Природные комплексы Воронежской области. Лесостепи и степи.
Урок 31. Природные комплексы Воронежской области. Лесостепи и степи. Цели урока: дать характеристику природного комплекса лесостепи и степи; выявить отличительные черты природы лесостепи и степи; определить характер растительного и животного мира; воспитывать любовь к природе родного края. Оборудование: карта природных зон России, атлас Воронежской области; пейзажи, репродукция Шишкина «Сосновый бор».
Ход урока.
Изучение новой темы.
Учитель. В пределах Воронежской области выделяют два природных комплекса — лесостепь и степь. Какие компоненты оказали влияние на образование природных комплексов?
Ученики: а) это климат, б) почвы, в) рельеф, г) поверхностные воды.
Вызываем главного эксперта-климатолога.
Ученик. Климат области умеренно-континентальный. Северные и южные районы области получают разное количество тепла и влаги. На севере области среднегодовая температура выше +5t, на юге +6,5t . Число теплых дней в году с температурой выше +15t на широте Воронежа 107 дней, а на юге 122 дня. Осадки на северо-западе 450-600мм, а на юге-востоке от 300 до 350мм.
Слово почвоведу.
В пределах области основная почва — черноземы. Еще встречаются серые лесные, дерново-подзолистые, луговые, песчаные в долинах рек, заболоченные, солонцы и солончаки. Почвы сильно изменены деятельностью человека.
Слово гидрологу.
Основная масса поверхностных вод сосредоточена в реках. В области 125 рек, 53 имеют устойчивый водный режим и 72 пересыхают. За последние шестьдесят лет 138 рек превратились во временные водотоки. В области немного озер и болот.
Учитель.
Рельеф области равнинный, встречаются овраги и балки, холмы. Особенность климата, черноземные почвы, рельеф, реки, озера дали возможность образованию природных комплексов — лесостепи и степи. Демонстрация пейзажа лесостепи, степи.
Лесостепная зона – переходная зона от леса к степи. Для лесостепной зоны нашей области характерны дубравы и сосновые боры. Осадков достаточно для роста лесов, суховеи редьки, устойчивый снежный покров.
В дубраве основная растительность – это дуб, возраст которых составляет 100-150 лет. Самые крупные дубравы – Теллермановский лес 27000га (на севере области), Шипов лес 30000га (в центре области). В речных долинах распространены вязово-дубовые, ольхово-дубовые, осиново-дубовые леса с кустарниками: боярышник, терен, малина. Многообразен травяной покров.
Сосновые боры составляют 25% площади области (Усманский, Хреновской). Демонстрация картины Шишкина «Сосновый бор».
Слово ботанику.
Сосна — растение не прихотливое, может расти на бедных песчаных почвах и болотах. Встречается брусника, черника, вереск, ракитник.
Слово зоологу.
В дубравах животные: лось, кабан, заяц-беляк, волк. Исчезающие виды: олень, бобр, жук-олень, выхухоль — сохранилась с доледникового периода. Многообразие птиц: дрозд, дятел, соловей, ястреб-перепелятник.
Учитель.
Степи – это бескрайние пространства, покрытые травянистой растительностью. Степь – это крайний юг области. Здесь ощущается недостаток влаги, осадков выпадает меньше, но испариться может больше, снега очень мало, часто суховеи.
Слово ботанику.
Все травянистые растения степей, приспособленные к засушливому климату. На один квадратный километр разнотравных степей встречается 40-45 видов растений (лапчатка, колокольчик, подорожник, незабудки, тюльпаны, чабрец, одуванчик), ковыль, типчак, тимофеевка, костер.
Слово зоологу.
В степях встречается сурок-байбак, суслик, мыши-полевки, тушканчик, кабаны, заяц-русак, волк, степной хорь, лиса, степная гадюка. Обилие птиц: степной орел, утки, дрозды, щеглы, стрижи, куропатки, перепелки. Дрофа и стрепет занесены в Красную книгу.
Заключение.
Учитель.
Природа степной и лесостепной зоны сильно изменена деятельностью человека. Большие площади заняты сельскохозяйственными полями, первозданных степей практически не осталось. Мы должны бережно относиться к естественным уголкам природы нашего красивого Воронежского края.
Закрепление материала.
1. Основной фактор оказавший влияние на образование степи.
2. Почему лесостепная зона является переходной.
3. Назвать основные растения степной зоны.
4. Фауна лесостепной зоны, представители фауны.
Задание на дом. Подготовить сообщения: «Растения степной зоны», «Животные степи и лесостепи».