на водной основе, который легко стирается с ламинированной карты.
У ученика на листе написаны страны и столицы под номерами, и он расставляет на настенной контурной карте фломастером цифры, или подписывает эти названия.
«Угадай страну». На контурной, настенной карте, страны отмечены цифрами. Учитель называет одну из особенностей той или иной страны. Ученик должен записать в тетрадь нужный номер.
ИКТ
Кроме настенных контурных карт, я на своих уроках использую интерактивные географические карты при объяснении материала и при проверке знаний.
Информация, представленная на этих картах, помогает оживить урок. Можно показать как выглядит тот или иной географический объект, а при использовании политической карты – показать страны и прочитать о них информацию.
При проверке знаний с этих карт снимается несколько слоев географической информации (названия), и ученики или учитель при помощи электронного маркера наносит географические объекты.
Эти карты очень удобно использовать на интерактивных досках.
Приемы работы с интерактивными картами. При выполнении этих заданий снимается слой «Названия объектов» 1. Вызываются два ученика. Один пишет названия стран, другой их ставит на место. 2. Учитель пишет номера на карте, ученики пишут названия стран в тетрадь. 3. Карта увеличивается в размере, и учитель просит определить страну по небольшому фрагменту. 4. При помощи таких карт и интерактивной доски, ученики с интересов выполняют творческие задания. Например, а) при помощи электронного маркера ученик может показать, как изменятся границы государств при определенных условиях, можно пофантазировать; б) показать (нарисовать) транспортные пути, миграции населения, полезные ископаемые, промышленность и др.