Профессиональная ориентация учащихся
Ю. А. Чурляев учитель географии МБОУ Лицей №9 г. Воронеж Профессиональная ориентация учащихся в классах естественнонаучного профиля (на примере преподавания географии)
Актуальность. Правильно выбранная профессия способствует достижению более высоких показателей в трудовой деятельности, лучшему эмоциональному настрою, осуществлению всех жизненных планов.
Задача создания системы специализированной подготовки (профильного и предпрофильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
В настоящее время в наибольшей степени актуальна проблема профориентационного информирования, консультирования, подбора, профессионального становления и адаптации как комплексного процесса, направленного на подготовку подрастающего поколения к трудовой деятельности.
Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема развития интереса учащихся к профессии в процессе преподавания общеобразовательного предмета и преемственной связи между общим и профессиональным образованием.
Географические знания являются важным компонентом многих профессий и специальностей. Они формируют мировоззрение, логику научного мышления, интеллектуальный и профессиональный кругозор, главные положения в становлении профессионального самосознания личности будущего специалиста. Географические знания о ведущих сферах народного хозяйства, основных видах труда и массовых профессиях позволяют учащимся правильно сопоставить свой выбор профессии с потребностями экономического региона в кадрах.
Содержание курса географии предполагает преемственную связь между школьным и профессиональным образованием с целью приобретения знаний, умений и навыков, которые необходимы в различных профессиях, где приходится учитывать географическую сторону дела. У учащихся складывается целостное представление о природе, человеке, обществе и мире профессий в современных условиях.
Развитие профессионального интереса учащихся обеспечивается не только основным содержанием географического курса, но и большим числом практических работ, применением информационно-коммуникативных технологий, реализацией межпредметных связей и интеграционным подходом. Содержание курса рассматривается в качестве носителя информации о видах труда и профессиях. Все это подчеркивает профориентационную направленность курса географии и составляет важную основу для развития и стабилизации профессионального интереса учащихся.
Изучение и анализ литературы позволили выявить существенные недостатки в решении проблемы, которые объясняются наличием ряда противоречий социально-экономического, организационно-педагогического характера между:
— возрастающими требованиями к специалистам в новых социально-экономических условиях и уровнем их подготовки к профессиональной деятельности в процессе преподавания географии;
— существующей системой учебно-воспитательного процесса и необходимостью усиления внимания к профессиональной ориентации в процессе преподавания различных дисциплин;
— имеющейся системой профессиональной ориентации учащихся и необходимостью ее моделирования с широким использованием инновационных технологий.
Выявленные противоречия позволили сформировать проблему исследования. К 14-16 годам многие учащиеся еще не могут определить сферу своей будущей профессиональной деятельности. В связи с этим существенно возросла значимость разработки теории, методологии и технологии, системы формирования интереса к профессии средствами учебных дисциплин: географии, математики, биологии, химии и других.
Новизна заключается в том, что разработана педагогическая модель преемственных связей развития профессиональных интересов учащихся, как важного условия профессиональной ориентации учащихся.
В результате проведенного исследования теории и практики выделена совокупность педагогических условий по развитию и стабилизации профессиональных интересов при обучении географии, которые составили основу нашей опытно-экспериментальной работы: рассмотрение географии как основы развития профессиональных интересов учащихся к в учебном процессе школы; раскрытие своеобразия отражения законов природы; приближение содержания географии к особенностям различных профессий; развитие умения облекать географию в жизненные ситуации; сближение географических методов с методами, применяемыми на практике; реализация связи географии с другими науками, смежными предметами; ознакомление учащихся с профессиональной деятельностью человека через содержание предмета, практических работ, упражнений; привлечение примеров из области точных наук, профессиональной практики человека.
Естественно-географические науки призваны обеспечить многие элементы профессионального кругозора и создают психолого-педагогические предпосылки для развития, стабилизации профессиональных интересов учащихся.
Профессиональные интересы, умения и навыки, сформированные на занятиях по географии, классифицированы по различным признакам: функциональному, характеру деятельности, научным принципам, лежащих в основе деятельности.
Географические знания являются важным компонентом в любой профессии и специальности. Выявлено, что занятия по географии, направленные на развитие интереса к профессии, обладают значительным потенциалом при выборе учащимися будущей сферы деятельности. На таких занятиях можно не только решать задачи профессионального ориентирования, но и повысить качество географического образования.
Основу предлагаемой технологии развития профессиональных интересов учащихся составляет педагогическая модель, которая дает представление о технологическом процессе. Технология имеет определенную последовательность от первого до четвертого уровня, включает различные приемы формы и методы характерные для каждого уровня и направлена на гарантированное достижение поставленной цели.
Модель имеет четыре уровня, которые представляют собой подсистемы, системы развития и формирования профессиональных интересов преемственных связей.
Содержательная структура педагогической модели включает цель, четыре уровня развития, в которых реализуется учебный процесс, внеучебная работа и НИР. Каждый блок имеет четкое направление деятельности и свою специфику (см. рис. 1).
Модель подразделяется на 4 БЛОКА и включает IV УРОВНЯ.
БЛОК — 1 – это весь учебный процесс преподавания естественнонаучных дисциплин.
В БЛОКЕ — 2 мы развиваем профессиональное мышление. Вершина этого блока сужается к III уровню (окончание вуза)
БЛОК — 3 здесь мы развиваем интерес к профессиям географической направленности (треугольник, вершина которого начинается на Iом уровне, в 6 классе), а основание лежит у IIIего уровня (т. к. ученик к этому уровню имеет широкое представление о мире профессий, и должен определить для себя профильный класс или другое учебное заведение).